Использование реальных жизненных ситуаций как прием для тренировки и закрепления видовременной системы

Необходимо использовать коммуникативный метод как наиболее эффективный, учебные пособия предлагают недостаточно идей для интересной, значимой и контекстуальной учебной деятельности при обучении грамматике. Ситуативные приемы также способствуют повышению мотивации на уроке и эффективной отработке изучаемых видовременных форм глагола. Предлагаемые упражнения обычно рассчитаны или на коммуникативную деятельность, развивающую беглость речи, или это просто «грамматические» упражнения по отработке структур. В данных упражнениях основной акцент делается на выполнение языковой и коммуникативной задачи одновременно. Активно применяя коммуникативную технологию для выражения своего мнения, оценки событий, подачи информации, или обмена личным опытом, у учащихся формируются грамматические и речевые умения [Павлова 2007:8].

Для формирования грамматических умений употребления модальных глаголов с инфинитивом в речи, учащиеся получают задание принять участие в обсуждении и выработке возможных решений различных дилемм. Предлагается ситуация с целью употребления модальных глаголов (should, ought to, have to, may, might, could) с инфинитивом для выражения своих предложений или советов.

5. You have been offered a well-paid job by a rich employer, and badly need the money. But people have told you that his business is dishonest. Give your comments, ideas or questions to suggest possible, advisable or necessary courses of action.

    Обсуждение реальных жизненных ситуаций привлекает учащихся, вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеями. Учитель же направляет учащихся на выполнение языковой задачи. Так, например, тренируя употребление модальных глаголов с инфинитивом, учащиеся активно принимают участие в поиске оптимального решения реальной проблемы, с которой к ним обращается со страниц электронного журнала проживающий в России американец:

6. A few nights ago I came home from Ussuriisk, and went into a shop to get some food. The total was 38 roubles. I gave the clerk 50 roubles. She gave me back 2 roubles, and then a 50 rouble note. Obviously she thought that the 50 was a 100 rouble note. I told her that she was giving me too much change. She didn't say anything. She just took back the 50 and gave me a 10. One nice thing about doing the right thing is that you know you have done the right thing. Another nice thing is when you get recognition for doing the right thing. But this scenario has occurred to me three or four times in Russia, and the sales people have never said thank you. It makes me feel as if THEY think I'm an idiot for telling the truth. Or is it because they have lost face? Can my Russian readers write and give me advice? Why is this? And next time, should I say nothing and take the extra money?

    Ситуация может разыгрываться в группе, где один выполняет роль человека, которому нужна помощь в решении проблемы. Позже варианты советов обсуждаются, и выбирается самый разумный из них. Как домашнее задание, учащиеся исследуют одно из решений в деталях и дают письменный совет, само задание которого включает модальные глаголы:

- What should I do? Or What have I to do?

- What might happen?

    Коммуникативно-ориентированные упражнения для отработки грамматических правил вызывают интерес учащихся и привлекают к активному участию. Обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют внутреннюю мотивацию учащихся, при этом учащиеся с легкостью запоминают видовременные формы глаголов, отрабатывают их в речи и делают намного меньше ошибок.

    Отрабатывая структуры в Past Simple, используется прием «цепочки». Каждому учащемуся предлагается поучаствовать в составлении рассказа на определенную лексическую тему, например: "A New Boy". Учитель придумывает первое предложение "Last year a new boy appeared in Tom and Mary's class", а учащиеся продолжают сочинять рассказ, добавляя по одному высказыванию по цепочке. Можно сделать это упражнение боле интересным, если предложения записывать на листе бумаги так, чтобы каждый пишущий мог видеть только последнюю фразу.

    При отработке структур в Past Perfect учащимся предлагается вспомнить самые яркие впечатления их жизни (незабываемая поездка, полученная травма, огромный успех и т.д.). Затем они должны выразить свои чувства, используя фразу / had never (or always)... before, и могут добавить But afterwards I... (употребляя, таким образом, Past Perfect и Past Simple в сравнении). Учащиеся становятся необыкновенно активными в языковой работе, когда дело касается их личного опыта.

    Упражнения учебника, в которых предполагаемый ответ запланирован, учитель может давать учащимся возможность выбирать свой, значимый для них, вариант ответа. Например, в тренировке употребление временных наречий, учитель не просто дает задание употребить слово always в предложениях типа: Не has coffee for breakfast, а спрашивает, что они делают always, sometimes, often, hardly ever, occasionally и т.д., когда им грустно, когда никого нет дома, когда они хотят удивить родителей или когда у них много свободного времени. Упражнение сразу становится интересным для всех учеников, и каждый стремится выразить свои идеи.

    Использование мини-диалогов, содержащих личностно-ориентированные вопросы – один из эффективных способов формирования умения учащихся использовать грамматические структуры. Например при отработке вопросительных форм Present Perfect предлагается следующее задание – ученик А должен описать свое состояние, остальные ученики (Р1, Р2) выясняют, почему он себя так чувствует, составляя общие вопросы в The Present Perfect. В качестве опор предлагаются слова и выражения:

7. Key Words

Feelings: happy, sad. angry, excited, worried, pleased, tired;

Reasons: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, receive bad news, lose a tennis match, go to a party, have an argument with a friend, lose (one's) wallet, sleep badly, buy new clothes.

Выполнение задания.

A: I'm happy.

PI: Have you won the lottery?

A: No, I haven't.

P2: Have you bought new clothes?

A: No, 1 haven't.

P3: Have you passed exams?

A: Yes, I have.

Данный приём можно использовать при отработке вопросительной формы с местоимениями 3-го лица единственного числа - ученик А говорит ученику В о своём состоянии, остальные расспрашивают ученика В, составляя вопросы в Present Perfect с местоимениями he/she/it.

В: She is tired.

PI: Has she gone to the party?

B: No, she hasn't.

P2: Has she slept badly?

B: Yes, she has. Now it's your turn.

    Такие упражнение можно строить в форме расспросов с целью заполнения анкеты друг на друга, или сообщив им какую-либо интересную информацию о себе или об интересующей их проблеме, побудив их к расспросам: "If you want to know more you are welcome to ask questions". Конечно же, заинтересованность стимулирует их к получению информации, и эффективность такого подхода очень возрастает. Для того чтобы тема "Conditionals" (особенно III и смешанного типа) не казалась учащимся искусственной и неинтересной, учитель может предложить им вспомнить и записать три примера о том, что их радует и о чем они сожалеют. Например:

· Things I regret: I never knew my grandmother.

                                  I left music school.

Things I am glad about: I got a 'five' on the Math test.

                                 I've tried to be a better person.

Затем предлагается подумать и сказать, что бы было, если бы этого не случилось, употребляя Conditional III, IV. Например:

8. If I had known my granny, I would have asked her a lot of questions.

    If I hadn't left music school, I would have finished it two years ago.

    If I hadn't tried to be a better person I wouldn't have so many friends.

    If I hadn't got a 'five' on the Math test, my parents wouldn't have let me go to the disco.

    Упражнения можно построить таким образом: учитель сообщает ситуацию, учащиеся высказывают свое мнение, учитывая время данной ситуации.

9. Present Simple or Present Progressive?

Example: Situation: Frank Bruce is a surgeon.

              Response: He operates on patients.

              Situation: Frank Bruce is in an operating-room.

              Response: He is operating on a patient.

1. Mr. Collins is a businessman. He gets "The Financial Times" every day and always finds it very interesting. At the moment he is in his office. The paper is on the table.

a. Where's Mr. Collins?

b. What does he do?

с. Does he read "The Financial Times"?

d. Is he reading it now?

10. Past Simple or Present Perfect Progressive?

Example: Situation: Mary got to the station at 9. The train came at 10.

She waited for an hour.

         Situation: Peter got to the station at 9. It's 12 now and the train hasn't come yet.

              He has been wailing for three hours.

1. Mary got a job in the bank 5 years ago. She left the job last week.

2. Mrs. Mavins started gossiping at 10 a.m. It's noon and she hasn't stopped yet.

3. One woman listened to her when she met her at 10, and then went home at 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: