Запросы или предложения клиентов – яркий показатель популярности фирмы, проявление системы обратной связи с покупателями. Поэтому оценка спроса на рынке на предлагаемый предприятием товар является важным параметром при анализе перспективности рынка в целом, планировании маркетинга. Результатом такого анализа является прогноз емкости рынка и спроса на товар в среднесрочной перспективе на конкретном исследуемом рынке.
Россия входит в десятку мировых потребителей молока и молочной продукции и представляет собой крупный молочный рынок.
Динамика рынка йогуртов зависит от следующих факторов:
· благосостояния населения, особенно в крупных городах;
· повышения популярности йогуртов, регионах России, достаточно консервативных с точки зрения потребления основных продуктов питания;
· использования привлекательной упаковки; йогурты - наиболее активно рекламируемые молочные продукты;
· активной пропаганды лидерами рынка культа здорового питания, в котором йогурты ставятся на одно из первых мест;
· рентабельности - йогурты остается наиболее рентабельной молочной продукцией для производителей.
Сегодня спрос на йогурты постоянно увеличивается. Это связано с тем, что предприятие ОАО «БМК» дорожит своими клиентами и потому стремится оптимизировать цены на продукцию. Таким образом, растет и предложение йогурты: комбинат «БМК» работает в две смены, зимой 2000 года была произведена модернизация оборудования по европейским стандартам, что позволило намного увеличить производство.
Сдерживающими факторами производства йогуртов является нехватка на рынке качественного молока – сырья, за которое идет очень жесткая конкуренция, а также ограниченная покупательная способность населения в российских регионах.
Следующим шагом в анализе тенденций развития исследуемого рынка является определение ёмкости рынка. Ёмкость рынка – это объем реализуемого в стране товара, аналогичного тому, который производит предприятие в течение одного года, рассчитанный на основе данных статистики в физических единицах или по стоимости:
С=П-Э+И, (1)
где С – ёмкость рынка (полное потребление данного товара в стране);
П – производство данного товара;
Э – экспорт;
И – импорт.
Определим емкость рынка (в Брянске и Брянской области).
По данным Ассоциации российских производителей йогурта в 2009 году в России было произведено 649,3 тыс. тонн йогурта. Импорт по данным Госкомстата в 2009 г. составил 28,1 тыс. тонн, а экспорт – 27,6 тыс. тонн. Таким образом, мы можем посчитать объем реализуемого йогурта:
С= 649,3 + 28,1– 27,6 = 649,8 тыс. тонн.
Анализировав данные, можно сделать вывод о том, что спрос на йогурт в 2009 г. характеризовался тенденцией роста, что положительно сказывалось на производителях вследствие отсутствия риска невостребованности произведенной продукции.