Управленческий анализ

 

Управленческий анализ деятельности предприятия позволяет определить сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить параметры, которые могут стать основой конкурентных преимуществ.

ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» (полное название: Открытое акционерное общество «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ») учреждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 1.071992 года путем преобразования государственного предприятия «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» (основан в 1945 году) и является его правопреемником. Выдержки из Устава предприятия содержатся в прил.1.

Сейчас это одно из ведущих предприятий России по выпуску хлебобулочных изделий. Сегодня комбинат выпускает свыше 40 наименований продукции.

Таблица 6

Основные показатели деятельности предприятия (2007-2009гг.)

Наименование 2007г. 2008г. 2009г. 2009г. в % к 2008г.
1 Объем реализации всей продукции (тонн) 14 054 14 925 15050 100,84
2 Объем реализации продукции (тыс. руб.) 285244 350130 407585 116,41
3 Среднесписочная численность работающего персонала (чел.) 310 304 303 99,7
4 Средняя заработная плата (руб.) 8677 9271 12500 134,82
5 Производительность труда (тыс.руб./чел) 920,1 1151,7 1345,2 116,8

 

Таблица 7

Финансово-экономическое состояние ОАО «Брянский хлебокомбинат»

№ п/п

Показатели

Единицы измерения

2007г.

2008г.

2009г.

2009г. в % к 2008г.

1

Валовая прибыль

тыс. руб.

40276

51183

55533

108,5

2

Чистая прибыль

тыс. руб.

16417

22425

25531

113,85

3

Уставной капитал

тыс. руб.

5306

5306

5306

100

По результатам анализа данных таблиц 6, 7 можно проследить небольшую положительную тенденцию в развитии предприятия за рассматриваемые 2007-2009 гг.  

По сравнению с 2008 г. в 2009 г. чистая прибыль увеличилась на 13,85%, что в условиях кризиса является достаточно хорошим результатом.

Основная продукция ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» – различные виды мучных изделий.

ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» располагает необходимыми производственными площадями, оборудованием. Руководство предприятия старается внедрять и использовать в производстве новейшие технологии кондитерской отрасли.

Вся продукция предприятия сертифицирована. Продукция ОАО «Брянский хлебкомбинат КАРАВАЙ» отличается высокими показателями качества и превосходным вкусом.

На предприятии ОАО «Брянский хлебокомбиат КАРАВАЙ» среди прочего, используется новое высокотехнологичное оборудование, такое как, например, введенная в эксплуатацию в 2008г. современная электропечь. Электропечь работает на противнях и непрерывном поде. Осуществляет диафрагменную резку, что позволяет ускорить формирование хлебобулочных изделий.

В таблице 8 приведены основные показатели производственной базы хлебокомбината.

Таблица 8

Основные показатели производственной базы ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»

Наименование показателя Ед. изм. 2007г 2008г 2009г.
Фондоотдача (выручка/основные фонды) руб./руб. 5,66 6,81 6,84
Фондовооруженность (основные средства/численность работников) руб./чел. 162,5 169,6 196
Стоимость основных фондов млн. руб. 50362 51398 59594
Товарооборот млн.руб. 285244 350130 407585
Рентабельность основных средств % 2,62 2,7 2,38

 

Данные, характеризующие деятельность предприятия по производству разных видов продукции, приведены в таблице 9.

Таблица 9

Основные показатели деятельности ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» по продукции

Наименование показателя

Ассортимент выпускаемой продукции

Хлеб «ЛЮБИМЫЙ» Хлеб с семечками Хлеб здобный
2009г 2009г 2009г
Средняя цена за кг. руб. 31 24,3 22
Себестоимость, руб. 25,2 20,6 19,9
Доля в общем объеме, % производства, % 51,6 48,2 0,2
Объем производства, т./тыс.бут 7900 7298 27
Объем производства, т.руб. 229987,8 177001,2 594

 

В отчетном периоде на предприятии наблюдается увеличение показателей фондоотдачи и рост фондовооруженности. Постепенно на комбинате решается проблема износа оборудования. В связи с высокой стоимостью нового оборудования, предприятие не может сразу обновить все, но частичные обновления и замены производятся регулярно.

На финансовое благополучие предприятия напрямую влияет организация системы управления учета. Учетная политика предприятия и ее реализация связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета.                         

Важная составляющая часть анализа производства – факторный анализ себестоимости продукции.

Данные для анализа представлены в аналитической форме (табл. 10).

Таблица 10

Факторный анализ себестоимости

Показатели Базисный Период Отчетный период Абсолютное отклонение Темп изменения, %
Товарооборот, Т, тыс. руб. 350130 407585 +57455 116,41
Сумма издержек, И тыс. руб. 298947 352052 +53105 117,76
Уровень издержек, Уи, % 85,24 86,25 +1, 01 101,2

 

Построим факторную модель, которая имеет вид:

                                        (2)

И - сумма издержек, тыс. руб; Т - товарооборот, тыс. руб; Уи - уровень издержек, %

Применим для анализа метод абсолютных разниц:

48988,4 тыс. руб.

4116,6 тыс. руб.

48988,4 + 4116,6= 53105 тыс. руб.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что увеличение суммы издержек на 53105 тыс. руб. является результатом совокупного влияние факторов, в частности под влиянием изменения товарооборота произошло увеличение на  48988,4 тыс. руб., а под влиянием изменения уровня издержек увеличение на 4116,6 тыс. руб.

Важным элементом анализа производственной деятельности предприятия является оценка износа оборудования. Расчет уровня физического износа оборудования осуществляется по формуле 2:

                                         Уи = ССфакт i / ССплан i,                                                         (3)

Где: Уи – уровень износа оборудования,

   ССфакт i – фактический срок службы i-той единицы оборудования,

   ССплан i – плановый срок службы i-той единицы оборудования

Большая часть оборудования ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» (автомукомеры, 2 тестомесильные машины, 3 печи, 4 транспортера готовой продукции) была введена в эксплуатацию в 1992 году после преобразования комбината из государственного предприятия в акционерное общество.

Учитывая, что плановый срок службы данного оборудования составляет от 35 до 40 лет, по формуле 2 можно определить, что уровень износа оборудования ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» колеблется от 45 до 51%. Т.е. производственная база предприятия устаревает. Сейчас руководство ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» по мере возможности старается обновлять оборудование.

Выводы о сильных и слабых сторонах производственной деятельности представлены в таблице 11.

 

 

Таблица 11

Сильные и слабые стороны производственной деятельности предприятия

Сила Слабость
1. Широкий ассортимент выпускаемой продукции 1.Часть оборудования производственных цехов предприятия является устаревшей
2. Высокое качество выпускаемой продукции, подтвержденное сертификатами качества (см. прил.3) 2. Отставание в области исследований по расширению ассортимента выпускаемой продукции
3. Применение новейшего высокотехнологичного оборудования в производстве продукции 3. Необходимость ремонта помещений цехов предприятия

 

В  ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» отдел маркетинга состоит из 4 человек: начальник отдела, 2 менеджера по рекламе, маркетолог по аналитической работе. Все специалисты имеют высшее образование по специальности.

Основными направлениями деятельности отдела маркетинга являются:

1. Изучение рынка сбыта и спроса.

2. Прогнозирование и планирование маркетинга.

3. Разработка стратегий маркетинга на разные сроки.

4. Рекламная деятельность.

5. Формирование положительного имиджа предприятия и продукции.

6. Разработка систем поощрения (лояльности) покупателей (клиентов).

Функции отдела маркетинга:

1. Работа с информацией о продукции, конкурентах.

2. Выбор сегментов рынка для обследования, определение необходимой информационной базы, методов исследований.

3. Изучение новых рынков сбыта, позиционирование продукции на рынке.

4. Анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятия.

5. Изучение потребностей и предпочтений покупателей.

6. Выявление тенденций развития производства и анализ спроса.

7. Систематическое наблюдение за рынком и корректировка прогнозов.

8. Разработка и представление руководству предложений по созданию             новой продукции, определение ее конкурентоспособности, выработка рекомендаций по повышению определенных показателей новой продукции.

9. Анализ эффективности организации фирменного обслуживания, сбыта, рекламы и разработка предложений по их совершенствованию.

10. Организация обратной связи с потребителями (клиентами). Разработка предложений по повышению качества продукции.

11. Участие в определении себестоимости новых изделий и разработке мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции.

12. Разработка предложений по формированию фирменного стиля.

13. Организация рекламы.

14. Составление смет и затрат на проведение рекламных мероприятий.

15. Определение эффективности рекламы.

Маркетинговая политика ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» состоит из этапов: от выбора видов продукции, определения их цен, методов сбыта до продвижения товара.

Анализ рынка хлебобулочных изделий свидетельствует о том, что в последние годы имеется устойчивая тенденция к росту их потребления. Хлебобулочная продукция пользуется постоянным спросом. Емкость рынка хлебобулочных изделий РФ в 2010 г. составляет 755000 т.

Удельный вес хлебобулчной продукции предприятий на Брянском рынке (емкость равна 46235т.) рассчитывается по формуле 2:  

                ,                                                    (4)

где У – удельный вес предприятия в общем объеме товаров или услуг;

  ПП – объем производства товара на предприятии;

  С – емкость рынка.

По данным таблицы 1:

У1=(15050/47031)*100%=32%(ОАО«БрянскийхлебокомбинатКАРАВАЙ)

У2 = (21634/47031)*100% = 46% (ОАО «Брянский хлеб»)

У3 = (3292/47031)*100% = 7% (ОАО «ЛУКОШКО»)

Доля продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на Брянском рынке составляет 39,4%. Самым опасным конкурентом является ОАО «Брянский хлеб».

Целевыми сегментами для ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» являются платежеспособные магазины, ИП и торговые организации; конечные потребители со средним уровнем дохода.

 В таблице 12 приведены показатели рентабельности продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ».

Таблица 12

Рентабельность продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»

Продукция Выручка от продажи, тыс. руб. Себестоимость проданной продукции, тыс.руб. Прибыль, тыс.руб. Рентабельность, %
Любимый 229987,8    201450 28766,8 14,3
Хлеб с семечками 177001,2 150237,6 26763,6 17,8
Хлеб здобный 594 537,3 56,7 9,5

 

Таким образом, наименьшую рентабельность (9,5%) имеет сдобный хлеб. Наибольшую прибыль ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» приносит производство хлеба с семечками, рентабельность данной продукции составляет 17,8%,а хлеб любимый – 14,3%.

Цена продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» рассчитывается на основе затратного метода, т.е. складывается из себестоимости (переменные издержки + постоянные издержки), рентабельности и НДС (18%).

Организацией сбыта продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» занимается коммерческая служба предприятия. Прием заказов осуществляется предварительно или непосредственно на предприятии, когда покупатель приезжает и заказывает нужный ему товар по ассортиментному перечню, после чего заключается договор на поставку продукции.

Процесс товародвижения включает транспортные расходы, расходы на содержание отдела продаж и складов информационное обеспечение, по учету и контролю складских запасов которые в сумме составляют приблизительно 450000 руб. в год.

Проведение коммуникативной политики предприятия связано, прежде всего, с рекламой. Главная цель рекламы – увеличить товарооборот. Реклама товаров ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» нацелена на покупателей потребительских товаров, а также снабженцев и деловых закупщиков для предприятий; направлена на продвижение товаров с целью увеличения объемов продаж.

Размещается реклама в основном на телевидении, в печатных изданиях (газетах, журналах, листовках, плакатах), помимо этого ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» проводит выставки и дегустации продукции в магазинах, торговых павильонах и других местах продаж.

Бюджет на рекламу разрабатывается по методу исчисления «в процентах к сумме продаж». В 2009 г. на ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» рекламный бюджет для продукции составит 630500 руб.

Основные цели маркетинговой политики предприятия – это повышение степени конкурентоспособности, освоение новых рынков сбыта.

Программу маркетинга ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на 2010 год можно представить в форме таблицы 13.

Таблица 13

Программа маркетинга ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на 2010 год

Направление Мероприятия Затраты, тыс. руб.
Товарная политика 1. Модификация товара 2. Максимальное увеличение срока хранения продукции при минимальном ущербе качеству 3. Расширение предлагаемого ассортимента за счет внедрения в производство новых видов продукции 800
Ценовая политика 1. Повышение уровня механизации и автоматизации производства за счет внедрения новой техники и технологий 2. Поиск новых поставщиков, аналогичное сырье которых обойдется предприятию дешевле 3. Переговоры с существующими поставщиками по поводу предоставления дополнительных скидок 4. Пересмотр расхода сырья и энергии 1500
Сбытовая политика 1. Снижение суммы предоплаты на 10% и издержек на транспортировку на 5% 2. Долгосрочное планирование продаж 3. Контроль над ценообразованием дилеров 4. Расширение собственного автопарка 3000
Коммуникативная политика 1. Увеличение рекламного бюджета до 630,5 тыс. рублей 2. Направление средств в размере 400 тыс. рублей на развитие рекламы по телевидению и в Интернете 3. Увеличение количества проводимых презентаций, выставок и дегустаций продукции 630,5

ИТОГО

5930,5

 

Сильные и слабые стороны маркетинговой деятельности предприятия представлены в таблице 14.

Таблица 14

Сильные и слабые стороны маркетинговой деятельности предприятия

Сила Слабость
1. Способность быстрого реагирования на изменяющиеся потребности потребителей 1.Слабая политика по продвижению сдобного хлеба, недостаточная реклама
2.Проведение всего комплекса маркетинговых исследований, связанных с рынком, продуктом, потребителями и конкурентами 2.Отсутствие четкой маркетинговой стратегии по производству сдобного хлеба
3. Высокая квалификация сотрудников отдела маркетинга 3. Слабое финансирование маркетинговых исследований

Рассмотрим кадровую структуру ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ».

Среднесписочная численность работников за 2009г. составляет 303 чел., средняя заработная плата 12500 руб. (см.табл.15).

 Средний возраст рабочих колеблется от 25 до 40 лет. Персонал предприятия обеспечен всеми благоприятными условиями труда. Прием на работу осуществляется посредством собеседования с претендентом.

Таблица 15

Среднесписочная численность работников и средняя заработная плата

Показатель 2007г. 2008г. 2009г.
Численность работников, чел. 310 304 303
Средняя заработная плата, руб. 8677 9271 12500

 

Среднесписочная численность работников в 2009г. снизилась на 2,2 % по отношению к 2007г. Средняя заработная плата в 2009г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 44%, по сравнению с 2008г. – на 34,8%.

Таким образом, наблюдается положительная тенденция, так как на фоне относительно стабильной численности работников происходит увеличение средней заработной платы.

Средняя заработная плата работников ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» приведена в таблице 16.

Таблица 16

Средняя заработная плата работников ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ», руб.

Персонал 2007г. 2008г. 2009г.
Управленческий персонал 13191 13905 17972
ИТР 7890 8422 11981
Производственные рабочие 7252 7761 10450
Прочий 6378 6989 9605
ИТОГО 34711 37077 50008

 

Увеличение средней заработной платы в 2009г. в сравнении с 2008г.: управленческий персонал – 4067 руб., ИТР – 3559 руб., производственные рабочие – 2689 руб., прочие – 2616 руб.

Текучесть кадров отражена в таблице 17.

Таблица 17

Текучесть кадров ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»

Персонал

2007г.

2008г.

2009г.

Прибыло Убыло Прибыло Убыло Прибыло Убыло
Управленческий персонал 1 0 2 1 0 0
ИТР 2 3 4 6 2 4
Производственные рабочие 12 9 8 11 6 7
Прочий 7 5 4 6 9 7
ВСЕГО 22 17 18 24 17 18

 

Рассчитаем коэффициенты приема и выбытия кадров за 2009г. (см. формулы 5, 6).

Кпр = (Чпр/ЧСС)*100%                                      (5)

где Кпр – коэффициент приема кадров;

Чпр – число принятых на работу;

ЧСС – среднесписочная численность работников.

Кпр = (17/303)*100% = 5,61%

Квыб = (Чвыб/ЧСС)*100%                                        (6)

где Квыб – коэффициент выбытия кадров;

Чвыб – число выбывших работников.

Квыб = (18/303)*100% = 5,94 %

Следовательно, коэффициент выбытия незначительно превышает коэффициент приема.

На ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» осуществляется переобучение персонала, в 2009г. затраты составили 53580 руб. Затраты предприятия на переобучение персонала за последние годы представлены в таблице 18.

Таблица 18

Затраты на переобучение персонала

Данные 2007г. 2008г. 2009г.
Затраты на переобучение, руб. 46210 48929 53580

 

Кадровая деятельность «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» реализуется в направлении поиска, отбора, обучения персонала. При этом необходимо учитывать соответствие подбираемых кадров задачам деятельности предприятия, которые решаются в стратегической перспективе предприятия.

Рабочие ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» обеспечены социальным пакетом, в который включаются: оплачиваемые больничные и отпуска, предоставление путевок, премии.

Оценить сформированную систему управления ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» можно с помощью таких коэффициентов как аппаратная норма (АП) и коэффициент управленческих расходов (Купр. р.).

АН = У/Ч,                                                              (7)

Где У – число работников, занятых в управлении предприятием;

Ч – общая численность работников предприятия.

АН = 12/303 = 0,039

Купр р = Зу/ФОТ,                                                      (8)

Где Зу – заработная плата управленческого персонала (за год):

Фот – общий фонд оплаты труда (годовой)

Купр р = 2587968/7201152 = 0,34

Сильные и слабые стороны кадровой деятельности предприятия представлены в таблице 19.

Таблица 19

Сильные и слабые стороны кадровой деятельности предприятия

Сила Слабость
1. Наличие системы мотивации персонала 1. Нехватка высококвалифицированных кадров на производстве
2. Невысокая текучесть кадров  2. Недостаточное финансирование обучения персонала и повышения квалификации
3. Рост заработной платы 3. Невысокий уровень заработной платы производственных рабочих и прочего персонала

 

Важным элементом деятельности предприятия является анализ его финансового состояния, который содействует повышению эффективности коммерческой деятельности. ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» не имеет задолженности по налогам и сборам, по заработный плате, отличается обязательностью исполнения своих договорных обязательств, что поднимает репутацию предприятия на высокий уровень.

Своевременно оплатить сырье, оборудование и другие ресурсы предприятию помогают краткосрочные кредиты и займы.

Анализ финансового состояния предприятия осуществляется с помощью показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности.

Рассчитаем основные показатели деятельности предприятия за три года (с 2007г. по 2009г.) и сведем все данные в таблицу 20.

В таблице 20:

СК – собственный капитал; ВБ – валюта баланса; ПЗ – производственные запасы;

ОбА – оборотные активы; КО – краткосрочные обязательства; ДС – денежные средства; ДЗ/КЗ – дебиторская/кредиторская задолженность; ВР – выручка;

СБ – себестоимость; ВА – внеоборотные активы; ОФ – основные фонды (средства).

 

 

Таблица 20

Расчет основных показателей деятельности предприятия

Коэффициент

Норматив

Данные на конец года

2007г.

2008г.

2009г.

Показатели финансовой устойчивости в долгосрочном плане

Коэффициент автономии = СК/ВБ >0,6

0,9

0,93

0,83

Коэффциент финансовой зависимости = КЗ/СК <1

0,1

0,1

0,2

Коэффициент маневренности = СОК/СК <0,5

0,45

0,53

0,34

Собственный оборотный капитал (СОК)=СК-ВА  

48568

68817

58850

Коэффициент обеспеченности производственными запасами =СОК/ПЗ >0,8

2,67

2,86

2,74

Показатели ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности =ОбА/КО >2

4,47

6,81

2,74

Коэффициент срочной ликвидности =(ОбА-ПЗ)/КО 0,8-1

2,1

4

2,1

Коэффициент абсолютной ликвидности = ДС/КО >0,2

0,85

0,29

0,42

Показатели деловой активности (данные за год)

Оборачиваемость средств в расчетах = (ДЗ*360)/ВР, дней Не более 73

40

52

44

Оборачиваемость производственных запасов = (ПЗ*360)/СБ, дней Не более 120

27

29

22

Оборачиваемость кредиторской задолженности = (КЗ*360)/СБ Не более 190

17

11

35

Показатели рентабельности (данные за год)

Рентабельность СК = ВР/ВА

4,72

5,74

3,62

Рентабельность ВА = ВР/ОФ

5,66

6,81

6,84

Рентабельность ОФ = ВР/СК

2,62

2,7

2,38

Рентабельность продаж = ВР/СБ

1,16

1,17

1,17

Рентабельность основной деятельности = ВР/ВБ

2,37

2,53

1,98

Рентабельность общего капитала = СБ/ВР

0,86

0,85

0,87
               

 

Анализ осуществляется на основании бухгалтерской отчетности предприятия (см. прил.1).

По данным таблицы 16 можно сделать вывод, что показатели финансовой устойчивости в 2009г. по сравнению с 2008г.  ухудшились, но по прежнему соответствуют нормативам. Следовательно, данное предприятие является платежеспособным, имеет стабильное финансовое положение.

Значение коэффициента текущей ликвидности в норме, что говорит о том, что ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» в состоянии покрывать текущие долги.

Коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно, у предприятия составляет 0,42, значит, дефицита платежеспособных средств нет.

Показатели оборачиваемости средств в расчетах, производственных запасов и кредиторской задолженности соответствуют норме. Таким образом, показатели деловой активности указывают на успешную финансовую деятельность предприятия, на эффективность использования им имеющихся денежных средств.

Коэффициенты рентабельности являются показателями формирования прибыли предприятия. В 2009г. произошло незначительное снижение данных показателей по сравнению с 2008г.

Наличие дебиторской задолженности сроком до 12 месяцев дает определенные гарантии в случае убыточной работы предприятия, так как за счет нее можно будет погасить долги и убытки.

Выводы о сильных и слабых сторонах финансовой деятельности предприятия представлены в таблице 21.

Таблица 21

Сильные и слабые стороны финансовой деятельности предприятия

Сила Слабость
1.Увеличение рентабельности внеоборотных активов и общего капитала 1. Снижение показателей ликвидности и рентабельности капитала, основных средств
2. Сокращение оборачиваемости средств и производственных запасов 2. Снижение показателей рентабельности капитала, основных средств и основной деятельности

 

Руководство предприятия ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» представлено следующими должностями: генеральный директор, технический директор, главный бухгалтер, директор по финансам и экономике, заместитель генерального директора по управлению персоналом, директор по производству, помощник директора по техническому и информационному обеспечению, начальник службы сбыта, начальник отдела маркетинга.

Все сотрудники, занимающие руководящие должности имеют высокую квалификацию, высшее образование и периодически проходят переподготовку.

Управление предприятием осуществляет генеральный директор Сагайдако Юрий васильевич. Персонал организации обеспечен высоким уровнем оплаты труда и предоставляемыми социальными гарантиями.

Выводы о сильных и слабых сторонах управленческой деятельности предприятия представлены в таблице 22.

Таблица 22

Сильные и слабые стороны управленческой деятельности предприятия

Сила Слабость
1.Большой опыт управления предприятием у руководителей 1. Нечеткое разграничение функций маркетинга и сбыта
2. Обмен информацией между службами маркетинга и сбыта 2. Единоличное принятие решений руководителем предприятия

 

Предприятие ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» обладает значительным потенциалом в сфере финансов, маркетинга, менеджмента, производства, научных разработок, кадровой службы. В целом положение предприятия можно назвать благоприятным.

Генеральный директор
Организационную структуру ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» можно квалифицировать как линейно-функциональную, так как имеются структуры функционального назначения, и структуры, содержащие вертикальные связи управления, т.е. элементы линейной структуры.

 

         
   

 


Среди преимуществ линейно-функциональной структуры можно отметить:

- высокая централизация принятия решений;

- сосредоточение ресурсов в центре и уменьшение их потребления в функциональных областях;

- стимулирование деловой и профессиональной специализации по направлениям деятельности.

Основная должность в ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» принадлежит генеральному директору предприятия, который является менеджером высшего звена. Он выполняет обязанности управления, руководства, планирования, организации, мотивации и контроля над средним звеном управления. Генеральному директору подчинены заместители, директора и начальники отделов: технический директор, зам. ген. директора по управлению персоналом, директор по производству, директор по финансам, начальник отдела маркетинга, заведующий производства.

Недостатком линейно-функциональной структуры предприятия является то, что цели структурных подразделений могут ставиться выше целей предприятия, так как работающие в одном подразделении специалисты концентрируют усилия в сфере своих взаимных интересов.

Чтобы определить тип организации, необходимо проанализировать организационную структуру ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» по трем уровням:

1.  «Организация – внешняя среда». ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» имеет механистический тип организации.

2. Данный тип характеризуется экстенсивным использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определённой ответственностью в работе и иерархией власти в организации. Количественный анализ предприятия на уровне внешней среды представлен в таблицах 23 и 24.

Таблица 23

Анализ ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на уровне внешней среды

Параметры

Шкала от 1 до 5

Оценка
«Чистый» тип организации Механический тип Органический тип  
1. Специализация Узкая Широкая 2
2. Много правил и процедур Работа по правилам Мало правил и Процедур 2
3. Четкость прав и ответственности Чёткие права и ответственность Амбициозная ответственность 1
4. Ясная иерархия Чётко выделенные уровни иерархии Уровни иерархии Размыты 2
5. Система вознаграждения Объективная Субъективная 3
6. Критерии отбора кадров Объективные Субъективные 1
7.Служебные отношения Формальные, носят официальный характер Неформальные 3

Суммарная оценка – 14, почти чистый механистический тип.

Специализация в ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» узкая, четко выделены уровни иерархии, права и ответственность, объективная система вознаграждения.

Организационная структура комбината со стороны взаимодействия с внешней средой полностью соответствует условиям, в которых существует учреждение.

Таблица 24

Оценка условий существования ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»

Параметры

Шкала от 1 до 5

Оценка в орг-и
Условия Механический тип Органический тип  
1. Внешняя среда Несложное стабильное окружение Сложное нестабильное окружение 2
2. Цели и задачи Известны Не известны 2
3. Делимость задач Поддаются делению Не имеет четких границ 2
4. Простота и ясность задач Простые и ясные Сложные 2
5. Измеримость работы Измеряема Измерить сложно 1

Суммарная оценка 9 - условия, приемлемые для почти чистого механистического типа.

3.  «Организация – человек» (см.табл.25). На предприятии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» определяется корпоративная организация.

Таблица 25

Анализ ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» «организация – человек»

Параметры

Шкала от 1 до 5

Оценка
Чистый тип организации Корпоративная организация Индивидуалистская организация  
1. Характер объединения людей Объединение людей по соц. и проф. критериям Свободное объединение людей 2
2. Приоритет интересов Интересы производства определяют интересы человека Интересы производства определяются интересами человека 2
3. Принятие решений Принцип большинства или старшинства Принцип меньшинства или право вето 1
4. Согласование интересов Интересы согласовываются лидерами Интересы согласовываются всеми членами организации   2
5. Характер тактического управления Монополия на информацию Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности организации   1
6. Роль работы Человек существует для работы Работа существует для человека 1
7. Мораль Принцип двойной морали в поведении Общечеловеческая мораль 2

Суммарная оценка – 11, почти чистая корпоративная организация.

Корпоративная организация – это объединение человеческих ресурсов, поддержание монополии на информацию, обеспечивающую власть, принятие решений по принципу большинства, интересы производства определяют интересы работника, где человек существует для работы и применяется.

4. «Подразделение – подразделение». Предприятие ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» имеет линейно-функциональную структуру, в которой каждое подразделение возглавляет руководитель, обладающий всеми функциями управления и полномочиями по принятию решений.

Функции подразделений предприятия отражены в таблице 26

Таблица 26

Функции подразделений ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»

Содержание функции Название функции Исполнитель
Работа с рынком Функция «Маркетинг» Начальник отдела маркетинга
Выпуск продукции Функция «Производство» Директор по производству
Финансирование основного и вспомогательного видов деятельности Функция «Финансы» Финансовый директор
Обеспечение персоналом Функция «Человеческие ресурсы» Начальник кадровой службы
Создание новых видов продукции Функция «НИОКР» Технический директор
Сбыт продукции Функция «Сбыт» Начальник службы сбыта

Таким образом, все перечисленные функции соответствуют подразделениям, которые их осуществляют.

По результатам анализа можно свести в общую таблицу выделенные сильные и слабые стороны в деятельности предприятия (табл.27).

Таблица 27

Сильные стороны Слабые стороны

Производство

1. Широкий ассортимент выпускаемой продукции 2. Высокое качество выпускаемой продукции 3. Применение новейшего высокотехнологичного оборудования 1.Часть оборудования производственных цехов предприятия является устаревшей 2. Отставание в области исследований по расширению ассортимента выпускаемой продукции 3. Необходимость ремонта помещений цехов предприятия

Маркетинг

1. Способность быстрого реагирования на изменяющиеся потребности потребителей 2.Проведение всего комплекса маркетинговых исследований 3. Высокая квалификация сотрудников отдела маркетинга 1.Слабая политика по продвижению минеральной воды и кваса, недостаточная реклама 2.Отсутствие четкой маркетинговой стратегии по производству минеральной воды 3. Слабое финансирование маркетинговых исследований

Кадры

1. Наличие системы мотивации персонала 2. Невысокая текучесть кадров 3. Рост заработной платы 1. Нехватка высококвалифицированных кадров на производстве 2. Недостаточное финансирование обучения персонала и повышения квалификации 2. Недостаточное финансирование обучения персонала и повышения квалификации

Финансы

1.Увеличение рентабельности внеоборотных активов и общего капитала 2. Сокращение оборачиваемости средств и производственных запасов 1. Снижение показателей ликвидности и рентабельности капитала, основных средств 2. Снижение показателей рентабельности капитала, основных средств и основной деятельности

Менеджмент

1.Большой опыт управления предприятием у руководителей 2. Обмен информацией между службами маркетинга и сбыта 1. Нечеткое разграничение функций маркетинга и сбыта 2. Единоличное принятие решений руководителем предприятия

 

Сильными сторонами деятельности ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» являются производство пряников, печенья и крекера, наличие товарной марки, отдела маркетинга, рекламного бюджета. Основные слабости предприятия – производство минеральной воды и кваса, отсутствие инноваций в области новой продукции.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: