Анализ рынка – это анализ реального спроса на товары и услуги, предлагаемые фирмой или ее конкурентами. Это положение проистекает из подхода автора к понятию товарного рынка, который представляет собой систему экономических связей:
· во-первых, между производителями и потребителями данного товара, а
· во-вторых, внутри групп производителей и потребителей.
Основной формой первого типа является купля-продажа, второго – конкуренция. От того насколько тщательно изучены уровень, характер и структура спроса зависит успех фирмы в конкурентной борьбе, ее положение на рынке и время, в течении которого она утверждает свои позиции. Величина спроса определяет потребность в элементах основного капитала, объема материальных, энергетических, трудовых ресурсов.
Так, к примеру, для магазина расположенного в районе в целях определения потенциальных финансовых параметров рынка с точки зрения ожидаемых доходов от продаж, необходимо иметь информацию о потенциальных показателях с целью определения потенциального спроса, а именно:
- количество квартир или домов в районе;
- средний доход семьи, живущей в этом районе;
- о доходах расходуемых на определенные товары в определенное время;
- о части расходуемой суммы, которая может быть предназначена на покупки товаров в данном магазине.
Поэтому, на первом этапе исследования, определяется обобщающая характеристика рынка, в первую очередь емкость рынка, доля рынка фирмы и т.п. Основные показатели автор представляет в таблице 3(см. приложение2).
Следующий этап анализа рынка заключается в определении его структуры. Структуризация может проводится по различным параметрам: регион потребления, категории потребителей, каналы сбыта.[15]
В основе структуризации лежит сегментация рынка.
Сегментация сложный процесс она сама представляет собой несколько этапов:
- сбор информации о рынке;
- устанавливается природа и характеристика рынка,
- определяется количество товаров и их рыночная доля,
- исследуется частота покупок,
- разрабатывается гипотеза о характере потребления товаров,
- исследуется степень изменения поведения потребителей в зависимости от направлений рекламной политики, изменения цен и т.п.,
- изучаются мотивы потребителей их окружение.[11]
Анализ рынка - завершающий этап маркетингового исследования рынка заключается в тестировании нового продукта – испытании его на пробном рынке сбыта.