Богословское, духовно-нравственное (историческое, культурологическое) содержание и основание материала работы

Православный институт святого Иоанна Богослова

Факультет церковного служения

Курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея,

Архиепископа Тверского

 

 

 БЕЛЫЙ ГОЛУБЬ МОСКВЫ - НОВОСПАССКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

(методическая разработка обзорной паломнической экскурсии)

 

 

выпускная квалификационная работа по православному экскурсоведению

 

 

Выполнил: Келин Сергей Борисович

 

 

Руководитель: Н.В. Лапшина, к.ф.н.

 

________________________________

 

МОСКВА

2012


 

1. Введение 3

2. Богословское, духовно-нравственное (историческое, культурологическое) содержание и основание материала работы. 6

3.Методы проведения экскурсии. 12

4.Основная часть. Развернутый план экскурсии и подробный конспект. 16

Вступление. 16

Храм сорока севастийских мучеников. 19

Крест памятник. 19

Контрольный текст экскурсии (Основная часть). 20

Монастырские стены.. 20

Настоятельский корпус. 22

Некрополь. 23

Храм во имя великомученицы Екатеринины.. 26

Храм в честь Знамения Богоматери. 27

Братский корпус. 30

Часовня в честь празднования 300-летия дома Романовых. 32

Храм во имя святителя Николая. 33

Новый монастырский некрополь. 34

Закладной камень памятника Ф.С. Рокотову. 36

Келия старца Филарета. 37

Часовня над могилой старицы Досифеи. 39

Колокольня с храмом во имя Преп. Сергия Радонежского. 41

Спасо-Преображенский собор. 42

Храм во имя Покрова Богоматери. 48

Усыпальница Романовых и храм в честь преп. Романа Сладкопевца. 49

Святыни монастыря. Образ Спаса Нерукотворного. 53

Смоленская икона Божией Матери (XVI в.) 54

Ковчеги-мощевики. 54

Иконы с частицами мощей святых. 55

Пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского. 55

Список с Чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица». 56

Новоспасский монастырь сегодня. 57

Крест-памятник Великому Князю С. А. Романову. 59

Заключение. 60

5.Заключение с подведением итогов работы. 62

6.Библиографический список. 63

7. Приложения 64

 

 

      

 

 


Введение

 

           «Мы должны помнить, что паломничество преследует сразу несколько целей. Конечно, оно дает людям возможность прикоснуться к святыням, помолиться, и в этом смысле паломничество является частью религиозной жизни людей. Через паломничество проявляется наше религиозное чувство. И в плане укрепления веры, благочестия паломничество имеет очень большое значение.

            Но совершенно очевидно и другое. Посещая исторические места, связанные с проявлением святости, поклоняясь этим местам, люди должны знать и историю. И поэтому паломничество очень важно с точки зрения религиозного образования. И, наконец, паломнические группы объединяют разных людей. Здесь православные люди знакомятся, устанавливают духовно взаимообогащающие контакты, - словом, паломничество содействует общению.» - так обозначил цели паломничества Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в свою бытность председателем ОВЦС МП в докладе на Второй общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность» (Москва, 28 – 29 ноября 2005 года).

           Методическая разработка подготовлена для проведения паломнической пешеходной экскурсии по Новоспасскому ставропигиальному монастырю.

        Выбор темы данной работы обусловлен:

1) Религиозным, духовно-нравственным и историческим значением монастыря на общецерковном плане в укреплении Православной веры и государственности на Руси как места постоянного богомолья Великих Московских князей, а в первые десятилетия XVII века правящей династии Романовых.

2)  Необходимостью раскрытия для паломников значения теократической монархии в защите и укреплении Православной веры, внутриполитического домостроительства Российской державы и упрочения её государственности.

3) Наличием в монастыре значительного количества святынь Вселенского и Поместного значения, благочестивой поклонение и приложение к которым чудодейственным образом способствует укреплению паломников в вере, а для многих и обретению её, духовному и телесному исцелению страждущих, очищает общую нравственную атмосферу и создаёт предпосылки для будущего духовного развития людей в нашем Отечестве. 

          Данная разработка подготовлена для проведения обзорной экскурсии по монастырю с воцерковленными людьми среднего и старшего поколений различных социальных статусов, имеющих начальные познания в объёме Закона Божия и основ православной культуры. Продолжительность экскурсии по времени 1 час (при наличии возможности посещения действующих храмов - 1,5 часа). Протяжённость маршрута до 0,6 км.

           Применительно к данной теме работа преследует собой цель, подразделяющуюся на два направления - познавательное и религиозное. Первое из них определяется необходимостью познакомить паломников с историей основания, обустройства монастыря, его стратегическим значением и использованием для обороны Москвы в средние века; трагическими последствиями в нём после свержения законной монархии при правлении богоборческой власти а также событиями новейшего времени, связанными с восстановлением обители и её социальным служением. В комплексном сочетании с первым преследуется и второе, являющееся главным, целевое направление: знакомство с религиозным значением монастыря для Великокняжеских, Царственных правителей России и православного российского народа; религиозной жизнью и опытом насельников и богомольцев, благотворителей и благоукрасителей обители; знакомством со святынями монастыря и поклонение им для почитания и испрошения благодатной помощи.

            Место выбранной темы определяется стремлением выражения идеи «Москва – третий Рим» и утверждением известной византийской формулы: «Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя».

Актуальность данной темы обусловлена началом подготовки к празднованию 400-летия дома Царственной династии Романовых, которое состоится в следующем 2013 году.

 

Богословское, духовно-нравственное (историческое, культурологическое) содержание и основание материала работы.

 

          В Церкви издавна было выработано богословское обоснование паломничества к святым местам. В свидетельствах о первых таких паломничествах их цели осознаны, выработаны и выражены ещё не вполне чётко. Но уже святитель Григорий Нисский (+ 394 г.), который сам иногда отговаривал монашествующих от паломничеств из-за возможных соблазнов, встречающихся по пути, тем не менее, дает пусть и краткое, но богословски четкое определение целей паломничества как «созерцания знаков Божественного человеколюбия», т. е. того, где Божественное благодатным образом проявляет себя в тварном ради человека. Иными словами, как сказал в свое время, уже в VIII столетии, преподобный Иоанн Дамаскин применительно к иконам (предвосхищая святителя Григория Паламу) - созерцание «вместилищ Божественной энергии».

          Древние святые отцы, современные архипастыри и богословы в своих трудах раскрывают нам осмысление богословия паломничества и поклонения святыням Православия. Здесь уместно привести некоторые выдержки из них.

1) «XXXIII. Во-первых, [воздается поклонение] тем, на ком почил Бог, Который один только — свят и во святых почивает, как-то: во Святой Богородице и всех святых людях.

XXXIV. Второй род [поклонения] — тот, когда поклоняемся творениям, чрез которые и в которых Бог совершил наше спасение, частью прежде пришествия Господа, частью после содеянного Им во плоти домостроительства, как [например]: Синайской горе, также Назарету, находящимся в Вифлееме яслям и вертепу, святой Голгофе, древу креста, гвоздям, губе, трости, священному и спасительному копью, одеянию, хитону, покрывалам, пеленам, святому гробу — источнику нашего воскресения, камню гроба, святой горе Сиону, с другой стороны, горе масличной, овчей купели и блаженному саду Гефсимании; этому и подобному воздаю почитание и поклоняюсь, и всякому святому Божию храму, и всякому [месту], на котором произносится имя Бога.»

преп. Иоанн Дамаскин.

 Третье слово в защиту святых икон

2) И по смерти действуют они как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая (производящая чудеса) благодать Святаго Духа.

Святой Ефрем Сирин

44. Похвальное слово славным мученикам,

 во всём мире пострадавшим

3) Христиане первенствующей Церкви также свято чтили головные повязки святого апостола Павла, орошенные потом апостольских его трудов, так как чрез них получали исцеление от болезней и от злых духов (Деян. 19: 12).

Преп. Амвросий Оптинский.

Переписка с мирскими лицами. О почитании святых мощей.

4) Очевидно, можно даже говорить о «богословии паломничества», имея в виду осмысление его духовных основ, места в церковной жизни и Предании. Святые места, храмы, обители, даже развалины древних храмов, обладают благодатной силой воздействия на человека независимо от чьей-либо воли, санкций или запретов, ибо являются материальным свидетельством Божьего присутствия в мире, действия Его в истории. Они образуют в совокупности особую реальность, единственным способом вхождения в которую как раз и являются паломничество и поклонение.

«Игумен Даниил и его Хождение в русской церковной традиции».

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

 на конференции «Дабы не забыть было то, что показал мне Бог»

5)…поклонение является формой воздаяния чести Богу через посредство видимого образа. Это же слово в церковном Предании относится и к святым местам.

«О смысле православного паломничества»

статья Преосвященного Марка, архиепископа Егорьевского

6) Богословский смысл поклонения мощам и их почитания основывается на понимании творения как благого деяния Божия, в котором изнаначально содержится благая воля Творца, Его замысел о спасении мира человеческого, который преобразится в грядущее Царствие Небесное. Мощи святых угодников являют собой малые частицы этого преображённого вещества, исполненного Божественной благодатью, и поэтому Царствие Небесное чудесным образом зримо присутствует в них уже в наше время. Соответственно, поклонение святым мощам понимается как почитание тех, кто в своём духовном подвиге осуществил Божественный замысел о мире.

Генеральный директор Паломнического центра

Московского Патриархата С. Ю. Житенев

 «История возникновения и богословский

смысл православного паломничества»,

журнал «Русский Паломник», № 4, 2007 год, с. 43-44

          Этот древнейший московский монастырь представляет собой своеобразный кладезь духовной сокровищницы Русской Православной Церкви. В стенах Новоспасского ставропигиального монастыря сосредоточено множество святынь Вселенского и Поместного значения. И здесь паломники имеют возможность поклонения им для испрошения благодатной Божией помощи при заступничестве Божией Матери и молитвенном возношении святых угодников в своих скорбях, телесных и душевных немощах, заботах о спасении своей безсмертной души и в повседневной жизни.

          Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников.

           Новоспасский монастырь издревле был местом богомолья Великих Московских Князей, а в XVII веке и правящей династии Романовых, предки которых и многие члены Царской семьи погребены в стенах этой обители. Ряд настоятелей монастыря были духовниками Великокняжеской семьи. Духовные традиции монастыря формировались на основе единения Церковного и государственного управления, являясь в XVII веке своеобразной симфонией теократической монархии. Поэтому Новоспасский монастырь можно по праву назвать духовной колыбелью Российского самодержавия. В особенности росписи храма Преображения присутствует стремление выразить идею «Москва – третий Рим». Богоизбранность и святость русского Царя неоспорима и подтверждается известной византийской формулой: «Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя».

            В усыпальнице Романовых погребена известная подвижница XVIII-XIX веков старица и прозорливица инокиня Досифея (княжна Тараканова) и на сегодняшний день известны многие случаи благодатной помощи по её молитвам.

            И в то время в обители подвизался известный в Москве и далеко за ее пределами подвижник - иеромонах Филарет (в схиме Феодор), который прожил в монастыре около пятидесяти лет: вначале в безмолвии и созерцательной жизни, а затем в подвиге старчества, принимая всех нуждавшихся в духовном совете и утешении. За такую жизнь отец Филарет сподобился от Бога дара прозорливости. Особое благоволение и почтение к старцу имел митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), часто его навещавший и пользовавшийся его советами. 

         При управлении монастырём архимандрита Агапита (Введенского) с 1852 по 1877 год был поднят дух иночества, на что и обращалось им исключительное внимание, так что Новоспасский монастырь являлся образцом в этом отношении для других штатных монастырей.

         Святая земля Новоспасского монастыря обильно обагрена кровью святых мучеников за веру и жертв политических репрессий большевиков в 30-е годы прошлого столетия.  Многие из них являются предстателями за нас перед Престолом Божиим.

         В нынешнее время в монастыре возрождается общенародное пение, как могучее средство религиозно-нравственного церковного просвещения, число молящихся здесь неустанно возрастает. Возрождая древнюю традицию, монастырь проводит духовно-просветительскую и образовательную программу.

          Всё это свидетельствует о богатейшем духовном наследии Новоспасской обители.

          Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

           За свою семивековую историю Новоспасский монастырь накопил огромное количество бесценных исторических свидетельств об укреплении Православия и Русской государственности. Здесь ярчайшим образом представлены образцы иконописи XVI – XX веков, настенной храмовой росписи с отражением догматических основ Православия, храмового зодчества XVII – XVIII веков, что позволяет паломнику заглянуть вглубь минувших столетий и ощутить величие и красоту наследия наших благочестивых предков. Всё это как и в прежние времена радовало и радует как наших соотечественников, так и иностранцев. Недаром посетивший Москву во второй половине XVII века диакон Павел Алеппский, сын Антиохийского Патриарха Макария, увидев со стен Кремля выбеленные храмы и стены Новоспасского монастыря, назвал его «белым голубем».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: