Фокус-группа.
Цель проведения фокус-группы заключалась в выявлении возможных недостатков и преимуществ белорусской косметики «Белита-Витекс» и оценке ее восприятия потребителями.
Численность фокус-группы:8 человек.
Состав фокус-группы: пол – женский; род занятий – студенты; возраст 19-23 лет.
Фокус-группа проводилась по специальному сценарию с использованием проекционных методов. По результатам фокус-группы можно сделать следующие выводы:
Основными стимулами для приобретения косметики респондентами являются:
§ разнообразный ассортимент продукции;
§ доступные цены;
§ проблемы с кожей;
§ натуральный состав.
Респонденты меняют средства, переходя на новые виды марок, если в этом есть необходимость. Смена марок происходит до тех пор, пока не найден продукт, полностью удовлетворяющий потребителя.
Смена используемых косметических средств, в основном, происходит по следующим причинам:
§ отсутствие желаемого эффекта;
§ рекомендации друзей.
При выборе косметики большинство респондентов ориентируются на мнение консультантов, друзей, а также собственное мнение. Некоторые респонденты хотят быть уверенными в том, что приобретают проверенную продукцию с гарантированным положительным эффектом от использования, поэтому часто ориентируются на мнение врачей:
|
|
Для меня авторитетным является мнение врачей. Иногда я читаю статьи в журналах и газетах, где приводится характеристика тех или иных косметических средств.
Я ориентируюсь на мнение людей, ранее пользовавшихся данной продукцией.
Все респонденты поставили цену в решении купить на второе место. На первом месте находится:
§ качество;
§ эффект от использования.
Респонденты придерживаются такого мнения, что цена должна быть средней: не очень высокой и не очень низкой. Однако некоторые готовы «раскошелиться», если продукт нравится:
Иногда я могу позволить себе купить что-нибудь подороже. Чем выше цена, тем лучше качество. Если мне продукт нравится, если я чувствую эффект, то буду платить много.
Респонденты могут удерживаться от покупки косметических средств белорусских производителей ввиду следующих причин:
§ неуверенность в эффективности продукции;
§ сложившийся стереотип о невысоком качестве.
Участники фокус-группы отметили, что наибольшую степень воздействия при выборе косметических средств имеют следующие СМИ:
§ телевидение;
§ реклама на стендах;
§ журналы и газеты.
Но в то же время, большинство респондентов не видели никаких рекламных материалов в торговых точках «Белита-Витэкс», а если и видели, то очень редко, и характеризуют их как неяркие и непривлекательные.
|
|
Проекционные методы.
Метод Bubbles.
Каждый респондент получил бланк со схематическими рисунками человечков и набор карандашей. На бланке были изображены три человечка: один олицетворял ключевой бренд — предмет исследования, второй— его конкурента, а третьим был идеальный бренд. Участники группы должны были дорисовать человечков, «одеть» их, описать образ жизни, характер, привычки и т.д. Кроме того, необходимо было написать в облачках (пузырях) то, что они думают о себе.
Представление о бренде «Белита-Витэкс»:
§ разнообразный ассортимент; наличие различных линий косметики для разных возрастов и типов кожи;
§ интересные решения дизайна упаковки;
§ невысокие цены;
§ неплохая косметика, имеющая своего потребителя;
§ качество не самое лучшее;
§ эффект от использования не всегда удовлетворительный;
§ постоянное развитие, совершенствование и улучшение качества, технологий производства;
§ сложности в конкуренции с иностранными производителями;
§ большой потенциал для развития и достижения лучших результатов в будущем.
Представление о конкурентах:
§ марки яркие, привлекательные, запоминающиеся;
§ занимают стабильные позиции на белорусском рынке косметики;
§ легко конкурируют с другими производителями;
§ постоянно улучшают свою продукцию;
§ высокое качество по доступным ценам;
§ лучший выбор для потребителей;
§ потребители довольны эффектом от использования косметики, что ведет к совершению повторных покупок, приверженности к марке.
Представление об идеальном бренде:
§ «великолепная» косметика, достигшая вершины совершенства в мире косметики;
§ идеальное качество;
§ превосходный эффект от использования;
§ новейшие технологии производства;
§ разработка косметических средств индивидуально для каждого потребителя;
§ постоянное движение вперед, так как нет предела совершенствованию;
§ всегда впереди конкурентов, которые в любой момент могут начать «наступать на пятки».
Метод сортировки изображений.
Респондентам были предложены фотоснимки с различными типажами, которые они должны были сгруппировать по принципу: потребители и непотребители косметики «Белита-Витекс».
При сортировке изображений респонденты использовали следующие критерии:
1) возраст;
2) предполагаемый уровень дохода;
3) пол;
4) социальный статус.
Характеристики потребителей марки «Белита-Витекс»:
§ молодые люди и люди в возрасте;
§ невысокий уровень дохода;
§ приверженность отечественным маркам;
§ лица женского пола.
Характеристики непотребителей марки «Белита-Витекс»:
§ успешные, состоявшиеся люди;
§ высокий уровень дохода;
§ лица мужского пола;
§ лица женского пола в возрасте 25-45 лет.
Метод «коллаж».
Респондентам было предложено задание: «хорошее в товаре» - «плохое в товаре» марки «Белита-Витэкс». Используя различные иллюстрации, респонденты отразили «хорошее» на одном листе, «плохое» - на другом.
В результате анализа работы респондентов получены следующие выводы.
Преимущества:
§ косметика помогает сохранить молодость, быть всегда красивой, обаятельной;
§ поднимает настроение;
§ помогает быть в форме;
§ незаменимые средства по уходу за кожей;
§ натуральные компоненты;
§ возможность правильно подобрать косметические средства.
Недостатки:
§ невысокое качество;
§ эффект от использования не всегда удовлетворительный, не соответствует ожиданиям;
§ не нравится состав косметических средств;
§ неудовольствие от использования.