Проблемы ведения бухгалтерского учета и пути их решения

Появление в российской экономике иностранного капитала требует глубокой и продуманной разработки правил и норм бухгалтерского учета для представительств иностранных юридических лиц, действующих на территории Российской Федерации. Так как это новое явление для нашей экономики, то еще нет четкой системы учета в представительствах, не существует единых стандартов. Поэтому появление ряда нормативных документов, регламентирующих деятельность иностранных юридических лиц, и в том числе представительств, на территории России, их учет и налогообложение, является попыткой упорядочить и унифицировать способы ведения учета в них. И вполне понятно, что эта нормативная база имеет ряд недостатков.

На представительства иностранных организаций, как мы отметили, распространяется закон «О бухгалтерском учете», который предусматривает ведение бухгалтерского учета в представительствах и филиалах по нормам российского законодательства. Однако представительства зачастую ведут бухгалтерию, как по российским стандартам, так и по стандартам страны инкорпорации. Это на сегодняшний момент предполагает раздельное ведение учета для целей налогообложения и для отчетности перед головной компанией, а также работу с различными программными продуктами. Причем отчеты представительства для материнской компании по стандартам страны инкорпорации должны быть представлены в налоговую инспекцию по первому требованию последней. А так как эти отчеты составляются на языке инкорпорации, то бухгалтеру приходится переводить с иностранного языка огромные объемы информации, а значит, заниматься не своим делом. Сложность заключается и в том, что российские учетные стандарты, как уже говорилось, отличаются от национальных стандартов других стран, и не всегда можно без искажения изложить учетную информацию.

Сложностей совместимости бухгалтерского учета представительства с российскими стандартами ведения учетной документации можно избежать, если организовать бухгалтерию в соответствии с российским планом счетов для промышленных предприятий и с использованием специализированных российских программных продуктов. Именно так зачастую поступают представительства иностранных компаний, созданных специально для ведения бизнеса в России. Такие представительства работают в тесном контакте с российскими фирмами, их бухгалтерия в основном ведется сотрудниками предприятий-учредителей, а объем и формы финансовой отчетности по месту регистрации компании достаточно необременительны, поэтому совместимость с российскими стандартами учета является главным аргументом в пользу выбора бухгалтерского программного продукта.

Разработка программного продукта, позволяющего вести учет сразу по российским стандартам и стандартам страны инкорпорации, значительно облегчила бы труд бухгалтера. Такой программный продукт должен содержать автоматизированное устройство для перевода с иностранного языка на русский, и наоборот: ведь материнские компании также хотят знать, какая информация составляется их представительствами для российских налоговых органов. Создание такого программного продукта возможно лишь при условии сближения международных и российских стандартов учета.

Бухгалтерский учет в постоянных представительствах, ведущих коммерческую деятельность на территории России и уплачивающих налог на прибыль, по сути, должен вестись в полном объеме, таком же, как у российских юридических лиц. Но ни в одном нормативном документе не отмечено, какие законы и инструкции, обязательные к исполнению российскими юридическими лицами, действительны и для постоянных представительств, а также какие могут быть особенности и отличия в ведении бухгалтерского учета; нигде не приведены типовые проводки. Существует лишь требование, в соответствии с которым главное – учет должен вестись так, чтобы можно было составить налоговую декларацию, отчет и расчеты по налогам в соответствии с рекомендациями налоговых органов. Из этого вытекает, что бухгалтеру представительства приходится самому находить выход, а он не всегда правилен. И как результат — проверки представительств иностранных юридических лиц показывают многочисленные нарушения, а иногда и полное отсутствие ведения учета.

Отчетность представительств имеет большие отличия от отчетности как российских, так и иностранных юридических лиц. Годовая отчетность представительства состоит из отчета иностранного юридического лица о деятельности в Российской Федерации, декларации иностранного юридического лица о доходах за отчетный год и расчетов различных налогов и сборов. Эти документы должны быть представлены в налоговые органы не позднее 15 апреля следующего за отчетным года. Если деятельность представительства начинается после 1 октября, то остаток первого года деятельности может быть присоединен к следующему отчетному году аналогично порядку, установленному для российских предприятий. При прекращении деятельности представительства упомянутые отчетные формы подаются в течение месяца вместе с документами о закрытии представительства.

Для иностранных юридических лиц годовой отчет является основным документом, характеризующим их деятельность в России. В соответствии с законом РФ от 21 ноября 1996 г. № 129–ФЗ "О бухгалтерском учете" (на данный момент на представительства и филиалы распространяется действие именно этого закона) филиалы и представительства иностранных организаций обязаны представлять в налоговый орган и квартальную отчетность, но квартальные отчеты представительств включают лишь расчеты налогов и сборов. Поэтому только на основании годового отчета можно сделать вывод о налоговом статусе представительства иностранного юридического лица в Российской Федерации.

 

С отчета за 1995 г. была введена новая налоговая декларация иностранного юридического лица по форме 1101FE. Если прежняя форма декларации скорее напоминала декларацию о доходах физического лица, то вышеуказанная декларация в большей степени соответствует привычным отчетным формам № 1 "Баланс" и № 2 "Отчет о прибылях и убытках", используемым российскими предприятиями.

Начиная с отчетности за 1997 г. еще раз поменялась форма декларации иностранного юридического лица о доходах в сравнении с формой налоговой декларации, заполнявшейся с отчета за 1995 г.

Во-первых, изменилось название: ранее она называлась "Налоговая декларация иностранного юридического лица", а теперь "Декларация иностранного юридического лица о доходах". Во-вторых, она стала более объемной и полной — вместо двух страниц налоговой декларации 1995 г. новая декларация о доходах состоит из восьми страниц.

На наш взгляд, недостатком формы декларации, как составляемой с 1995 г., так и составляемой за 1997 г. (в отличие от первоначальной формы декларации), является то, что отсутствует место для аудиторского подтверждения данных декларации. Обязательное требование предоставлять такое подтверждение было отменено с 1 июля 1995 г., что не может быть признано целесообразным по причине непроработанности вопросов постановки и ведения бухгалтерского учета представительствами иностранных юридических лиц в Российской Федерации, а также необходимости привлечения аудиторов для консультирования при решении данных проблем.

На сегодняшний день существующие нормативные документы фактически регламентируют взаимоотношения представительств с государством, то есть налоговую политику, упуская из виду тот факт, что нельзя вести налоговую политику без правильной постановки бухгалтерского учета. И действительно, многие проблемы постановки учета и ведения бухгалтерии в представительствах иностранных юридических лиц (как по российским стандартам, так и по стандартам страны инкорпорации), а также составления, как налоговой отчетности, так и отчетности для своих головных офисов — до конца не исследованы. Отсутствие единых правил учетной политики для инофирм затрудняет работу по составлению налоговых деклараций и отчетов.

Следует четко очертить границы применимости существующих нормативных актов в сфере бухгалтерского учета на российских предприятиях к представительствам иностранных компаний. Наличие в России нормативно закрепленных правил бухгалтерского учета периодически вынуждает обращаться к ним при возникновении у представительств проблем с достоверностью и достаточностью данных их бухгалтерского учета, в то время как сам факт применимости этих правил к отделениям иностранных компаний вызывает сомнения.[13]

 



Заключение

 

В итоге нашей работы хотелось бы привести несколько интересных фактов.

Сейчас в РФ доля рынка иностранных представительств достаточно большая. Так к 2010 г. подразделение компании Adidas, отвечающее за Россию и СНГ, станет самым крупным в Европе. А для табачных компаний российский рынок - третий по величине в мире после рынков США и Китая, а расположенные в России фабрики уже занимают первое место по объему производства в British American Tobacco. По оценке генерального директора ООО "Марс" Р. Смайта, Россия в ближайшие годы станет рынком номер два в мире для производителей шоколада. Для банковской группы "Райффайзен", являющейся одной из 100 крупнейших в мире и второй в Австрии, Россия - уже самый большой рынок за пределами Австрии.

Итак, изучив данную темы, мы выяснили, что представительством иностранной организации называется обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, а филиал осуществляет все функции или их часть иностранной организации, в том числе функции представительства. Далее, иностранная организация должна пройти обязательную процедуру аккредитации на территории РФ, где должна представить информацию об открытом филиале или представительстве в государственную регистрационную палату или торгово-промышленную палату РФ.

Все открытые филиалы и подразделения обязаны вести бухгалтерский учет исходя из правил установленных на территории постоянного местонахождения. Также необходимо заполнять все регистры бухгалтерского учета: журналы, главные книги, оборотные ведомости, кассовые книги и т.д., как самостоятельные хозяйствующие субъекты.

Филиал обязан уплачивать все установленные российским налоговым законодательством налоги от ведения хозяйственной деятельности в России. Филиал обязан уплачивать также с заработной платы сотрудников подоходный налог и единый социальный налог (с 2010г. страховой взнос).

И наконец, можно сказать, что многие проблемы постановки учета и ведения бухгалтерии в представительствах иностранных юридических лиц, а также составления как налоговой отчетности, так и отчетности для своих головных офисов — до конца не исследованы.

Итак, создавая обособленное подразделение в виде филиала или представительства, иностранной компании необходимо подходить к вопросу учетной политики, бухгалтерской и налоговой отчетности, предъявления первичных документов и отчетов в налоговую инспекцию и т.п. со всей осторожностью и ответственностью.



Список литературы

1) Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

2) Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (принят ГД ФС РФ 17.07.2009);

4) Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (с изменениями и дополнениями);

5) Приказ Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2007 г. N ММ-3-09/536@ «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации»;

6) Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (с изменениями и дополнениями);

7) Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99» (с изменениями и дополнениями);

8) Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (с изменениями и дополнениями);

9) Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3;

10) Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ;

11) Энциклопедия НДС (под ред. Л.В. Будановой, подготовлена в соавторстве с редакцией бератора «НДС от А до Я»). - М.: «Бератор-Паблишинг», 2009;

12) Лермонтов Ю.М. Сложные вопросы исчисления ЕСН - (2-е издание, переработанное и дополненное). – «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2008 г;

13) Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету. 2-е издание, доп. Отв. ред. А.С. Бакаев. - Юрайт-Издат, 2005;

14) Журнал «Аудиторские ведомости»;

15) Журнал «Консультант бухгалтера»;

16) Журнал «Налоговый вестник»;

17) Журнал «Российский налоговый курьер»;

18) www.acg.ru;

19) www.audit-it.ru;

20) www.consultant.ru;

21) www.glavbuh.net;

22) www.jourclub.ru;

23) www.klerk.ru;

24) www.manaenkov.ru;

25) www.rnk.ru;

 

                     

 


[1] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ

[2] Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3

 

[3] www.klerk.ru

[4] Журнал «Аудиторские ведомости»

[5] Приказ Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2007 г. N ММ-3-09/536@ "Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации"

 

[6] Журнал «Консультант бухгалтера»

[7]www.manaenkov.ru

[8] Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету. 2-е издание, доп. Отв. ред. А.С. Бакаев. - Юрайт-Издат, 2005

 

[9] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2010

 

[10] www.glavbuh.net

 

[12] www.glavbuh.net

[13] www.jourclub.ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: