Конструирование плечевых изделий

Построение чертежа этого изделия начнем с выполнения базисной сетки. Определим сначала ее ширину, а затем длину, уровень линии груди, линии талии и линии бедер, ширину спинки и полочки, ширину проймы. Из чего же будем исходить? Конечно же, из пропорциональных отношений фигуры, ведь в предыдущей работе это нам очень помогло. Обратимся к построению чертежа основы юбки: ведь ее можно рассматривать и как нижнюю часть платья.

Итак, возьмите чистый лист бумаги и проведите у левого края вертикаль, на которой примерно в середине поставьте точку Т (рис. 9). Эта точка, как вы уже поняли, будет определять начало линии талии. От этой точки отложите вниз отрезок, равный 3/5 величины Дсб (63,3 см), и поставьте точку Н.. Эта точка будет находиться на уровне колена, но на этом чертеже, как и на чертеже юбки, обозначьте ее буквой Н (начало линии низа).

Найдите теперь линию бедер, которая будет находиться на уровне1/3 величины Дсб от линии талии, поставьте точку Б.

Линия груди будет находиться выше линии талии на величину ТБ (21,1 см) или на величину 1/3 77/, что, по сути, одно и то же. Полученную точку обозначьте буквой Г. Вверх от нее отложите ту же величину (21,1 см) и поставьте точку Ло (верхняя точка чертежа). Пока мы обошлись совсем без формул, но если бы мы воспользовались единым методом конструирования, то для нахождения линии глубины проймы или линии груди пришлось бы применить формулу Впрз+ Пспр + 0,5 Пдтс = = 19,6+1,5 + (0,5Х0,5) = 21,4. Сравните с нашей цифрой — 21,1: погрешность совсем небольшая, а расчет гораздо легче.

А вот при определении ширины изделия по линии груди без формулы не обойтись.

1.Ширину изделия найдите так:

 

Сгш+Пг= 44,0+6,0= 50 см

 

От точки Л0 вправо по горизонтали отложите отрезок, равный 50 см, и поставьте точку а.

2. Определите теперь ширину спинки по формуле

 

Шс+Пшс= = 174-1=18 см

 

Найденную величину отложите от точки Ло вправо и поставьте точку а\.

3. Ширину полочки (переда) определите по формуле:

 

Шг+(Сг11-Сг1)+Пшп= = 16,4+(45,8—42,5)+0,5= 20,2 см.

 

Отложите эту величину от точки а влево и поставьте букву а2.

4.Постройте прямоугольник, который и определит основные размеры базисной сетки. От точки, а проведите вертикальную линию вниз, а из точки Н вправо — горизонтальную. Точку пересечения этих двух линий обозначьте буквой Н\.

Теперь вы можете определить линии груди, бедер и талии, проведя для этого горизонтальные прямые из точек Г, Г и Б до пересечения с линией аН\. Точки пересечения обозначьте соответственно буквами Г\, Т\ и Б\. Из точек щ и а2 опустите вниз перпендикуляры, точки пересечения обозначьте буквами А и Гз. Этот отрезок будет определять ширину проймы. Итак, вы закончили построение базисной сетки.

5.Следующий этап — построение спинки изделия. Сначала определитеширину горловины. Для этого воспользуйтесь формулой:18:3 + 0,5=6,5 см. От точки По вправо отложите эту величину и поставьте точку П.

6. От точки А вниз по вертикали отложите глубину горловины, которая равна 1/3 ширины горловины, т.е. 6,5:3 = 2,2 см. Поставьте точку А\. Из этой точки влево проведите горизонтальную прямую до пересечения с линией середины спинки, поставьте точку Л2. Соедините точки А2 и А плавной кривой.

7. Найдите теперь линию плеча. Для нахождения конечной точки плечевого шва спинки (П) необходимо провести две дуги: одну — из точки А радиусом, равным ширине плечевого ската (Шп) плюс раствор вытачки или величина посадки: 13,3 + + 1,5=14,8 см; другую—из точки Т радиусом, равным Впк + Пдтс = = 41,6 + 0,5 = 42,1 см. Точки пересечения этих двух дуг обозначьте буквой Я. Соедините точки Л и Я прямой линией.

8. Найдите положение плечевой вытачки, ее глубину и длину. Для этого разделите отрезок ЛЯ на три части. Обозначьте первую точку деления (она будет находиться на плечевой линии ближе к точке Л) буквой

С и проведите через нее вертикальную прямую, параллельную линии середины спинки. Вверх от точки С отложите 0,3 см (это завышение вытачки) и обозначьте полученную точку буквой С\. От нее вниз по прямой отложите длину вытачки 5,0...7,0 см и поставьте точку С2. Теперь от точки С вправо отложите 1,5 см (глубина вытачки) и поставьте точку Сз. Соедините точки С3 и С2,р а также С2 и С прямы- ми линиями. Это стороны вытачки. Уравняйте вторую сторону по первой и поставьте точку С4. Проведите новую линию плеча через точки Л, G и С4, Я.

 

Рис №1 Основа конструкции платья.

 

9. Следующий этап — нахождение точек для оформления линии проймы спинки. Таких точек 4. Первая находится так: от точки Я проведите горизонтальную прямую до пересечения с вертикалью Гг, поставьте точку П\. Для нахождения второй разделите отрезок П\Гъ пополам (знак X) и опуститесь вниз на 2 см. Полученную точку обозначьте буквой Я2.

Третья точка получится на чертеже, если вы проведете из точки Я2 горизонталь, на которой затем отложите отрезок, равный отрезку ЯгА- полученную точку обозначьте цифрой /.

Последняя, четвертая точка находится делением отрезка Г2Гз пополам (середина проймы). Точку обозначьте буквой Г4. Из точки / проведите дугу радиусом, равным отрезку Я2/. Дуга соединит точки Я2 и Г4. В верхней части проймы соедините точки Я2 и Я прямой, найдите ее середину, восстановите из нее перпендикуляр, отложите на нем 0,3...0,5 см и проведите плавную линию.

10. А теперь приступайте к построению чертежа переда. Сначала определите уровень вершины горловины. Для этого от точки Т\ отложите вверх отрезок, равный Дтп + Пдтп + Пур (припуск на уработку). Величина припуска на уработ-ку, наслоение и толщину тканей для изделий платьевой группы с застежкой спереди равна 0,5 см; для жакетов — 1,0...1,5 см.

Сделайте по этой формуле расчет: 42,4 + 0,5 + 0,5 = 43,4* см. Отложите полученный отрезок от точки Т\ вверх. Обозначьте полученную точку буквой Аз-

11.Определите ширину горловины переда. От точки Аз влево проведите горизонталь, на которой отложите величину, равную ЛоЛ (с чертежа спинки), т.е. 6,5 см, поставьте точку Л4.

12.Глубина горловины равна ее ширине плюс 1 см: 6,5+1=7,5 см. Отложите эту величину вниз от точки Лз и поставьте точку Л5. Соедините теперь точки Л4 и Аь плавной линией.

13.Постройте теперь нагрудную вытачку. Сначала определите положение ее высшей точки, для чего разделите отрезок Г3Л пополам и вычтите 1: 20,2:2—1 = 9,1. Отложите эту величину влево от точки Л и поставьте точку Гь.

Соедините точки Л4 и Гъ прямой и продолжите ее немного за линию груди. Из точки Л4 на этой прямой сделайте засечку радиусом, равным величине Вг (24 см), полученную точку обозначьте буквой /V

Вы получили одну сторону нагрудной вытачки.

Определите теперь раствор нагрудной вытачки с тем, чтобы построить и вторую ее сторону. Используйте для этого формулу: 2 (Сгн-Сг^ + ^Д.^О)^ (45,8-— 42,5)+1,5 = 8,1 см.. Из точки Л4 влево проведите дугу радиусом 8,1 см, а из точки А дугу радиусом 24 см (правая сторона вытачки). Точку пересечения этих дуг обозначьте буквой П- Соедините точки Пб и Г6 прямой, в результате чего получите вторую сторону вытачки.

14. Постройте пройму и линию плеча полочки (переда). Для этого от точки ГА вверх отложите отрезок, равный Г2Я1 (с чертежа спинки), и поставьте точку Яз. Отрезок ЯзА разделите на три равные части. Первую (от точки Г3) точку деления обозначьте буквой Я4. Из точки Я4 радиусом Я4Я3 проведите влево дугу, а из точки Лб на этой дуге радиусом, равным Шп, сделайте засечку и обозначьте полученную точку, являющуюся вершиной проймы полочки (переда), буквой Я5. Соедините теперь точки Я5 и Л6 — получите линию плеча.

Линии проймы полочки пока нет, но есть три точки (Я4, Я5 и Г4), которые помогут построить ее. Из точки Я4 влево проведите горизонтальную линию, на которой отложите отрезок, равный П^Г^, поставьте точку 2. Из этой точки проведите дугу радиусом 2П^ до точки Г4, оформив таким образом нижнюю часть проймы. Соедините затем точки Пъ и Я4 прямой, разделите ее пополам, из точки деления восстановите перпендикуляр, равный (0,3-^0,8) —0,8 см, и обозначьте полученную точку цифрой 3. Соедините теперь полученную точку с точками Пь и Я4 плавной линией.

В изделиях платьевой группы длину проймы полочки (переда) уменьшают из-за растяжения ткани и соответственно корректируют плечевую линию. Для этого от точки Пь вниз по линии проймы отложите 0,5 см и поставьте точку Я£. Проведите теперь новую линию проймы через эту точку и опустите линию плеча.

15. Определите теперь линию бока полочки и спинки, а также ширину спинки и полочки по линии низа. Из точки Б2 вправо и влево отложите по 2 см, полученные точки обозначьте буквами Б3 и Б4. Соединив точки Г4 с £4 и продолжив эту линию до горизонтальной прямой (точка Яз), получите боковую линию спинки, которую необходимо подкорректировать. От точки Яз вверх по линии бока спинки отложите 1 —1,5 см и поставьте точку Я4. Соедините точки Я4 и Н плавной линией, это и есть линия низа спинки. Соедините точки Г4Б3 и продолжите эту линию до горизонтальной прямой, точку их пересечения обозначьте буквой Б5. Теперь так же, как и при построении линии бока спинки, отложите от точки Нъ вверх 1...1.5 см и поставьте точку //б, которую затем соедините плавной линией с точкой Н\.

Чертеж основы конструкции платья с втачными рукавами готов. Правда, длина изделия получилась до колен, как и при построении чертежа основы юбки. Если вам это не нравится, можете изменить ее.

Этот чертеж конструкции основы платья вы можете использовать при разработке конструкции изделий отрезных и не отрезных по линии талии, а также блуз.

Далее познакомимся с построением чертежа конструкции полуприлегающего и прилегающего силуэтов, которые отличаются от чертежа основы положением линии бока и наличием дополнительных вытачек на линии талии (рис. 10). Глубина вытачек зависит от степени прилегания платья и размера прибавки на свободное облегание.

1. Найдите положение линии бока, предварительно определив вершину линии бока. Для этого от точки Г-2 отложите вправо 3 см и поставьте точку Г7, из которой проведите прямую линию вверх до пересечения с линией проймы. Точку пересечения обозначьте буквой Г'т.

Положение осевой линии на линии бедер вы найдете, если из точки Г7 проведете вертикаль на линию бедер. Точку пересечения обозначьте буквой Бг. III. Текущий инструктаж.

Самостоятельно, по записям в тетради, построить чертеж основы конструкции прямой юбки. В текущем инструктаже предусмотрены комплексный и целевой обходы.

Комплексный обход – учитель следит за работой всех учащихся, исправляет допущенные ошибки.

IV. Заключительный инструктаж.

4.1. Сообщение и обоснование оценки.

4.2. Анализ типичных ошибок.

4.3. Раскрытие причин этих ошибок.

V. Организационная часть.

Уборка класса дежурными.

Анализ урока.

1. Тип урока – комбинированный. Элементы урока чётко выражены. Дозировка времени отводимая на каждую часть урока выдержана правильно. На карточки-задания учащиеся ответили следующим образом: 5 учащихся получили удовлетворительные оценки, 4 получили четверки и 1 получил отличную оценку.

2. По данной теме все требования программы получили отражения в уроке. При ознакомлении с новым материалом учащиеся активно воспринимали, понимали материал, были заинтересованы им. Имело место организация первичного, сопутствующего закрепления после ознакомления с новым материалом.

3. Учащиеся были вовлечены в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, систематизация и классификация).

4. На уроке использовались различные наглядные пособия, которые были выполнены правильно и достигли своей цели. Методы и приёмы применения знаний и выработки умений и навыков были достаточно разнообразны. Методы проверки и контроля выбраны рационально. Письменный опрос учащихся был организован правильно.

5. К началу урока было все необходимое было подготовлено (дата, тема и цель записаны на доске, плакаты развешены, подготовлены карточки-задания, в классе сделана влажная уборка). Учитель с начала урока установил контакт с классом.

6. Была проверена готовность учащихся к уроку. Наиболее активными учащиеся были на текущем и заключительном инструктаже, поскольку учащимся хотелось приступить к работе и узнать результаты своей работы. Учащиеся на уроке занимались следующими видами деятельности: речевая, слушание, записывание, конструирование, черчение, моделирование. На уроке учащиеся были дисциплинированы.

7. В классе достаточная освещённость кабинета, мебель соответствует возрасту учащихся. Учащиеся сидят с учётом их здоровья, роста, успеваемости. Так же ими соблюдались правила техники безопасности.

План – конспект урока № 2

Тема: Отделка легкого платья.

Цель: образовательная – ознакомить учащихся с видами отделки легкого платья и способами их выполнения.

Воспитательная – воспитать проектную, творческую культуру. Воспитать аккуратность, усидчивость при выполнении практического задания.

Развивающая – развить творческое, логическое мышление, моторику рук,

сенсорные способности.

Инструменты и приспособления: ткань, ножницы, нитки игла.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент (5 минут).

1.1. Приветствие.

1.2. Установление тишины.

1.3. Отчет дежурного об отсутствующих.

1.4. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Вводный инструктаж (30 минут).

2.1. Ознакомление учащихся с темой и целью урока.

2.2. Письменный опрос учащихся по карточкам-заданиям.

1) Отметьте в скобках правильную последовательность технологических операций.

Раскладка выкройки на ткани производится в следующей последовательности:

7 – разложить мелкие детали;

5– разложить крупные детали;

4– сколоть ткань булавками;

8– приколоть мелкие детали;

6– приколоть крупные детали;

1– определить лицевую сторону ткани;

2– определить направление долевой нити;

3– сложить ткань вдвое;

9– нанести контрольные линии и точки;

11– разметить припуски на обработку;

10– обвести детали по контуру.

2). Отметьте знаком "+" все правильные ответы.

В процессе моделирования основная вытачка может быть перенесена:

1) в горловину;

2) в пройму;

3) в рукав;

4) в боковой шов;

5) в линию талии.

Ответ: 1), 2), 5).

3). Отметьте знаком "+" два правильных ответа.

Расширение прямой юбки по линии низа может быть выполнено:

1) увеличением ширины заднего полотнища;

2) увеличением ширины переднего полотнища;

3) закрытием вытачек по линии талии;

4) дополнительными разрезами.

Ответ: 3), 4).

2.3. Изложение нового материала.

III. Текущий инструктаж (35 минут).

Для украшения легкого платья или костюма используются различные виды отделки: оборки, буфы, рюши, кружева, плиссировка и т.д.

Оборками отделывают женские и детские платья. Ночные сорочки, юбки блузы. Оборка -это полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединен с изделием, в оборках различают срез притачивания и отлетной срез.

Буфы - это пышные сборки на платье. Особенно часто их делают на рукавах и кокетках.

Рюши - это полоски ткани для отделки, собранные в сборку по середине.

Широко распространенным способом отделки является плиссировка ею украшают воротники, манжеты и другие детали платья.

Платья из однотонной ткани часто украшают мелкими складочками - защитами. Их застрачивают группами на разных деталях одежды. В толстых и узорчатых тканях защиты не применяются.

Красивым видом отделки являются рельефные узоры Их выполняют на изделиях из шерстяной или плотной шелковой ткани и располагают на лифе и юбке.

Также красивой отделкой являются воланы. Ими не редко украшаются платья для девушек. Воланы могут быть выполнены как из основной ткани, так и из отделочной.

Для отделки платья часто используют тесьму. Ею можно отделать воротник, манжет по наружному краю, втачать в линию рельефа, связать в узелки и пришить на застежке вместо пуговиц.

Приятно выглядит одежда украшенная вышивкой. Она может быть ручной или машинной. Отделывая платья вышивкой следует учитывать фактуру ткани, фасон, возраст человека. Вышивку обычно располагают на воротниках, полочке, на карманах, рукавах, кокетках, внизу изделия.

Неплохой отделкой являются кант, бейка, вставка из ткани другого цвета. Для отделки одежды из узорчатой ткани надо брать одноцветную, сочетающуюся с одним из цветов узора. Одежду из однотонной ткани можно отделать кантом другого цвета.

Как отделку можно использовать вязание. Эта ее разновидность не только красива, но и практична, так как позволяет освежить надоевшие вещи.

Одежду можно так же украсить аппликацией. Платье из матового шелка отделывают аппликацией из того же материала, но блестящей стороной вверх.

Кружевом отделывают платья, юбки, блузки. Оно освежает одежду, делает ее нарядной.

Рассмотрим подробнее выполнение одного из видов отделки.

Раскрой оборки и последовательность притачивания ее к изделию.

Раскраивают оборку из основной или отделочной ткани по косому или поперечному ее направлению шириной от 1,5 до 3 см., а длиной в 1,5 или 2 раза больше длины детали к которой ее притачивают. С целью экономии материала полоску для оборки можно составить из нескольких частей.

Части оборки складываются лицевой стороной внутрь, уравнивая срезы и стачивать по долевой нити (шириной шва 5-7 мм).

Притачивание оборки к срезу детали производят в такой последовательности.

1. Оборку собирают на нитку.

2. Лицевую сторону оборки соединяют с лицевой стороной изделия сметывают и притачивают.

3. Нитки приме5тывания удаляют, срезы обметывают.

4. Шов заутюживают в сторону основной детали

Практическая работа.

Задание: Выполнить образцы отделок.

В текущем инструктаже предусмотрены комплексный и целевой обходы.

Комплексный обход – учитель следит за работой всех учащихся, исправляет допущенные ошибки.

IV. Заключительный инструктаж (5 минут).

4.1. Сообщение и обоснование оценки.

4.2. Анализ типичных ошибок.

4.3. Раскрытие причин этих ошибок.

V Организационная часть (5 минут).

Уборка класса дежурными.

Анализ урока.

1.Тип урока – комбинированный. Элементы урока чётко выражены. Дозировка времени отводимая на каждую часть урока выдержана правильно. На карточки-задания учащиеся ответили следующим образом: 6 получили четверки и 4 получил отличную оценку.

По данной теме все требования программы получили отражения в уроке. При ознакомлении с новым материалом учащиеся активно воспринимали, понимали материал, были заинтересованы им. Имело место организация первичного, сопутствующего закрепления после ознакомления с новым материалом.

2. Учащиеся были вовлечены в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, систематизация и классификация). Появились мотивы интеллектуального побуждения. Развитие познавательной самостоятельности учащихся было обеспечено практическим заданием, которое было средством развития творческого мышления, поскольку задание носило творческий характер.

3. На уроке использовались различные наглядные пособия, которые были выполнены правильно и достигли своей цели. Методы и приёмы применения знаний и выработки умений и навыков были достаточно разнообразны. Методы проверки и контроля выбраны рационально. Письменный опрос учащихся был организован правильно.

4. К началу урока было все необходимое было подготовлено (дата, тема и цель записаны на доске, плакаты развешены, подготовлены карточки-задания, в классе сделана влажная уборка). Учитель с начала урока установил контакт с классом.

5. Была проверена готовность учащихся к уроку. Наиболее активными учащиеся были на текущем и заключительном инструктаже, поскольку учащимся хотелось приступить к работе и узнать результаты своей работы. Учащиеся на уроке занимались следующими видами деятельности: речевая, слушание, записывание, конструирование, черчение, моделирование. На уроке учащиеся были дисциплинированы.

6. В классе достаточная освещённость кабинета, мебель соответствует возрасту учащихся. Учащиеся сидят с учётом их здоровья, роста, успеваемости. Так же ими соблюдались правила техники безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: