Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В системе регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность – это завершающий этап учетного процесса. Организация любой организационно-правовой формы обязана составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных и бюджетных организаций, установлены в ПБУ 4/2000 "Отчетность организаций", утвержденных приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. №43н, Приказом Минфина РФ №4н от 13 января 2000 г. "О формах бухгалтерской отчетности организаций" были утверждены примерные формы бухгалтерской отчетности и указания по их заполнению. В развитие этих двух нормативных документов Минфин РФ выпустил "Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации" (приказ Минфина РФ от 28 июня 2000 г. №60н).

При составлении отчетности следует иметь в виду, что учетный процесс в организациях осуществляется исходя из принимаемой ими в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 учетной политики, предполагающей имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика также должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) В финансовой отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Учитывая это, в бухгалтерском балансе данные о нематериальных активах, основных средствах приводятся по остаточной стоимости (за исключением материальных активов, основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется).

При составлении финансовой отчетности должны быть исполнены требования положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов по бухгалтерскому учету по раскрытию в финансовой отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в финансовой отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы финансовой отчетности или в пояснительной записке.

При отражении данных в отчетности следует иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель вычитается из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в финансовой отчетности этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, операционные расходы, использование средств фондов (резервов), уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.).

Заголовочная часть форм заполняется в следующем порядке:

- указывается отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность («на ____200_ г.», «за____200_ г.»);

- реквизит «Организация» — указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);

- указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный налоговым органом в установленном порядке;

- реквизит «Вид деятельности» — указывается вид деятельности, который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по статистике;

- реквизит «Организационно-правовая форма/форма собственности» — по данной строке указывается организационно-правовая форма организации согласно Классификации организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ). При этом в левой половине графы указывается код по КОПФ, а в правой — код собственности по Классификатору форм собственности (КОФ);

- реквизит «Единица измерения» — указывается формат представления числовых показателей: тыс.руб. — код 384 по ОКЕИ; млн руб. — код 385 по ОКЕИ;

- реквизит «Адрес» — указывается полный почтовый адрес организации;

- реквизит «Дата утверждения» — указывается установленная дата для годовой финансовой отчетности;

- реквизит «Дата отправки/принятия» — указывается конкретная дата почтового отправления финансовой отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности;

- реквизит «Орган управления государственным имуществом» — организации, имеющие федеральное имущество и обязанные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 г. №696 «Об организации учета федерального имущества» получить свидетельства о внесении в реестр указанного имущества, должны указать номер в реестре федеральной (государственной) собственности («Номер в реестре федерального (государственного) имущества») и наименование органа, на который возложены координация и регулирование деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия и которому направляется бухгалтерская отчетность. Составление и представление финансовой отчетности производятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организациям, имеющим существенные объемы оборотов товаров, обязательств и т.п., разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков.

Субъекты малого предпринимательства, общественные организации (объединения) и иные организации при незначительной сумме активов, учитываемых в бухгалтерском балансе, и во избежание трудностей использования данных финансовой отчетности могут составлять и представлять годовую бухгалтерскую отчетность в целых рублях.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке в валюте Российской Федерации.

Организация, подлежащая ликвидации или реорганизации, изменяющая государственную форму собственности на иную в отчетном году, представляет отчет по типовым формам годовой финансовой отчетности за период с начала года до момента ликвидации (реорганизации).

Вновь созданная организация показывает в отчетности средства (по стоимости приобретения, получения) и их источники со дня ее государственной регистрации в установленном порядке по 31 декабря включительно отчетного года, а организация, созданная после 1 октября отчетного года, включая 1 октября, — по 31 декабря следующего года включительно (указанный порядок не распространяется на организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) организаций, их структурных подразделений).

Организация, передающая и приобретающая новые подразделения не по состоянию на 1 января, в пояснительной записке приводит объяснения несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного года.

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» и ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» устанавливают правила отражения указанных событий и фактов в финансовой отчетности. При этом события после отчетной даты и условные факты отражаются в бухгалтерском учете в зависимости от их существенности (значимости). Существенность фактов и событий определяется организацией самостоятельно исходя из требований положений по бухгалтерскому учету.

Последствия событий после отчетной даты и условных фактов оцениваются в денежном выражении в специальном расчете и показываются в финансовой отчетности либо путем отражения в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного периода до утверждения годовой финансовой отчетности, либо путем раскрытия соответствующей информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. При этом условная прибыль как финансовый результат условного факта раскрывается только в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках за отчетный период, а в синтетическом и аналитическом учете отчетного периода записи об условной прибыли не производятся.

Порядок расчета и отражения в бухгалтерском учете и отчетности событий после отчетной даты и условных фактов устанавливается отдельным положением по бухгалтерскому учету.

В отдельных случаях, когда раскрытие информации по условным фактам хозяйственной деятельности может отрицательно повлиять на вероятность наступления этих фактов, организация может не раскрывать информацию в полном объеме, а указать в пояснениях к отчету о прибылях и убытках лишь общий характер условного факта и причину, из-за которой более подробна информация не раскрывается. Вопросы, регулируемые ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» и ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», тесно связаны с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Организации, за исключением бюджетных, представляют годовую финансовую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая финансовая отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую финансовую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

День представления организацией финансовой отчетности определяется по дате ее почтового отправления или по дате фактической передачи по принадлежности.

Если дата представления финансовой отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления финансовой отчетности считается первый, следующий за ним рабочий день.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: