Первые переводы: марксизм и народники

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Социологический факультет

Кафедра общей социологии

 

 

Особенности развития марксистской социологии в России

(Курсовая работа)

 

 

Выполнила студентка

I курс, гр.1071

Лебзинова Н.С.

Научный руководитель

Коростелева О. Т.

______________

 

Оценка________

 

 

Барнаул 2008


Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….......3

Глава 1. Особенности развития марксистской социологии в России. Социально-

         политическая ситуация…………………………………………….............5

1.1. Предпосылки распространения марксизма в России………………….5

1.2. Первые переводы: марксизм и народники……………………………...6

1.3. Образование группы «Освобождение труда»…………………………..9

Глава 2. Особенность взглядов Плеханова на исторический процесс.……...….12

    2.1. Личность и деятельность Плеханова Г.В.……………………………..12

    2.2. Идеи Плеханова Г.В…………………………………………………….14

    2.3. Проблема человека у Плеханова Г.В…………………………………..18

Глава 3. Трансформация социологических идей марксизма в работах В.И.

          Ленина……………………………………………………………………..23

    3.1. Личность и жизненный путь Ленина Владимира Ильича……………23

    3.2. Вклад Ленина В.И. в изучение проблем построения государства

            и революционная борьба……………………………………………….26

Заключение…………………………………………………………………………30

Список используемой литературы………………………………………………..32

 




Введение

Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время её было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы её представить в качестве самостоятельной дисциплины.

Актуальность темы «Марксистская социология в России» заключается в том, что страна, пытаясь найти новое место среди мирового сообщества и других стран, не может обойтись без оценки уже пройденного пути. Нельзя отрицать свое прошлое, нужно принимать его и делать выводы, воспринимая и беря на вооружение успехи и анализируя неудачи. Нельзя отречься на деле от марксистского общества, т. к. это наше прошлое, а кто отрекся от прошлого, не имеет настоящего.

Изучением этой проблемы занимались: Гусаковский М.А. («К проблеме человека в философии Г.В.Плеханова»), Давид Шуб («Политические деятели России»), Г. В. Осипов, С.С. Новикова («История развития социологии в России») и многие другие. То, что тема интересна и понятно – СССР существовал 69 лет и целые поколения вырастали на идеологии «переработанного» марксизма. Некоторые еще помнят времена, когда страна жила под лозунгом: «Каждому по потребностям, от каждого по способностям».

Объектом работы является марксистская социология в России.

Предметом работы являются особенности восприятия идей марксизма Лениным В.И. и Плехановым Г.В.

Цель: анализ особенностей развития марксистской социологии в трудах Ленина В.И. и Плеханова Г.В. в соответствии с целью выдвигается несколько задач:

1. понять особенности развития марксистской социологии в России

2. провести анализ центральных социологических работ Плеханова, оценить его место и вклад в развитие теории марксизма

3. рассмотреть трансформацию социологических идей марксизма в работах В.И. Ленина.

Методы, используемые в работе – вторичный анализ литературы и изучение классиков.

Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 



Глава 1. Особенности развития марксистской социологии в России.

Социально-политическая ситуация.

Предпосылки распространения марксизма в России

Заканчивался период утверждения капитализма, который советские историки датируют примерно 1861-1882 гг.: в результате промышленной революции капитализм укрепился в городе и, разрушая общину, проникал в деревню. Вместе с ним рос пролетариат, главным образом за счет крестьянства, которое все более «раскрестьянивалось». Именно к началу 80-х гг. промышленный пролетариат в основном сложился как класс. Рабочее движение обретало размах и организованность, достаточные для того, чтобы выделиться из общедемократического потока в качестве самостоятельной пролетарской струи: уже возникли первые политические организации пролетариата: «Южнороссийский союз рабочих» 1875 г. и “Северный союз русских рабочих” 1878-1880 гг. Начались сравнительно массовые забастовки (например, в Петербурге на Новой бумагопрядильне в 1878 и 1879 гг. с участием тысяч рабочих), которые можно считать предвестниками Морозовской стачки 1885 года.

Чрезвычайно способствовала возникновению русской социал-демократии победа марксизма в западноевропейском рабочем движении, возможность использовать плоды этой победы, тем более, что марксизм уже давно проникал в Россию, хотя вначале не прививался на русской почве как мировоззренческая система. Передовые русские люди еще в 40-е гг. знакомились с ранними работами К. Маркса и Ф. Энгельса (В. Г. Белинский и, возможно, А. И. Герцен). В пореформенной России, особенно с конца 60-х гг., интерес к марксизму стал быстро расти. Народники уже не просто знакомились с трудами Маркса и Энгельса, но и переводили их.

 

 

Первые переводы: марксизм и народники

Первый перевод классики марксизма на русский язык осуществил П. Н. Ткачев. В 1868 г. он перевел и сумел опубликовать в Петербурге написанный Марксом «Устав Международного товарищества рабочих». За ним последовало женевское 1869 г. издание «Манифеста Коммунистической партии» в переводе М. А. Бакунина. Еще через два года активный участник Большого общества пропаганды С. Л. Клячко перевел «Гражданскую войну во Франции» К. Маркса (Цюрих, 1871), а в 1872 г. в Петербурге увидел свет «прекрасный», в оценке самого Маркса, русский перевод 1-го тома «Капитала» (переводчики — Г. А. Лопатин и Н. Ф. Даниельсон).

Все эти переводы (особенно «Капитала») народники использовали в 70-е годы как оружие революционной пропаганды. К началу нового десятилетия К. Маркс уже констатировал: «В России <...> “Капитал” больше читают и ценят, чем где бы то ни было».

По мнению Н. А. Троицкого, в 70-е гг. русские революционеры, хотя и отступили по некоторым вопросам теории назад от Чернышевского, в других вопросах шли вперед. Таковы были вопрос о капитализме и сопряженный с ним рабочий вопрос. Ранее эти вопросы считались абстрактно-теоретическими и не были увязаны с практикой революции. А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, и в особенности Н. Г. Чернышевский, были замечательными критиками западного капитализма, но никто из них не изучал капиталистические процессы в России. «Семидесятники» же внимательно следили за развитием русского капитализма и озабоченно отмечали в своих программах, что капитализм уже проник в «народную жизнь» и грозит разрушением общины.[1] Правда, они истолковали это лишь как регресс (полагая, что торжество капитализма еще можно предотвратить), но попытались использовать социальные сдвиги, обусловленные капитализмом. Однако, как идеологи крестьянства, народники недооценивали историческую роль пролетариата. Но они поднимали идейный уровень, расширяли политический кругозор рабочих, втягивали их в революционную борьбу и тем самым, даже «вопреки своим непосредственным намерениям, способствовали пробуждению и развитию классового сознания рабочих».[2] Получив от народников революционный и социалистический заряд, рабочие скорее и больше задумывались над исторической миссией своего класса и приходили, в конце концов, к осознанию этой миссии, правда, уже через преодоление мелкобуржуазной ограниченности народничества, с помощью социал-демократов.[3]

Правда, народники 70-х гг. воспринимали лишь экономическую сторону марксизма, его толкование конфликта между трудом и капиталом, разящую марксову критику капитализма, но считали не применимой к России ту генеральную идею Маркса, что именно капитализм создает материальные предпосылки для социалистической революции и сам порождает собственного могильщика в лице пролетариата. Самый интерес народников к «Капиталу» (и к марксизму вообще) объяснялся их потребностью уяснить как можно основательнее генезис, сущность и механизм капиталистического производства, чтобы не менее основательно противопоставить ему русский “особый уклад”. “Посмотрим же, к чему обязывает нас учение Маркса, — рассуждал в 1879 г. народник Г. В. Плеханов. — <...> Общество не может перескочить через естественные фазы своего развития, когда оно напало на след естественного закона этого развития, говорит Маркс. Значит, покуда общество не нападало еще на след этого закона, обусловливаемая этим последним смена экономических фазисов для него не обязательна”.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: