Сексуальное воспитание

  Традиционность сексуального воспитания, в первую очередь, проявляется в том, что подавляющее большинство субъектов, участвующих в формировании сексуальной культуры подрастающего поколения, действует ситуативно, т.е. когда ребенок показывает несоответствие тем ожиданиям, которые имеются у окружающих, то предпринимаются меры по формированию у него представлений о должном и способах его выполнения. Семья в систематической форме на основе обоснованной программы, как правило, не занимается выработкой у ребенка отношения к обнаженному телу, реакции на те действия, которые могут предпринимать сверстники и старшие с его половыми органами. Поэтому многие дети в раннем возрасте не получают научных представлений о половой системе, ее устройстве и предназначении для продолжения рода. До сих пор многие родители испытывают большие трудности в объяснении детям 5-7 лет механизма зарождения жизни и участия в этом процессе мужчины и женщины.[48]

Зная о необходимости подготовки ребенка к правильному восприятию тех изменений, которые с ним будут происходить в подростковом возрасте, родители не готовят его к тому, чтобы без страха, неприятных неожиданностей, элементов комплекса неполноценности реагировать на происходящие изменения с половыми органами. Традиционно не уделяется серьезного внимания формированию психических реакций человека на возникающие у него с 11-12 лет сексуальные потребности. Ребенок остается один на один с самим собой при переживании потребности в романтической влюбленности, сексуальных контактах, при случайном или намеренном использовании мастурбации при снятии сексуального напряжения. Самые большие трудности возникают как у взрослых, так и у подростков при обсуждении форм поведения в ситуации полового влечения, влюбленности. В лучшем случае взрослые, опасаясь негативных последствий непродуманных действий подростков, пытаются сформировать у них ту основную ценность, которая веками определяла сексуальное воспитание нового поколения". Речь идет о попытках предупредить незапланированную беременность в том возрасте, когда не только подростки, но и молодые люди не готовы обеспечить соответствующую самостоятельную семейную жизнь. Данная проблема, как было нами показано, определяет сущность всей западной модели сексуального просвещения и воспитания. Это еще раз указывает на крайнюю ограниченность того традиционного сексуального воспитания, ценности которого воспроизводятся не только в нашей стране, но и во многих развитых государствах.[48]

Новым элементом является лишь появление такой ценности сексуального общения, как защита от ВИЧ-инфекции. Новое страшное заболевание оказало значительное влияние на изменение отношения к случайным половым связям, которые теперь стали опасны не только угрозой случайной незапланированной беременности, венерическими болезнями, последние в настоящее время достаточно успешно излечиваются, но и опасностью заразиться СПИДом. Именно он будет определять содержание сексуального просвещения и воспитания до тех пор, пока медицина не изобретет специальной вакцины, а также эффективных способов лечения.[48]

Традиционно в социоподчиняющем сексуальном воспитании доминируем запугивание детёй негативными последствиями нарушений запретов взрослых. Реализация сильных природных побуждений определяется ожиданием радости, удовольствия, наслаждения от полового общения и того, что ему предшествует, а распространенная среди взрослых культура все ещё отмечает в сексе только негативные стороны. Что же сильнее: телесное наслаждение, радость, восторг или страх, сформированный культурой? Воспитанием пытаются обеспечить торжество последней, вместо того, чтобы вырабатывать навык получения удовольствие без отрицательных последствий.[48]

Новой чувственно-формирующей сексуальной культурой должны быть сформированы способы конструирования сексуальной радости путем особого саморегулирования личности. Человек тогда перестанет опасаться, что называется, "вредных последствий полового общения", а также чисто механического удовлетворения сексуальной потребности. Он сможет регулировать те психические и физические реакции, которые возникают под влиянием полового рефлекса. Механизм его реализации, данный природой, ведет к такому поведению индивида, которое почти не отличается от животного. Утверждение в процессе воспитания культуры проявления и удовлетворения сексуальных побуждений предполагает не только овладение совокупностью запретов на случайные половые связи, а также, на наш взгляд, должны регулироваться культурой получения высшего наслаждения только с постоянным партнером.[48]

Когда с раннего детства ребенка начнут обучать получению радости не только от простого удовлетворения природных желаний о вкусной пище, тепле, получении каких-то понравившихся вещей, а и от самостоятельного регулирования психических побуждений, создания чего-то нового, тогда он сможет получить необходимую базу для управления сексуальными желаниями. Они всегда возникают на основе природных потребностей в то время, когда современная жизнь не позволяет их реализовывать открыто в рамках брачной пары. Поэтому главной задачей воспитания является формирование ценности управления половым инстинктом таким образом, чтобы сексуальное общение было составной частью целостного взаимодействия двух индивидов. Восприятие нравственных, эстетических достоинств понравившегося человека должно стать обязательной частью влюбленности в него.

Необходимо специальное обучение по насыщения этого чувства теми социальными ценностями человека, на основе которых может реализоваться природное влечение к нему. Выработка умения соединять в восприятии любимого его природные и социальные достоинства является важнейшим условием перехода сексуального воспитания на качественно новый уровень. Оно должно начинаться не с просвещения по поводу различий в физиологии мужчины и женщины, а с обучения способам целостного восприятия любого человека.[48]

Учить детей методам познания внутренних качеств человека, которые выражаются не только в поступках, но и проявляются в определенной мере в его внешности необходимо с 3-4 лет. Тогда создается возможность для преодоления одной типичной проблемы сексуального воспитания, которая заключается в том, что половое поведение строится на основе выделения лишь внешних достоинств, определенных природой. Только в результате больших разочарований человек постепенно убеждается в том, что понравившийся ему индивид приносит в основном разочарования и неприятности. В этом заключается причина того, что многие люди только с помощью "пробного брака" узнают те социальные характеристики партнера, которые могли выяснить значительно раньше в процессе умелого распознавания особенностей его внутреннего мира.

Следующим условием становления качественно нового сексуального воспитания является постоянное развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка. В настоящее время эта задача решается в первую очередь с помощью искусства. Оно призвано научить ребенка радоваться природе, тем людям, которые созданы воображением поэта, писателя, художника. В значительно меньшей степени развиваются сильные положительные чувства на основе личного опыта общения с разными людьми. Человек может сильно переживать похождения героя художественного произведения, а к ситуациям, в которых оказываются известные и даже близкие ему люди, оставаться равнодушным. Детей с раннего возраста не учат воспринимать и глубоко переживать радость от общения с какими-то людьми. Ребенок значительно сильнее воспринимает огорчения и обиды, осуждения со стороны взрослых и сверстников, а не то удовольствие, которое возникает при обычном повседневном общении с ними. Если отсутствуют неприятности, то в лучшем случае господствует среднее по силе, практически не регулируемое удовлетворение. Ребенка не учат культивировать, взращивать в себе радость от того, что другой человек сделал для него что-то приятное, сумел учесть его индивидуальность.

В результате чего в подростковом возрасте возникают трудности с чувственным восприятием реальных психических состояний понравившегося человека. В состоянии влюбленности человек переживает радость от тех достоинств, которые он приписывает объекту влечения. Реального познания внутренних качеств индивида, позволяющего пережить радость от тонкого восприятия его реальных психических переживаний, не происходит. К этому ребенка не готовили, его сексуальное воспитание не включало в себя постоянные усилия по развитию чувственности, способности к сильным положительным переживаниям нравственных, эстетических, трудовых и иных социальных достоинств того человека, который понравился ему своей внешностью. Это ведет к тому, что, руководствуясь лишь внешней привлекательностью, подросток оказывается готовым к половому общению фактически только на уровне природных побуждений. В результате возникают случайные половые контакты с достаточно частой сменой половых партнеров. Такой человек оказывается не готовым к любви как состоянию, в котором только и может реализоваться зрелая сексуальная культура. Исследования позволило выделить одно из глубочайших противоречий сексуального воспитания, которое заключается в том, что оно, с одной стороны, ориентирует на то, что половое общение должно предполагать сильные чувства, каковым является любовь, а также ориентацию на постоянство общения с одним партнером. С другой стороны, по содержанию и формам оно остается таким же, каким оно было, когда подавляющее большинство людей вынуждены были выходить замуж за нелюбимых, навязанных им родителями, той культурой, которая игнорировала необходимость сильных чувств как условия полового общения. Поэтому, на наш взгляд, новое сексуальное воспитание должно отличаться тем, что будет строиться на выработке с раннего детства у детей культуры всестороннего проявления чувства любви к природе, людям, технике, своему народу, а на этой основе развитию сильных чувственных переживаний в отношениях с понравившимся человеком.[47]

Таким образом в настоящее время, когда речь идет о сексуальном воспитании, очень часто имеется в виду изложение данных из области анатомии, физиологии зачатия, деторождения и др. Фиксация делается именно на этих аспектах, что также сопровождается значительными затруднениями, связанными как со стыдливостью, так и страхом попасть в смешное положение.

Во многих семьях сексуальные вопросы, с одной стороны, считаются крайне значимыми, с другой – представляют совершенно запретную зону, о которой не принято ничего говорить. Внимание детей, естественно, привлекается к запретной теме с большой силой, интерес к «уличной» информации становится одной из главных мотиваций. В таких случаях возникает также реальная угроза оказаться под влиянием лиц с различного рода сексуальными отклонениями с далеко идущими отрицательными последствиями.

Вопросы пола и его значения должны интегрироваться в сознании ребенка задолго до пробуждения сексуальных желаний. Эти знания способствуют, по данным ряда исследователей, будущей адаптации к новой реальности. Психологические исследования показывают, что в настоящее время даже в странах со сравнительно либеральными подходами к сексуальным проблемам в обществе во многих случаях дети в достаточной степени не защищены перед неблагоприятными воздействиями среды, становятся жертвами плохого воспитания. Результатом этого является возникновение упрощенных и к тому же неправильных представлений механистического характера. Добавим, что анатомические знания нередко носят «опережающий» характер, что может способствовать нарушению развития. Сведения об анатомической стороне проблемы и чувственности должны восприниматься на подготовленной психологической почве, как дополнение психологического осознания пола.[48]

 

 

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод по II главе:

1. Были выявлены черты сексуального воспитания в современных условиях и необходимость к самовоспитанию которая включает: 1) Развитие яркого чувственно-эмоционального восприятия и переживания природы. 2) Формирование пронизанного положительными чувствами общения с разными людьми. 3) следует в равной мере формировать нежность, умение быть ласковым как у девочек, так и мальчиков. 4) Необходимо учить детей, подростков, взрослых людей любить себя.

2. Были выявлены причини ранних сексуальных отношений. На наше сексуальное поведение влияют биологические, социальные и психологические факторы – ими обусловлены главные психологические причины ранних сексуальных отношений.

3. Были систематизированы качественные условия сексуального воспитания: 1) Должны быть сформированы способы конструирования сексуальной радости путем особого саморегулирования личности.2) Должны быть сформированы ценности управления половым инстинктом таким образом, чтобы сексуальное общение было составной частью целостного взаимодействия двух индивидов. 3) Необходимо специальное обучение по насыщения чувства влюбленности теми социальными ценностями человека, на основе которых может реализоваться природное влечение к нему. 4) Надо учить детей методам познания внутренних качеств человека, которые выражаются не только в поступках, но и проявляются в определенной мере в его внешности необходимо с 3-4 лет. 5) Развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка.

 

 

III. Глава 3: Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова

Методы исследования

1. Анкета «Секс в вашей жизни» (Кон) [Приложение 1]

Целью опроса было: Выявить уровень сексуального развития испытуемых

1. Проанализирован процесс формирования подростковой сексуальности, её проявления в этом возрасте.(3,4,8)

2. Выявлены причины ранних сексуальных отношений и отношение испытуемых к противоположному полу(6,7)

3. Выявлено какое место в жизни испытуемых занимает собственно секс.(2,5)

2. Опросник «Шкала любви и симпатий» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина) [Приложение 2]

Целью опроса было: определить, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.[33]

В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Симпатия — устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям и явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т. п.[33]

1. Определено, у скольки испытуемых в отношениях преобладает любовь.(1,3,5,7,9, 11, 13.)

2. Определено, у скольки испытуемых в отношениях преобладает симпатия. (2, 4, 6,8,10,12,14)

3. Выявлено количество респондентов имеющих пару.(1-14)

3. Опросник Левада- центра [Приложение 3]

Целью данного опроса было: выявить мотивацию и легитимацию юношей и девушек по отношению к противоположному полу.

В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Легитимация — достижение легитимности, обоснование права политической власти на принятие политических решений и осуществление политических поступков и действий, в том числе опирающихся на насилие (аппарат принуждения). Легитимацией называется юридическое обоснование этих действий существующими в государстве законами ("легальность"), а также достижение признания общественным сознанием уместности таких действий в смысле их соответствия духу существующей правовой системы ("легитимность").[33]

В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.[33]

1. Выявлена мотивация юношей и девушек связанных с половыми отношениями.(1)

2. Выявлена Легитимация связанная с половыми отношениями.(1)

3. Систематизированы причины вступления юношей и девушек в первую половую связь.(1)

 

 

 

Результаты

В ходе исследования было выявлено:[ Приложение 1 ]

1. Анкета «Секс в вашей жизни.»(Кон):

Таблица 1. Результаты первой группы испытуемых

Вопросы

Ответы

1 группа

юноши,% дев.,%

2.Как вы соотносите такие во многом разные понятия, как «секс» и «любовь»?

 

А) секс без любви не имеет смысла 40 77,8
Б) одно другому не помеха 0 22,2
В) любовь- любовью, секс- сексом 60 0

3.Как часто ваши мысли обращаются к сексу и сексуальным приключениям?

 

А) никогда или очень редко 30 77,8
Б) раз в день-обязательно 70 0
В) от этого невозможно избавиться 0 22,2

4.Стремитесь ли вы подчеркнуть свою сексуальность одеждой или деталью?

 

А) надеваю красивое нижнее белье 0 11,1
Б) это не мой стиль 80 77,8
В) выбираю наряд с учетом этого 20 11,1

5.Какое место в вашей жизни вы отводите собственно сексу?

 

А)далеко не первое 30 66,7
Б)…. Но и не последнее 50 22,2
В) жизнь без секса теряет смысл 20 11,1

6.Как вы относитесь к флирту – легкому и ни чему не обязывающему?

 

А) не упущу такой возможности 0 22,2
Б) это все глупости 40 11,1
В) невинное развлечение 60 66,7

7.Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола?

 

А) трудно сохранить на долго 20 0
Б) все они потенциальные партнеры 20 11,1
В) можно обойтись «без постели» 60 88,8

8.Как часто вы, при идеальных обстоятельствах, предпочитали бы заниматься любовью?

 

А) хотя бы раз в сутки 20 11,1
Б) когда этого захочет партнер 70 11,1
В) несколько раз в неделю 10 77,8

Таблица 2. Результаты второй группы испытуемых

Вопросы

Ответы

2 группа

юноши,% дев.,%

2.Как вы соотносите такие во многом разные понятия, как «секс» и «любовь»?

 

А) секс без любви не имеет смысла 33,3 55
Б) одно другому не помеха 44,4 25
В) любовь- любовью, секс- сексом 22,3 20

3.Как часто ваши мысли обращаются к сексу и сексуальным приключениям?

 

А) никогда или очень редко 38,8 65
Б) раз в день-обязательно 44,4 30
В) от этого невозможно избавиться 16,7 5

4.Стремитесь ли вы подчеркнуть свою сексуальность одеждой или деталью?

 

А) надеваю красивое нижнее белье 5,5 25
Б) это не мой стиль 88,8 30
В) выбираю наряд с учетом этого 5,5 45

5.Какое место в вашей жизни вы отводите собственно сексу?

 

А)далеко не первое 38,8 40
Б)…. Но и не последнее 16,7 10
В) жизнь без секса теряет смысл 44,5 50

6.Как вы относитесь к флирту – легкому и ни чему не обязывающему?

 

А) не упущу такой возможности 38,8 40
Б) это все глупости 27,7 15
В) невинное развлечение 33,3 45

7.Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола?

 

А) трудно сохранить на долго 33,3 15
Б) все они потенциальные партнеры 38,8 5
В) можно обойтись «без постели» 27,7 80

8.Как часто вы, при идеальных обстоятельствах, предпочитали бы заниматься любовью?

 

А) хотя бы раз в сутки 44,4 40
Б) когда этого захочет партнер 22,3 30
В) несколько раз в неделю 33,3 30

Таблица 3. Результаты третьей группы испытуемых

Вопросы

Ответы

3 группа

юноши,% дев.,%

2.Как вы соотносите такие во многом разные понятия, как «секс» и «любовь»?

 

А) секс без любви не имеет смысла 0 53,8
Б) одно другому не помеха 44,4 38,4
В) любовь- любовью, секс- сексом 55,5 7,6

3.Как часто ваши мысли обращаются к сексу и сексуальным приключениям?

 

А) никогда или очень редко 0 46,2
Б) раз в день-обязательно 44,4 53,8
В) от этого невозможно избавиться 55,5 0

4.Стремитесь ли вы подчеркнуть свою сексуальность одеждой или деталью?

 

А) надеваю красивое нижнее белье 0 7,6
Б) это не мой стиль 55,5 46,2
В) выбираю наряд с учетом этого 44,4 46,1

5.Какое место в вашей жизни вы отводите собственно сексу?

 

А)далеко не первое 88,8 15,4
Б)…. Но и не последнее 22,2 61,5
В) жизнь без секса теряет смысл 77,7 23

6.Как вы относитесь к флирту – легкому и ни чему не обязывающему?

 

А) не упущу такой возможности 44,4 7,7
Б) это все глупости 0 23
В) невинное развлечение 55,5 69,2

7.Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола?

 

А) трудно сохранить на долго 22,2 15,4
Б) все они потенциальные партнеры 55,5 15,4
В) можно обойтись «без постели» 22,2 69,2

8.Как часто вы, при идеальных обстоятельствах, предпочитали бы заниматься любовью?

 

А) хотя бы раз в сутки 55,5 0
Б) когда этого захочет партнер 0 5,2
В) несколько раз в неделю 44,4 84,6

Блок 1: Проанализирован процесс формирования подростковой сексуальности, её проявления в этом возрасте. Данный процесс обусловлен физически и анатомически. Девушки более спокойны относятся к сексу и проявление сексуальности у них менее выражено чем у юношей. Мы рассмотрели это в следующих вопросах:

3. Как часто ваши мысли обращаются к сексу и сексуальным приключениям?

А) никогда или очень редко

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 30%, девушки77,8 %.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши38,8 %, девушки 65%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 46,2%.

Б) раз в день- обязательно

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 70%, девушки 0%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 44,8%, девушки 30%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 44,4%, девушки53,8 %.

В) от этого невозможно избавиться

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 22,2%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 16,7%, девушки 5%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 44,4%, девушки 46,1%.

4. Стремитесь ли вы подчеркнуть свою сексуальность одеждой или деталью?

А) надеваю красивое нижнее белье

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 11,1%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 5,5%, девушки 25%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 7,6%.

Б) это не мой стиль

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 80%, девушки 77,8%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 88,8%, девушки 30%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 55,5%, девушки 46,2%.

В) выбираю наряд с учетом этого

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 20%, девушки 11,1%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 5,5%, девушки 45%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 44,4%, девушки 46,1%.

Как часто вы, при идеальных обстоятельствах, предпочитали бы заниматься любовью?

А) хотя бы раз в сутки

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 20%, девушки 11,1%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 44,4%, девушки 40%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 55,5%, девушки 0%.

Б) когда этого захочет партнер

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 70%, девушки 11%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши22,3%, девушки 30%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 5,2%.

В) несколько раз в неделю

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 10%, девушки 77,7%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши33,3%, девушки 30%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 44,4%, девушки 84,6%.

 

Блок 2: Выявлены причины ранних сексуальных отношений и отношение испытуемых к противоположному полу. Среди респондентов выявлена яркое половое различие, девушки более серьезно подходят к выбору партнера, так же они ответственны к такому процессу как половая связь. Это мы подтверждаем ответами респондентов на следующие вопросы:

6. Как вы относитесь к флирту – легкому и ни чему не обязывающему?

А) не упущу такой возможности

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 22,2%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши38,8%, девушки 40%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 44,4%, девушки 7,7%.

Б) это все глупости

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 40%, девушки 11,1%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 27,7 %, девушки 15%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 23%.

В) невинное развлечение

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 60%, девушки 66,7%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши33,3%, девушки 45%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 55,5%, девушки 69,2%.

7. Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола?

А) трудно сохранить на долго

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 20%, девушки 0%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши33,3%, девушки 15%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 22,2%, девушки 15,4%.

Б) все они потенциальные партнеры

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 20%, девушки 11,1%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши38,8%, девушки 5%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 55,5%, девушки 15,4%.

В) можно обойтись «без постели»

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 60%, девушки 88,8%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 27,7%, девушки 80%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 22,2%, девушки 69,2%.

 

Блок 3: Выявлено какое место в жизни испытуемых занимает собственно секс. Среди девушек бытует мнение, что секс и любовь должны гармонировать между собой, тогда, как у парней одно другому не помеха. Секс в жизне девушек и юношей занимает далеко не последнее место. Это подтверждают ответы на такие вопросы как:

2. Как вы соотносите такие во многом разные понятия, как «секс» и «любовь»?

А) секс без любви не имеет смысла

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 40%, девушки 77,8%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 33,3%, девушки 55%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 53,8%.

Б) одно другому не помеха

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 22,2%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 44,4%, девушки 25%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 44,4%, девушки 38,4%.

В) любовь- любовью, секс- сексом

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 60%, девушки 0%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 22,3%, девушки 20%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 55,5%, девушки 7,6%.

 

5. Какое место в вашей жизни вы отводите собственно сексу?

А)далеко не первое

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 30%, девушки 66,7%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 38,8%, девушки 40%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 88,8%, девушки 15,4%.

Б)…. Но и не последнее

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 50%, девушки 22,2%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 16,7%, девушки 10%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 22,2%, девушки 61,5%.

В) жизнь без секса теряет смысл

Респонденты первой группы дали следующие результаты: юноши 20%, девушки 11,1%.

Респонденты второй группы дали следующие результаты: юноши 44,5%, девушки 50%.

Респонденты третьей группы дали следующие результаты: юноши 77,7%, девушки 23%.

Таким образом, девушки и юноши в возрасте 15- 16 лет составляющие первую группу респондентов имеют нормальное сексуальное воспитание, в их жизни секс без любви не имеет смысла, а в отношениях с противоположным полом можно обойтись «без постели». А именно: на 2 вопрос «Как вы соотносите такие во многом разные понятия, как «секс» и «любовь»?» 58% респондентов ответили «секс без любви не имеет смысла». На 7 вопрос «Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола?» 73% респондентов ответили «можно обойтись «без постели»».[Таблица 1]

Девушки и юноши в возрасте 16- 17 лет составляющие вторую группу респондентов  имеют нормальное сексуальное воспитание, секс в их жизни занимает далеко не первое, но и не последнее место, но в отличие от 9- го класса мнение девушек и парней об отношениях с противоположным полом, а так же о половых отношениях различно. Это доказывают ответы на такие вопросы как, «2. Как вы соотносите такие во многом разные понятия, как «секс» и «любовь»?» среди девушек этих классов 55% опрошенных ответили «секс без любви не имеет смысла», когда юноши этих классов, а именно 44% ответили «одно другому не помеха» и только 29% сошлись в ответах с девушками. Также данные различия подчеркивают ответы респондентов на вопрос «7. Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола?». Среди девушек 80% ответили «можно обойтись «без постели»», тогда как 38% юношей ответили «все они потенциальные партнеры» и 37% «трудно сохранить надолго», следовательно только «5% юношей сошлись в ответах с представителями женского пола. [Таблица 2]

Девушки и юноши в возрасте 17-19 лет составляющие 3 группу респондентов имеют нормальное сексуальное воспитание, но в отличие от учащихся школы имеют более спокойное отношение к такому понятию как «секс» в их повседневной жизни. У парней наблюдается некая озабоченность, которая связана с физиологическими особенностями и биологической потребностью. Рассматривая анализ опроса студентов мною было выявлено, что на вопрос «3. Как часто ваши мысли обращаются к сексу и сексуальным приключениям?» среди девушек наибольшей популярностью пользуются ответы «раз в день- обязательно»(60%) и «никогда или очень редко» (40%), тогда как среди юношей 60% респондентов ответили «от этого невозможно избавиться» и 40% «раз в день обязательно». На вопрос «7. Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола?» 69% девушек ответили «можно обойтись «без постели»» и 60% юношей ответили «все они потенциальные партнеры». На вопрос «5. Какое место в вашей жизни вы отводите собственно сексу?» большинство респондентов среди девушек ответили «… Но и не последнее» (61%), а большинство респондентов среди юношей «жизнь без секса теряет смысл» (77%). [Таблица 3]

2. Опросник «Шкала любви и симпатий» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина:[Приложение 2]

Шкала любви регистрирует: привязанность, забота и степень интимности отношений.

Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.

 

 

Рисунок 1. Шкалы любви и симпатии.

Блок 1:  Определено, у скольки испытуемых в отношениях преобладает любовь. Среди респондентов первой группы в парах преобладает любовь у 10%, среди респондентов второй группы в парах преобладает любовь 50%, среди респондентов третьей группы любовь преобладает у 30%. Данные результаты регистрируют ответы респондентов представленные в приложении 2. [Рисунок 1]

Блок 2: Определено, у скольки испытуемых в отношениях преобладает симпатия.[Рисунок 1]

Среди респондентов первой группы в парах преобладает симпатия у 90%, среди респондентов второй группы в парах преобладает симпатия у 50%, среди респондентов третьей группы симпатия преобладает у 70%. Данные результаты регистрируют ответы респондентов представленные в приложении 2.

Блок 3: Выявлено количество респондентов имеющих пару. Проведя данный опрос было выявлено что среди респондентов первой группы у 10- ти человек имеется вторая половинка, тогда как у второй группы – у 6-ти человек и у третьей группы у 12-ти человек. [Рисунок 2]

Рисунок 2. Количество респондентов имеющих пару.

 

Таким образом, среди респондентов первой группы, мною было выявлено, что только у 10-ти респондентов есть «вторая половинка». Опросник позволил выяснить мне, что 90% имеют симпатию, а не любовь к своему партнеру. Большинство респондентов, а именно 78,5% на вопрос «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.» ответили «Врядли это так»., а на вопрос «Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).» ответили «Вероятно, это так» только 45% респондентов. Это лишний раз подтверждает что в отношениях с противоположным полом доминирует симпатия.

Среди респондентов второй группы, было выявлено всего 6 человек имеющих вторую половинку, из них у 50% в отношениях с противоположным полом доминирует любовь и у 50%- симпатия. Это подтвердили ответы на следующие вопросы: «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.» ответили «Да. это так» 70%, на вопрос «3.Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.» 60% ответили «Вероятно это так»- данные вопросы отвечают за шкалу любви, а за шкалу симпатии отвечали следующие вопросы: «14. Я уверен(а), что он (она) хорошо ко мне относится.» 100% респондентов ответили «Да, это так» и на вопрос «Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).» ответили «Вероятно, это так» 40% респондентов.

Среди респондентов третьей группы было выявлено 12 человек имеющих «вторую половинку», из них была одна супружеская пара. В отношениях с противоположным полом у респондентов данной группы доминирует симпатия. Это подтверждают такие вопросы как: «3.Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.» 45% ответили «Врядли это так», тогда как всего 20% ответили «Да, это так». На «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.» ответили «Вероятно это так» 85% респондентов.

3. Опросник Левада- центра. (Юрий Левада) [Приложение 3]

Разумеется, «первый раз» - случай по определению исключительный и судить по нему о повседневных мотивах сексуального сближения нельзя. Тем не менее гендерные различия показательны.

Таблица 4. Результаты респондентов по опроснику Левада- центра.

 

Варианты ответов (можно было давать до 3 ответов) Мужской пол Женский пол
Из любопытства 9.52% 20%
Из стремления быть "как все" 9.52% 20%
Из-за стремления самоутвердиться, доказать что-то приятелям или близким 16.6% 10%
По любви, из-за влюбленности 9.52% 70%
Из желания угодить партнеру, доставить ему радость 4.76% 30%
Для повышения самооценки 16.6% 10%
Из-за сексуального влечения 21.42% 50%
Не отдавал(а) себе отчета в том, что делаю (в состоянии алкогольного, наркотического опьянения) 11.9% 40%
По принуждению 2.38% 20%
Другое 0 0
Замужество, женитьба 0 10%
Затрудняюсь ответить, нет ответа 2.38% 10%

 

Блок 1: Выявлена мотивация юношей и девушек связанных с половыми отношениями. Исходя из результатов опросника юноши и девушки побуждают себя на вступление половой связи по разным причинам, наиболее популярными среди них являются среди девушек чувство влюбленности или же любви(70%), среди парней сексуальное влечение(21,42%). Наименьшей же популярностью пользуются у девушек причины замужества, повышение самооценки и самоутверждение(10%), тогда как у парней это стремление самоутвердится и повышение самооценки(16,6%). [Таблица 4]

Блок 2: Выявлена легитимация связанная с половыми отношениями. Среди юношей и девушек составляющих первую, вторую и третью группу респондентов наблюдается фактор, указывающий на противоречие законности, т.е легитимации. 2,38% парней и 20% девушек вступили в первую половую связь по принуждению, остальная же часть совершила вступление в половую связь исключительно по собственному желанию.

Блок 3: Систематизированы причины вступления юношей и девушек в первую половую связь. Исходя из ответов был создан рейтинг причин среди юношей и среди девушек.

1. Среди девушек на первом месте стоит причина влюбленности или же любви(70%), тогда как у парней на первом месте стоит причина сексуального влечения(21,42%).[Таблица 4]

2.Среди девушек на второй позиции стоит сексуальное влечение(50%), тогда как у парней это стремление самоутвердится и повышение самооценки(16,6%).[Таблица 4]

3. Среди девушек и парней третье место рейтинга причин вступления в первую половую связь заняла причина  «Не отдавал(а) себе отчета в том, что делаю (в состоянии алкогольного, наркотического опьянения)»(40% у девушек и 11,9 % у юношей)..[Таблица 4]

4. На четвертом месте у девушек причина доставить партнеру удовольствие или же угодить ему (30%), тогда как у парней это любопытство, стремление быть «как все» и влюбленность (9,52%).[Таблица 4]

5. Пятую ступень среди девушек занимают следующие причины: стремление быть «как все», принуждение и любопытство (20%), тогда как у парней это желания угодить партнеру, доставить ему радость(4,76%).[Таблица 4]

6. На данной позиции у девушек стоят причины замужества, повышение самооценки и самоутверждение(10%), тогда как у парней это принуждение (2,38%)..[Таблица 4]

Таким образом, среди испытуемых наблюдаются некие различия среди юношей и девушек.

Скорее всего это связано с формированием подростковой сексуальности, проявляющийся в половом созревании, разнообразных, обусловленных физиологически и анатомически, а именно различиях мужчины и женщины, их гормональных особенностях, половых ролях, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни. Все это рассматривается как в биологических, так и в социально-психологических аспектах.

 

 

1. Исходя из результатов теста, созданного на основе работ Кона можно выделить то, что испытуемые имеют нормальное сексуальное воспитание. Наблюдаются некие различия в ответах парней и девушек, а так же студентов и учащихся школы. Скорее всего это связано с формированием подростковой сексуальности, проявляющийся в половом созревании, разнообразных, обусловленных физиологически и анатомически,  а именно различиях мужчины и женщины, их гормональных особенностях, половых ролях, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни. Все это рассматривается как в биологических, так и в социально-психологических аспектах.

2. Исходя из результатов опросника «Шкала любви и симпатий» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина): было выявлено что лишь у малой части респондентов имеются постоянные отношения с противоположным полом. В данных отношениях доминирует симпатия, нежели любовь. Скорее всего это связано с тем, что современная молодежь предпочитает свободные отношения, особенно ярко это выражено у респондентов 18-19 лет. Это обусловлено их возрастными особенностями, а так же занятостью будних дней, у них просто не остается времени, на то чтобы строить отношения с «второй половинкой».

3. Исходя из результатов Опросника Левада - центра, юношеская мотивация выглядит значительно более рассудочной, чем у девушек, стереотипно объясняющая все «любовью». Романтический мотив «любви» достаточно важен. Остальные мотивы с традиционными ценностями, на которые девушки ориентируются сильнее, чем юноши, плохо совместимы. Хотя эмоциональный фон отношений для девушек действительно важнее, чем для юношей, многие девушки склонны преувеличивать этот момент и просто говорят то, что общество ожидает от них услышать.

 

Заключение.

Тема социально-психологических особенностей сексуального воспитания молодежи является актуальной, так как сексуальное поведение и мотивация тесно связаны с возрастом, физическим и социальным развитием индивида. Несмотря на обилие эмпирических данных, известно о развитии сексуальности не так уж много. Даже периодизация этого процесса проблематична.

Половое воспитание подрастающего поколения — дело большой государственной важности. По мере роста научных, экономических и культурных достижений в стране обогащается и духовный мир нашей молодежи. Родители и педагоги должны внимательно следить за проявлениями детской и юношеской сексуальности, чтобы вовремя обеспечить предупредительные мероприятия, а если потребуется, и врачебную помощь.

В первой главе нами были рассмотрены теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых, а так же были систематизированы причыны возникновения м проявления сексуальности в подростковом возрасте.

Во второй главе нами были рассмотрены социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи, а так же причины ранних сексульных отношений, и принципы воспитания.

В третьей главе нами были проведены эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова и рассмотрены результаты данного исследования, подведены итоги.

На основе чего гипотеза была подтверждена, нами были сделаны выводы и даны рекомендации

Выводы:

1. Половое воспитание   - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.

2. Выявлена мотивация юношей и девушек связанных с половыми отношениями.

3. Сексуальность начинает проявляется в подростковом возрасте.

4. Качественные условия сексуального воспитания зависят от саморегулирования личности, от формирования ценностей управления половым инстинктом, от специальное обучение по насыщения чувства влюбленности, от развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка.

5. Наблюдаются различия в отношение к сексу и половым отношениям юношей и девушек, а так же студентов и учащихся школы.

 

Рекомендации:

1.Юношам и девушкам рекомендуется следить за личной гигиеной и пользоваться методами контрацепции в избежании нежелательной беременности, а так же в избежании появления венерических заболеваний.

2. Родителям подростков рекомендуется не вести беседы о сексуальном воспитание с подростками, так как современное чувственно-формирующее сексуальное воспитание может быть эффективным только тогда, когда будет осуществляться профессионалами. Личный опыт родителей не позволяет в полной мере освоить те ценности, которые обеспечивают высокую удовлетворенность половой жизнью.

3. Социальным работникам требуется разработка специальных программ сексуального воспитания, подобно тем. которые существуют в сфере нравственного, эстетического, физического, трудового развития человека. В этих программах необходимо четко определить роль семьи, средств массовой информации, учреждений образования, здравоохранения, культуры в формировании и развитии ценностных ориентаций подрастающего поколения в сфере современной сексуальной культуры.

4. Главам учебных заведений рекомендуется внедрение специальных образовательных программ по сексуальному воспитанию в систему среднего общего образования. Они должны решать не только задачу снижения беременности среди подростков, а также уменьшения численности тех, кто заболевает венерическими заболеваниями.

5. Поддержание всеми членами общества благоприятного психологического климата в сексуальной сфере деятельности подростков и молодежи.

 

Список Литературы:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – четвертое изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. с. 505-535.

2. Аккерман Д. Любовь в истории; Ларю Дж. Секс в Библии / Пер. с англ. – М.: КРОН – ПРЕСС, 1995. – 464 с.

3. Аномальное сексуальное поведение / Под ред. А.А. Ткаченко и Г.Е. Введенского. – СПб: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. – 657 с.

4. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники /Пер с англ. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с. (Серия "Психологическая коллекция").

5.Балабанов С.С. Сексуальное поведение учащихся. - Нижний Новгород, 1993. – 52 с

6. Балабанов С.С - Гендерные различия мужчины и женщины. -С.26-36.

7. Берн Э. Секс в человеческой любви / Пер. с англ. М.П. Папуша. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 384 с.

8. Гармония любви / Сост. В.Д. Косушкин. – СПб.: Золотой век, 1998. – 400 с.

9. Дерягин Г.Б. Криминальная сексология: курс лекций. – М.: Щит-М, 2008. – 552 с

10. Имелинский К. Сексология и сексопатология / Пер. с польск. - М.: Ме­ди­цина, 1986. – 424 с

11. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у де­тей. - Л.: Меди­цина, 1979.

12. Каприо, Франк С. Многообразие сексуального поведения. – М.: Артания, 1995 – 352 с.

13. Кащенко Е.А. Сексуальная культура. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 272 с.

14. Келли Г. Основы современной сексологии / Пер. с англ. - СПб: Изд. "Питер", 2000. – 896 с.

15. Крукс Р., Баур К. Сексуальность. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 480 с

16. Кришталь В.В., Григорян С.Р. Сексология. Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 879 с.

17. Колесов Д.В. Нравственность и пол: Психологические аспекты. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 232 с

18.Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1988, – с. 176-178.

19. Кон И. С. Лики и маски однополой любви Лунный свет на заре. Изд. 2. М., Олимп и АСТ. 2003. – 574с

20.Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. - М., 2002. — 208 с

21.Кон И.С. Психология ранней юности. – М., Просвещение, 1989. — 256 с

22. Кон И.С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. – М., 1997. – 464 с.

23. Коринн Свит- Удовлетворение сексуальных потребностей. с. 445-453

24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М. 2001-464с

25. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии / Пер. с англ. - М.: Мир, 1998. – 692 с.

26.Общая биология для 10-11 классов/ под ред. Д.К.Беляева и Г.М.Дымшица. – М., Просвещение 2004. – 225 с.

27. Сексология / Под ред. Д.Н. Исаева – СПб.: Питер, 2001.– 512 с.

28. Сидоров П.И., Дерягин Г.Б. Половое поведение и насилие. – М.: МЕД-пресс, 2007. – 272 с.

29. Старович З. Судебная сексология / Пер. с польск. - М.: Юрид.лит., 1991. - 336 с

30. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. – М.: МЦ «Система при МК ВЛКСМ, 1990. – 176 с.

31. Частная сексопатология / Под ред. Г.С. Васильченко. - М.: Медицина, 1983.

32. Юлия Борисенко: Основы сексологии: учебное пособие. – 256 с.

 

Словари:

33. Большой энциклопедический словарь - Издание 1969-1978 г.г. © 2001 Russ Portal Company Ltd. (электронная версия), Большая Российская энциклопедия. Яндекс.

34. Словарь по сексологии и сексопатологии (с пояснениями приложениями); Англо-русский медицинский словарь по сексологии и сопредельным дисциплинам / Под ред. А. Боба. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 608 с.

Интернет ресурсы:

35. Интернет.Сайт.  http://www.psyonline.ru/forum/public/child/parent/sex/

36. Интернет.Сайт. http://forum.wmj.ru/Default.aspx?g=posts&t=69510

37. Интернет.Сайт. http://www.100let.net/2sex_razgovor.htm

38. Интернет.Сайт.  http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/

39. Интернет.Сайт.  http://www.gurutestov.ru/test/387/

40. Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современный условиях. http://www.zexy-999.ru/item/items7143859.html

41.Особенности взросления. http://www.follow.ru/print.php?id=103

42. Поведение в любви и сексе. http://knigitut.net/3/127.htm

43. Подростковые комплексы. Причина ранних сексуальных потребностей. http://strana-sovetov.com/kids/14/730-teenage-facilities.html

44. Половое воспитание. http://rybinsk-obo-vsem.forumei.ru/t1512-topic

45. Половое развитие мальчиков. http://www.otrok.ru/parent/listpar/mussex.htm

46.Сексуальные отношения в среде подростков. http://www.doctormax.h14.ru/index.php?ap=30.30

47. Секс. http://onaon.ru/enc/sx17009.php

48. Сексуальное воспитание. http://psylist.net/pedagog/sv.htm

49. Сексуальное воспитание. Дети- родители. http://www.aif.ru/health/article/43022

50. Сексуальное развитие подростков. http://www.eti-deti.ru/teens/121.html

51. Что нарушает сексуальное развитие. http://lechebnik.info/611/19.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: