Методы маркетинговых исследований

       При проведении маркетинговых исследований для сбора инфор­мации используют две основные группы методов: методы кабинетных исследований и методы внекабинетных (или полевых) исследований, а также комбинированные методы.    

Методы кабинетных исследований

Методы кабинетных исследований предполагают сбор вторичной информации, получаемой не от первоисточника (потребителя или по­купателя) и не подготовленной для решения задач, связанных непо­средственно с целями данного маркетингового исследования. Вто­ричная информация представлена внутренней информацией (отчета­ми по сбыту, прибылям и т.д. самой фирмы) и внешней информацией (публикуемыми данными справочников, периодических изданий, газет, журнале, конъюнктурных обзоров рынков и др.). Вторичная информация, хотя и не ориентирована на цели данного маркетинго­вого исследования, отличается относительной дешевизной, объектив­ностью, качеством содержания и простотой сбора. Но в то же время она не дает конкурентного преимущества, поскольку доступна всем участникам рыночных отношений и характерна устаревшими и за­поздавшими во времени данными.                                          

Методы полевых исследований

Методы внекабинетных (полевых) исследований предполагают сбор первичной информации, получаемой непосредственно от потре­бителя и покупателя или другого исследуемого субъекта. Первичная информация собирается согласно целям данного маркетингового ис­следования, ее содержание своевременно и, как правило, конфиден­циально, что создает определенные конкурентные преимущества для фирмы, его осуществляющей. Но сбор первичной информации связан со значительными затратами, уязвим с точки зрения субъективизма и возможных ошибок непрофессионализма. Методы полевых иссле­дований подразделяются на опрос, наблюдение, эксперимент и ими­тацию.                                                                                

Опрос

Для проведения полевых исследований в форме опроса чрезвы­чайно важны выбор объекта исследования и составление опросного листа, анкеты. При выборе следует определить, кого целесообразнее опросить, какое количество и каким образом лучше отобрать опра­шиваемых представителей- респондентов. Для проведения выборки используется два метода:                         

вероятностный (более точный, но и более дорогой и сложный), когда каждый возможный объект исследования имеет примерно рав­ную значимость в проводимом исследовании, и тогда интервьюер предпочитает воспользоваться, например, каждой 21-й фамилией в справочнике или устройством, набирающим случайные цифры теле­фонных номеров;

детерминированный, когда интервьюер определяет объекты иссле­дования, исходя из определенных причин и удобств, например, оп­рашивает первых 75 посетителей выставки и т.д.

Опросный лист, или анкета, представляет собой перечень вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Форма, последователь­ность и формулировка вопросов могут быть различными. Задача мар­кетолога или составителя анкеты — выбрать наиболее оптимальный вариант их разработки, опробовать анкету, чтобы она вышла на широ­кую аудиторию в исправленном и доработанном варианте. При этом следует учитывать, что форма построения вопросов влияет на ответ.

Вопросы могут быть составлены с использованием различных ме­тодов, в частности в виде закрытых вопросов (с подсказкой) и в виде открытых вопросов (без подсказки).

Закрытые вопросы строятся в форме альтернативных вопросов, вопросов с выборочным ответом, вопросов, построенных методом шкалирования, например в виде шкалы Лайкерта, когда альтернатив­ные ответы строятся от самого решительного согласия к самому ка­тегоричному несогласию и опрашиваемому предлагается отметить ответ в соответствующем диапазоне; метода семантического диффе­ренциала, когда опрашиваемому предлагается перечень противопо­ложных, биполярных определений; шкалы влажности, оценочной шкалы (с ранжированием любого признака), с использованием метода многомерного шкалирования, позволяющего учитывать отношение оп­рашиваемых ко многим характеристикам товара, рекламы и др., ко­торое далее подвергается обработке с помощью компьютеров и сводится, например, в четырехмерный или восьмимерный график, а также метода ранжирования: путем расположения по достоинствам и с помощью парных сравнений.

Опрос предполагает систематический сбор информации у опра­шиваемых лично, а также по телефону или по почте. Наиболее точный и универсальный метод опроса, снижающий степень неопределен­ности, — личное интервьюирование. Однако это дорогостоящий способ изучения рынка, он занимает много времени и требует высокой ква­лификации интервьюера. За участие в интервью опрашиваемым обычно дается вознаграждение: небольшая денежная сумма, подарок или скидка с цены продаваемого товара.

Опрос по телефону относительно недорог и ограничен во времени. Однако не у всех покупателей есть телефон. Кроме того, обычно не­обходимо уточнение сведений о лице, в отношении которого прово­дится опрос, а сам опрос должен быть кратким и не включать особо личных вопросов и т.д.

Опрос по почте — самый дешевый из указанных методов. Здесь устранено влияние интервьюера, но минусы его — низкий процент возврата анкет (если вернулось около 12-14% заполненных анкет — то это считаете успехом) и задержка ответов, а также участие не тех лиц, на которые рассчитывал исследователь.

Наблюдение

Наблюдение как метод исследований рынка и мотиваций потре­бителей означает непосредственное изучение и фиксацию поведения -покупателей, как правило, в реальных ситуациях. Он предполагает сбор информации о покупателях при покупках, их реакции на при­обретенный товар и т.д. Для того чтобы не влиять на естественность поведения покупателя, специалисты-наблюдатели проводят наблю­дение скрытым методом, используют специальные камеры, систему зеркал и другие технические средства. Наблюдение в наибольшей сте­пени соответствует задачам поисковых исследований. Основной не­достаток его — наблюдатели могут ошибаться в оценке поведения по­купателей товаров и услуг, что может привести к неправильным вы­водам по итогам наблюдения.

Эксперимент

Предполагает, как правило, наличие двух сопоставимых групп сег­ментов исследований: пробной (экспериментальной) и контрольной. Это могут быть два города, два магазина, два товара и т.д. или две специально отобранные тестируемые группы потребителей, одна из которых будет служить контрольной, а другая — объектом проведения эксперимента. Цель подобного исследования — определить причин­но-следственные отношения путем отсева противоречивых объясне­ний результатов наблюдения. При эксперименте в условиях пробного сегмента меняется один или несколько факторов рыночного воздей­ствия (например, цена была повышена) и затем полученные резуль­таты анализируются в сравнении с данными контрольного сегмента, где не было осуществлено никаких мер воздействия (например, цена осталась на прежнем уровне).

В ряде случаев пользуются методом парных выборок, когда перед проведением эксперимента не происходит деления групп на испыта­тельные и контрольные, а проводится калькирование аудитории для выделения групп уже после эксперимента. Основной недостаток данного метода — в необходимости значительных расходов и в сложности, а в ряде случаев и невозможности контроля всех факторов, которые могут оказать влияние на маркетинговую деятельность фирмы. Кроме того, данный метод включает определенную искусственность условий.

Имитация

Метод имитации представляет собой разновидность эксперимента в лабораторных условиях. Применение этого метода стало возможным в связи с развитием электронно-вычислительной техники, поскольку он предполагает воссоздание ситуации с использованием ряда фак­торов маркетинговой деятельности не в реальных условиях рынка, а на дисплее компьютера с использованием, программного обеспече­ния. Вначале строится модель контролируемых и неконтролируемых факторов, с которыми сталкиваемся фирма. Затем их различные со­четания закладываются в программу компьютера, чтобы определить влияние на общую стратегию маркетинга. Для имитации не требуется сотрудничества со стороны потребителей, и она может учитывать множество взаимосвязанных факторов. В тоже время она сложна, трудна в применении и сильно зависит от заложенных в основу модели пред­положений.

Комбинированные методы исследования

Сбор информации, оценка маркетинговых явлений и факторов помогают понять покупателя, требования рынка, выявить наиболее перспективных партнеров. Маркетинговые исследования играют большую роль для обоснования маркетинговых решений и разработки маркетинговых программ. Однако подобная информация не дает от­вета на вопрос, верны ли разработанные маркетологами рекоменда­ции и стратегические направления. Эту задачу призваны решать ком­бинированные маркетинговые исследования, сочетающие в себе и ка­бинетные, и внекабинетные исследования.

Отчеты Потребительских информационных панелей

Используются как комбинированный вариант эксперимента и на­блюдения. Для изучения структуры и объема рыночного спроса по­требительских товаров и для других целей маркетинговых исследова­ний прибегают к постоянному сотрудничеству специально отобран­ных семей — типичных потребителей данного товара. С помощью по­требительских панелей можно более точно классифицировать типы потребителей данных товаров, установить количество товаров, по­требляемых каждой потребительской группой, и проецировать полу­ченные данные на весь рынок. Маркетологи используют в качестве метода полевых исследований также ревизии домашних запасов и раз­личные другие средства.

Метод экспертных оценок

Этот метод предполагает оценку тех или иных маркетинговых фак­торов мероприятий квалифицированными в данной области экспер­тами. Иногда в роли экспертов могут выступать и сами потребители.[6]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: