Как мы уже с вами знаем, почти сразу после перенесения великим князем Иоанном III на Васильевский стан, Новоспасский монастырь стал местом погребения представителей знатных родов и, прежде всего, бояр Романовых – предков царственного Дома. По историческим документам и описаниям, в подклете Спасо-Преображенского собора насчитывалось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников.
Среди погребенных здесь предков царственного Дома – родоначальник рода Романовых Роман Юрьевич Захарьин († 1543), мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа Иоанновна († 1631), как почтительно упоминает о ней Кормовая книга 1687 г., отец Патриарха Филарета боярин Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, † 1586). К древней части усыпальницы относятся захоронения четырех родных братьев Патриарха Филарета, трое из которых скончались в ссылках, пострадав во времена Бориса Годунова, а в 1607 г. были перезахоронены в Новоспасском монастыре. Один из них – боярин Михаил Никитич Романов, сын Никиты Романовича Юрьева, мученически скончавшийся в 1602 г. в Ныробской волости (Пермский край) после продолжительного содержания в яме в цепях. Его почитали святым, к месту кончины совершались паломничества, впоследствии там был построен храм в честь Преображения Господня. Цепи боярина хранились как святыня, есть упоминания об исцелениях, происходивших от них. В настоящее время цепи находятся в экспозиции местного краеведческого музея.
После царя Алексея Михайловича особенное усердие к Новоспасскому монастырю имел царь Федор Алексеевич. Это его расположение особенно усилилось после погребения здесь его любимой тетки Ирины Михайловны. Им были сделаны на помин ее души ценные пожертвования, которые до нашего времени к сожалению не сохранились.
В 17 столетии число гробниц "царских пресветлых родителей" увеличивается... Затем, в конце того же столетия в 1687 году 12 июня была составлена опись всех гробниц предков и родственников царских, и их оказывается уже 70. Но в 18 и первой половине 19 столетия различные невзгоды, пронесшиеся ураганом над Новоспасским монастырем, частые пожары, а в особенности 1812 год, когда усыпальница была почти разрушена, не сохранили всех гробниц бояр Романовых и известными по надписанию из них остались только 28 (и 3 в Знаменском храме)...
Помимо Романовых и их родственников, в усыпальнице погребены представители древних российских фамилий – Черкасские, Васильцевы, Дашковы, Голицыны, Куракины, Новосильцовы, а также иерархи Русской Православной Церкви и настоятели монастыря. Среди них – выдающийся ученый, исследователь и описатель христианского Востока епископ Порфирий (Успенский, † 1885), при жизни издавший более 70 научных трудов по истории и археологии (сегодня он уже был упомянут). Также в усыпальнице погребен видный духовный писатель, настоятель Новоспасского монастыря епископ Петр (Екатериновский, † 1889), из литературных трудов которого особенно известна книга “Указание пути ко спасению”.
В усыпальнице теперь находится и захоронение известной московской подвижницы XIX века инокини Досифеи (княжны Августы Таракановой), дочери императрицы Елизаветы Петровны, о которой мы уже с вами сегодня узнали.
В память о посещении обители в 1900 г. царской четой – императором Николаем Александровичем и императрицей Александрой Феодоровной в усыпальнице был устроен храм в честь небесного покровителя рода Романовых преподобного Романа Сладкопевца. Освящение храма в 1902 г. совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский, впоследствии Киевский и Галицкий, † 1918, прославлен в лике священномучеников в 1992 г.) в присутствии великого князя Сергея Александровича и его супруги великой княгини Елисаветы Феодоровны († 1918, прославлена в лике святых преподобномучениц в 1992 г.)
Последним Романовым, погребенным в этой усыпальнице было суждено стать Великому князю Сергею Александровичу, генерал-губернатору Москвы, человеку глубокой веры, праведной жизни, всецело отданной служению Отечеству, погибшему 17 февраля 1905 года от руки террориста Каляева. В 1995 году в уже возрожденный монастырь из Кремля согласно решению, принятому на высшем государственном уровне, были торжественно перенесены чудесным образом его сохранившиеся останки. Жизнь Сергея Александровича, родившегося в 1857 году, была соткана из промыслительных предначертаний. Он был ребёнком, вымоленным его царственными родителями, императором Александром II и императрицей Марией Александровной у мощей преподобного Сергия Радонежского. В жизни Великого князя многократно проявлялась его искренняя любовь к Богу и Церкви. При жизни Великого князя преподобномученица Елизавета Фёдоровна свидетельствовала, что именно его личный пример истинно христианской жизни привёл её в Православную Церковь. Величайшим примером безкрайнего христианского милосердия в дни глубокой скорби по убиенному мужу были идущие от сердца слова Елизаветы Фёдоровны убийце своего супруга при посещении его в тюрьме: «Я вас прощаю, Бог будет Судьей между Князем и вами, а я буду ходатайствовать о сохранении вам жизни».
За твёрдую приверженность Царской власти, как оплоту христианства в Российской Империи, его имя ещё при жизни было сознательно искажено врагами Православия. Его трагическая гибель стала прологом к революции 1917 года и мученической кончине Царственных страстотерпцев. И, может быть, недалёк тот час, когда мы станем свидетелями прославления мученика Сергия. Сегодня же здесь за него возносятся заупокойные молитвы, а многие богомольцы монастыря с верой испрашивают его предстательства пред Богом как за себя, так и за своих ближних.
Различные потрясения и бедствия, постигавшие обитель на протяжении ее истории, привели к утрате части гробниц, в том числе и романовских; о многих из них удалось узнать уже в новейшее время. Подвергшаяся в ХХ веке страшному надругательству и разорению (почти все захоронения были вскрыты, осквернены и ограблены, надгробия уничтожены, от убранства храма не осталось и следа). В 1950-е гг. безо всякого внешнего воздействия рухнул щит с лозунгом "Дома культуры вместо монастырей", висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спасителя Нерукотворного. Усыпальница Романовых была восстановлена в конце 1990-х годов, и в ней был воссоздан храм в честь преподобного Романа Сладкопевца. Торжественное освящение храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 10 марта 2002 г. Примечательно, что некоторые образа в иконостасе храма списаны с иконостаса Успенского собора в Кремле, скопирован был даже Спас «Ярое око». А образ Богоматери списан с той Феодоровской иконы, которой инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила Федоровича.
Все эти три храма в наше время являются действующими. Ежедневные богослужения проходят в тёплое время года в главном соборе монастыря, а в холодное в Покровском храме. В двунадесятые и великие праздники, а также в воскресные дни в храме преподобного Романа Сладкопевца служится ранняя литургия. И верующие участвующие в этих богослужениях имеют возможность в молитвенном прошении приложиться к святыням этой древней обители, о которых и пойдёт дальше наш рассказ. Начну же я его с Чудотворного Образа Нерукотворённого Спаса, который в течение неполных трёх столетий оставался фактически главной святыней монастыря и о нём у нас сегодня осталась лишь только память.
Святыни монастыря. Образ Спаса Нерукотворного
Во времена закладки нового Спасо-Преображенского собора по инициативе архимандрита Никона в монастыре появляется его главная святыня. В 1646 году ему стало известно о многочисленных чудесах, совершавшихся в городе Хлынове (Вятке) от образа Христа Спасителя. По инициативе Никона образ был затребован в Москву. 14 января 1647 года у Яузских ворот икону встретили царь Алексей Михайлович и Патриарх Иоасаф. Царь лично внёс икону в Кремль. (Согласно одной из версий, именно в память перенесения «хлыновского Спаса» в Москву Фроловская башня Кремля переименована Алексеем Михайловичем в Спасскую). Первое время чудотворный образ Спаса Нерукотворного находился в Успенском соборе, а затем в ходе освящения нового собора Новоспасского монастыря икона из Кремля была перенесена сюда крестным ходом Патриархом Иоасафом. Впоследствии Образ был богато украшен.
В 1812 году наполеоновские солдаты осквернили икону – они расхитили её богатое убранство, но, по Божией милости, не покусились на саму святыню.
Чудотворный Образ Нерукотворённого Спаса вплоть до третьего десятилетия ХХ века будет оставаться главной святыней монастыря. В 1926 году, по свидетельствам очевидцев, Образ был перенесён многотысячным крестным ходом из последнего закрытого монастырского Никольского храма за Москву-реку, в храм Успения Божией Матери в Кожевниках. После разрушения этого храма в 30-х годах, следы Чудотворного Образа теряются. Сейчас же в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора на его месте находится копия этого Образа.
Но милостью Божией возрождённая Новоспасская обитель богата многими святынями.
Смоленская икона Божией Матери (XVI в.)
Из особо почитаемых святынь отметим возвратившуюся после реставрации в иконостас главного храма обители Смоленскую икону Божией Матери (XVI в.) – вклад инокини Марфы. Этот образ, являющийся святыней не только московского, но и общероссийского значения, и ныне пребывает в стенах монастыря.
Ковчеги-мощевики
К особым святыням обители относятся два ковчега-мощевика: один с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, другой – с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня, частицами мощей святых апостолов, вселенских и русских святых, среди которых – апостол и евангелист Марк, апостол Варнава, святители Иоанн Златоуст и Спиридон Тримифунтский, великомученик Пантелеимон и великомученица Варвара, Первосвятители Московские, святители Игнатий и Димитрий Ростовские, Феофан Затворник, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные Оптинские старцы, святой Василий Блаженный, священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, преподобномученица великая княгиня Елисавета (отметившая Новоспасский монастырь первым в наше время местом в России дарованием частицы своих мощей) и другие святые.
Иконы с частицами мощей святых
В иконостасе Покровского храма пребывают иконы с частицами мощей святых: мученицы Татианы, преподобного Серафима Саровского, преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, преподобной Анны Кашинской, святой мученицы княгини Людмилы Чешской
Пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского
После второго обретения в Болгарии, в дар Новоспасскому Патриаршему монастырю одним из потомков наших соотечественников, иммигрировавших из Советской России в 1920 году, был передан пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского, который хранится теперь в нише иконы этому всенародно почитаемому святому в Покровском храме.
И вот теперь мне позвольте вам сказать об очень значимой и чтимой монастырской святыне, перед которой почти что ежедневно после литургии совершаются молебные пения, а в воскресные дни служатся молебны с водоосвящением и доступ к которой открыт для богомольцев практически целый день, за исключением времени уборки совмещённого притвора храмов. Это список с Чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица (Пантанасса)», находящейся на Святой Горе Афон в Греции.
Список с Чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица»
Первообраз этой Чудотворной иконы пребывает в Ватопедском монастыре на Афоне, в соборном храме обители, слева от царских врат. Время ее написания относится к ХVII веку. Древнее монастырское предание гласит, что однажды к иконе подошел некий юноша. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам в том, что вел греховную жизнь и занимался колдовством. Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния.
Икона Преблагословенной Владычицы, получившая наименование «Всецарица», глубоко почитается на Святой Горе и далеко за ее пределами. Этот образ прославился многочисленными чудесами исцелений от мучительного и смертоносного недуга, получившего необычайное распространение в современном мире, – онкологических заболеваний.
История ее появления в Москве очень напоминает древнюю историю с Иверской иконой. В конце ХХ века наместник и братия монастыря просили афонский Ватопедский монастырь о списке этой иконы, и просьба была исполнена. Перед ее написанием молилась вся братия Ватопеда, доска омывалась святой водой, которой сначала омывали чудотворный образ, краски тоже освящались на самой иконе, и точный до единой детали список перенял чудесные свойства образа – о том свидетельствуют многочисленные исцеления, особенно онкологических заболеваний. Ее торжественное принесение в Москву совершилось в 1997 г., и святыня была установлена в галерее Спасо-Преображенского собора, и с тех пор многочисленные богомольцы усердно прибегают к заступлению Царицы Небесной, в молитве у Ее образа прося исцеления и помощи.
Божия Матерь являет Свою неизреченную милость и подает исцеление всем, кто с верой и любовью обращается к Ней в молитве пред Ее прославленным образом.
Мы с вами познакомились с всеми семью храмами Новоспасского монастыря, в трёх из которых и в наше время ежедневно звучит молитва и по традиции, установленной ещё в начале ХХ века настоятелем обители архимандритом Макарием (Гневушевым), ныне священномучеником, возрождается общенародное пение, как могучее средство религиозно-нравственного церковного просвещения. И также, как и сотню лет назад, число молящихся здесь многократно возрастает.
Новоспасский монастырь сегодня
Возрождая древнюю традицию, монастырь проводит духовно-просветительскую и образовательную программу.
Более десяти лет при монастыре действует воскресная школа, в течение нескольких лет работает певческая школа для мальчиков, руководит которой регент праздничного хора обители.
Мужской хор Новоспасского монастыря – один из лучших среди монастырских хоров.
При монастыре издаётся молодёжный журнал «Наследник». На его страницах живо обсуждаются близкие и интересные для молодых людей вопросы.
В стенах обители с 2001 года действует православное молодёжное объединение «Молодая Русь», стремящееся по мере своих возможностей послужить ближним.
Монастырь ведёт издательскую деятельность, начало которой положено трудами архимандрита Иннокентия (Просвирина). С изданиями монастыря вы сможете познакомиться в книжной лавке, которая находится вблизи входных ворот.
Семнадцать лет в монастыре действует филиал Московской Духовной семинарии, в котором получают духовное образование клирики города Москвы.
На греческом острове Лемнос стараниями Попечительского совета Новоспасского мужского монастыря в 2004 году были найдены и приведены в порядок два заброшенных кладбища. Это первые белоэмигрантские кладбища в Европе, которые восстанавливались силами созданного при Попечительском Совете православного молодежного отряда «Лемнос» и где 5 июля 2009 года состоялось торжественное открытие мемориала в память о наших соотечественниках, оставшихся лежать в Лемносской земле.
Активную деятельность ведёт монастырь в сфере социального служения. Братия монастыря совершает пастырское служение в:
- Московском научно-исследовательском онкологическом институте им. П.А. Герцена, в клинике которого в 2000 г. был устроен и освящен домовый храм в честь иконы Божией Матери “Всецарица”;
- психоневрологическом интернате № 18 Департамента социальной защиты населения города Москвы, где освящен и действует храм в честь святой мученицы Валентины Кесарийской;
- храме Казанской иконы Божией Матери 2-го Центрального военного клинического госпиталя имени П.В. Мандрыка Министерства обороны РФ.
В 1997 г. началось строительство монастырского подворья в бывшей усадьбе Милюковых в Наро-Фоминском районе Подмосковья. Возведен замечательный деревянный храм, освященный в 1998 г. в честь Архистратига Божия Михаила, в котором теперь регулярно совершается богослужение. Выстроен жилой корпус. В планах остается восстановление почти разрушенного здания усадьбы, в котором в ХХ веке размещалась сельская больница, и устройство в нем богадельни для немощных и престарелых людей. Организована сестринская община, в которой проходят послушание монахини, инокини и послушницы. Жизнь на подворье проходит по монастырскому уставу, сестры-насельницы сочетают молитву и труд. Руководит подворьем священник из монастырской братии.
С марта 2012 года в монастыре организовано обучение православных экскурсоводов.
Вот таковы основные вехи сегодняшней жизни монастыря – «Романовской» обители, о назначении и роли которой сегодня с вами мы узнали, а каждому богомольцу, следующему в храм, напоминает вот этот величественный крест-памятник. Давайте мы вместе с вами к нему сейчас и подойдём.
Крест-памятник Великому Князю С. А. Романову
Мы с вами стоим перед крестом-памятником Великому Князю Сергею Александровичу Романову, на месте мученической кончины которого недалеко от Никольских ворот Кремля в 1905 году 5-й гренадерский полк поставил белый крест. К подножию креста люди начали класть деньги, и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, назначенная шефом полка по кончине Великого Князя, выразила желание, чтобы на эти средства был сооружен новый крест-памятник. 2 апреля 1908 года после литургии в храме-усыпальнице состоялось освящение креста, выполненного по проекту В. М. Васнецова. У подножия креста было начертано: "Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят". Перед памятником была поставлена неугасимая лампада. Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, всегда отдававшаяся делам милосердия и благотворительности, после кончины Великого Князя всю жизнь свою посвятила служению Богу и ближним.
В 1918 году крест-памятник был уничтожен. В. Ленин лично накинул на памятник верёвку и вместе с бригадой рабочих повалил памятник и отправил его на свалку. После сноса памятника предпринимались попытки спасти Васнецовский крест, не увенчавшиеся успехом.
В 1986 году при проведении в Кремле ремонтных работ был обнаружен чудесным образом сохранившийся склеп с захоронением Великого Князя. После продолжительного обсуждения на государственном уровне было принято решение перенести останки в возрожденный Новоспасский монастырь и захоронить в родовой усыпальнице бояр Романовых, которую Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна не раз посещали при жизни, а 28 декабря 1902 года присутствовали при освящении устроенного в усыпальнице храма во имя преподобного Романа Сладкопевца. Перенесение честных останков сопровождалось отданием воинских почестей.
В 1998 году был воссоздан и установлен в Новоспасском монастыре крест-памятник, точная копия уничтоженного. Теперь каждый, приходящий в Обитель, может поклониться этому кресту и сотворить молитву о Великом Князе Сергее Александровиче – выдающемся государственном деятеле, человеке глубокой веры и твердого духа.
Заключение
Здесь мы с вами завершаем наше паломничество в древнейшую московскую обитель. Пред нашим взором предстали его храмы и святыни. Мы с вами узнали о его Царственных устроителях и подвижниках веры, чей благочестивый подвиг в укреплении Церкви Христовой и Российской государственности оставил нам навеки назидательный пример для возрождения христианской жизни в нашем многострадальном Отечестве, непревзойдённой духовной основой которого на протяжении более чем 1000-летнего периода является Православие.
Мы заглянули в славные времена его расцвета при помазанниках Божиих на царство из династии Романовых, и в те трагические дни, которые ознаменовались победой Жизни над смертью святых новомучеников и первого царственного страстотерпца Сергея Александровича – молитвенных предстателей за нас перед Престолом Божиим.
Мы просим их, чтобы они были для нас путеводными звездами, чтобы они озаряли нашу жизнь своим светом, чтобы их светлые и прекрасные образы вдохновляли нас, наших детей и наших внуков на добрую христианскую жизнь. Мы просим у них заступничества о нашем народе и о нашей родине, чтобы никогда на нашей земле не повторилось то, что здесь происходило в течение семидесяти лет, чтобы никогда народ наш вновь не отвернулся от Бога, чтобы никогда вновь не была попрана вера, но чтобы то возрождение духовной жизни, христианской жизни, которое сейчас происходит, никогда не заканчивалось. И мы надеемся, что все они молятся о том, чтобы возрождалось наше Отечество, наша Святая Русь.
Возрождение Православной веры в наших сердцах есть единственный путь к возрождению идеалов Святой Руси - многострадальной Отчизны нашей -страны, Божественное предназначение которой - отстоять, сохранить и защитить Веру Православную. А по сему, Русь Святая, храни Веру Православную, в ней твое спасение.
Будем молиться за наше Отечество, чтобы оно вновь вернулось ко Христу и чтобы невзгоды, что мы переживаем ныне, способствовали не помутнению разума людей, а, напротив, просветлению их совестного чувства. Будем молиться о том, чтобы Господь даровал нам дух истинной и православящей молитвы и ввел нас в радость Своего Воскресения!
Помоги всем вам Бог! А теперь вы можете задать вопросы






