Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды как социально-педагогическая проблема

 

В наше время, в условиях интенсивного развития конкурентной борьбы за рынок сбыта, проблема эстетического воспитания является особой. Оно развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное. При эстетическом воспитании, вооружение учащихся эстетическими знаниями и навыками, включение его в личностный ценностно-ориентированный процесс преобразовательной деятельности, происходит целенаправленнее, систематическое воздействие на личность с целью её эстетического развития. Конечной целью эстетического образования и воспитания является формирование творчески активной личности, личности неповторимой, оригинальной.

На современном этапе развития общества важное место занимает направленность образовательных и воспитательных задач трудовой подготовки будущих производителей материальных и культурных ценностей на формирование личности, владеющей эстетической культурой, знаниями народных художественных традиций и законов дизайна, практическими умениями эстетического преобразования окружающей предметной среды.

Решение этих задач в образовательной области "Технология" лежит в плоскости организации в школах системы эстетического воспитания и эстетического образования, развития у учащихся творческого начала, способностей воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, жить и творить по "законам красоты".

Анализ социологической, философской, педагогической и психологической литературы позволил установить, что вопросами эстетического воспитания подрастающего поколения с давних пор интересовались философы, деятели искусства, педагогики, психологи, стремившиеся использовать эстетическое воспитание в целях утверждения определенных политических, нравственных, религиозных и художественных идеалов [20; 30; 9].

В античные времена почти единственным средством формирования эстетической культуры признавалось искусство, и смысл эстетического воспитания понимался, прежде всего, в духе формирования художественных способностей. Теоретики эпохи Возрождения важнейшим средством гуманистического воспитания считали искусство. Овладение средствами искусства входило как необходимый элемент в систему подготовки универсально образованного человека.

По мнению утопистов (Т. Мор, П. Оуэн, Сен-Симон и др.) эстетическое воспитание - это дело всего общества, средство развития личности, формирование ее высоких гражданских и нравственных качеств. Одна из важнейших идей утопистов – идея всеобщности эстетического воспитания, равного участия всех людей в производстве и потреблении эстетических ценностей.

В процессе анализа научно-педагогической литературы (Ю.И. Иванова, Ю.Ф. Катхановой, Б.М. Неменский и др.) установлено, что эстетическое воспитание является высшим достижением педагогики и психологии, оно развивается на "стыке" ряда других общественных наук и основывается на методологических установках теории воспитания

В процессе анализа педагогической литературы, установлено, что педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. [28, 30].

Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания. [4]

Особое место занимает эстетическое воспитание в школе, где оно становится делом всей учебной и вне учебной жизни школы. Эстетическое воспитание ребенка должно основываться на его приобщении к труду, т.к. именно в этом процессе может сформироваться его эстетическое отношение и к самому процессу трудовой деятельности, и к предмету труда, к орудиям, к созданию в труде продуктов. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и к искусству [5; 16; 21; 35].

На занятиях по технологии обработки материалов учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают начальные навыки художественно-творческой деятельности. Изучение в рамках образовательной области "Технология" проектирования одежды дает общее направление эстетического воспитания и творческого развития учащегося. Цели и задачи занятий по проектированию одежды придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса – обучающей, воспитывающей и развивающей.

Отечественная педагогика уделяет должное внимание эстетическому воспитанию. По мнению отечественных педагогов, таких как В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев и многих других, считается, что начинать процесс эстетического воспитания следует с развития "внешних чувств"; основными методами эстетического воспитания они признавали развитие воображения учащихся, их наблюдательности, высказывали мысль о том, что эстетическое воспитание должно осуществляться в процессе изучения детьми не только "художественных" дисциплин, но и дисциплин естественнонаучных, в ручном труде и т.п. [3; 21; 31].

В процессе анализа психологической литературы, установлено, что психологической наукой подчеркиваются некоторые особенности эстетического воспитания детей. Восприятие искусства детьми и детское творчество, а, следовательно, художественное воспитание и образование детей имеют свои особенности. Характеризуя некоторые из этих особенностей в психологическом плане, ученые отмечают особо важную роль эмоционального фактора в жизни детей. При этом эмоциональное восприятие ребенком явлений действительности тем более сильно, чем теснее оно связано с работой воображения, с "мысленным действием". Приобщение человека к искусству открывает возможности особенно активного целенаправленного и глубокого внедрения в его сознание эстетических отношений к миру, приносят ему такие эстетические ощущения и переживания, которых он не мог бы получить ни в практической своей жизни, ни в каких-либо других источниках.

Психологическими критериями измеряются способности ребёнка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребёнок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние. [26; 27].

Эстетическое обучение и воспитание является неотъемлемой частью методологии гармонического развития личности как общечеловеческой ценности. У детей развивают эстетическое чувство, эстетическое сознание и как следствие этого эстетический вкус.

Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства, возникшие в единстве с идейным осмыслением эстетического события, порождают эстетические переживания: состояние потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, сострадания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний.

Центральное место в эстетическом образовании школьников, развитие у них эстетических творческих способностей занимает эстетический вкус. Он несет в себе большую печать индивидуальности. Именно она превращает эстетический вкус в такое качество творческой личности, которая способствует развитию нестандартной мысли, оригинальности.

Развитие эстетического вкуса является важной педагогической задачей включения учащихся в процесс творчества. Он создает гармонию в индивиде, устанавливая её между чувственно эмоциональной и интеллектуальной жизнью.

Эстетический вкус - это способность человека по чувству удовлетворенности или не удовлетворенности дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного.

Эстетическое сознание, которое включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал — социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.[15]

Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает у школьников художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала. Художественно-эстетический вкус- это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять, подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценивать его. На этой основе развивается способность эстетического суждения - доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также в активной творческой деятельности.

Ведущая функция эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты: эстетической сущности искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, труда, природы. Любовь к Родине невозможна без понимания и чувствования её красоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без переживания чувства прекрасного.

В ходе изучения литературы по социологии, было выявлено, что социальные критерии эстетической воспитанности требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношений ребёнка: его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми. Д.Б. Кабалевский отмечал, что область прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности по изготовлению швейных изделий, необходимо заботиться о её организации, раскрывать её плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека.

Задача обеспечения эстетического воспитания подрастающего поколения заключается в развитии у каждого молодого человека умения оценивать нравственно-содержательную сторону эстетического и аспект моральных норм, учитывать это в своей повседневной практике.

Обусловленность задач эстетического воспитания в образовательной области "Технология" социально-экономическими потребностями дальнейшего развития общества повышает значимость эстетического развития подрастающего поколения, от его соответствия требованиям производства зависит качество продукции, ускорение технического прогресса и развитие эстетического начала в труде. Без эстетического воспитания, без формирования способности к эстетическому творчеству невозможно решить одну из важнейших задач - задачу по всестороннему и гармоничному развитию личности. [8]

Эффективность процесса формирования у школьников эстетических знаний и умений зависит от педагогического профессионализма учителя, его умений использовать образовательный и воспитательный потенциал наполнения трудового, технологического процесса эстетическим смыслом. Несмотря на то, что главным критерием оценки человека в нашем обществе являются интеллектуальные и нравственные качества, но в отношении к одежде, к своему облику, к моде эти качества проявляются особенно ярко и наглядно.[16;46]

Теория эстетического воспитания включает разработку процессов содержания, форм, средств и методов эстетического воспитания. Основные средства эстетического воспитания определяются в соответствии с задачами и его содержанием. Выделяются следующие средства: окружающая действительность, природа, искусство, эстетика поведения, эстетика вкуса, эстетика быта.

На каждом этапе общественного развития вырабатываются свои представления об эстетическом и художественном, прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, которые тесно переплетаются с представлениями о добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости.

Эстетическое воспитание - целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиции общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты.

Эстетическая подготовка учащихся должна являться важнейшей сферой его приобщения к человеческим ценностям, составляющим основу культурной среды. Исходя из содержания профессиональной деятельности учителя технологии, указанное приобщение ему необходимо основывать на интеграции знаний из различных областей наук, раскрытия учащимися взаимосвязи и взаимообусловленности общенаучных, технологических, педагогических и других вопросов в системе глобальных проблем развития общей и эстетической культуры. Организовать данный процесс обучения на должном уровне сможет только учитель, который владеет профессиональными исследовательскими умениями и навыками, способен активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решения педагогических ситуаций [46;17].

В процессе создания одежды, то есть в процессе труда, человек переосмысливает и преобразует не только объект, но и самого себя. Труд не тождествен механической работе, которую способны совершать природные силы. Продукты труда есть материальное выражение духовных потенций, и осуществление сознательных целей. Обратившись к эстетическому становлению личности, мы обнаруживаем здесь специфическое воплощение общих закономерностей развития человека в труде. Очень важное значение в процессе создания продукта труда имеет производственная среда. Создание наиболее благоприятных условий для деятельности предполагает эстетическое совершенствование сферы производства. Красота изделия - это не внешняя характеристика формы, а показатель совершенства, надёжности конструкции, её высшей целесообразности. Повседневная жизнь человека проходит среди вещей, которые обслуживают его во всех сферах существования. Самое близкое к человеку - это одежда. Эстетика костюма имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. В конструкции одежды, её декоре и технологии воплощены наиболее ценностные и художественные оптимальные конструкторские и технико-технологические изделия. В создании одежды давно выявили взаимосвязь эстетических и технологических знаний. Процесс производства одежды должен основываться на законах тектоники, ритма, пропорции, симметрии и т.д. В процессе производства одежды учитель технологии должен обучить учащихся умело использовать композиционные элементы (объём, линия, цвет, пространство и т.д.), а также правильно подбирать ткань в зависимости от модели изделия, то есть определять фактуру материала.

В процессе изготовления швейных изделий, в создании новой оригинальной модели, формирование учителем эстетических знаний и умений, имеют большое значение. Обладая ими, учащиеся, сумеют распознать, различить, оценить продукт труда, смогут изобретать новые виды отделки, придумывать новые фасоны, находить новые способы решения задач, анализировать свою работу. Учитель чувствует, что он должен сегодня давать всё больше эстетических знаний, формировать новые понятия мира.

Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество. Подростки, в отличие от детей, имеют большой запас знаний. Они могут воспринимать и теоретические положения эстетики, вопросы теории и истории искусства. Поэтому эстетическое воспитание невозможно без приобщения их к мировой сокровищнице художественной культуры.[10]

Важным разделом эстетического образования подрастающего поколения является также эстетика труда и быта. Формирование эстетических чувств, вкусов и потребностей происходит не только под влиянием искусства, но и под воздействием обыденных вещей, окружающих детей и подростков, той обстановки, в которой они находятся в школе и в учреждениях дополнительного образования.

В эстетическом образовании подрастающего поколения всех возрастов эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве. Решая конкретные задачи эстетического образования можно способствовать решению других задач духовно-нравственного развития личности, то есть на практике может осуществляться комплексный подход к воспитанию детей и подростков.

1.2 Проектная деятельность в контексте структуры и содержания учебных программ образовательной области "Технология"

эстетический воспитания старшеклассник крой шитье

Раскрытие педагогических и дидактических проблем организации проектной деятельности учащихся 10-11классов в процессе изготовления одежды объективно потребовали анализа и структуры учебных программ образовательной области "Технология".

Максимальный объем учебной нагрузки учащихся определяет Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, он распределяет учебное время, отводимое на основании федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.

Выполнение творческих проектов начинается со второго класса, где при выполнении проектной работы младшие школьники стремятся использовать знания из всех пройденных разделов программы, применять в своей проектной деятельности все изученные технологии.

Объектом проектной деятельности в начальной школе могут быть простейшие проекты из изучаемых объектов труда (бумаги, картона, ткани, природных материалов, конструктора и т.д.)

Далее творческие проекты выполняются в процессе общетрудовой подготовки в 5-7 классах, где обучение технологии представляет собой интегративный процесс, который имеет бытовую и производственную направленность и рассчитан на обеспечение системы знаний учащихся в области обработки ткани, проектирования и изготовления швейных изделий, выполнения бытовых работ. Указанная система знаний, формирующаяся в процессе обучения по обслуживающему труду, находится в сложной зависимости с первым этапом начальной трудовой подготовки и последовательно переходит в профильное обучение, которое было обусловлено ознакомлением учащихся в 5-7 классах с профессиями.

В виду того, что целью нашего исследования является обоснование, разработка и экспериментальная проверка спроектированного процесса организации проектной деятельности учащихся 10-11классов по изготовлению одежды, необходимо и целесообразно проведение анализа программ и выявления возможностей по организации результативной проектной деятельности старшеклассников основной школы.

Данные для анализа об изучаемых разделах программы 10-11 классов представлены в сводной таблице № 1.

 

Таблица № 1 Структура и содержание обучения учащихся X – XI классов в программах образовательной области "Технология"

 

п/л

Содержание разделов и тем.

Количество урочных часов
10 класс
1. Основы предпринимательства 18
2. Информационные технологии (машинное дело производство) 14
3. Технологическое творчество, основы художественного конструирования 20
1 Развитие материальной культуры и прикладного искусства 2
2 Зарождение и становление дизайна 1
3 Дизайн в России 2
4 Формообразование 2
5 Практическая работа 2
6 Композиция 2
7 Практическая работа 4
8 Цвет 1
9 Практическая работа 4
4. Проект 16
  ИТОГО 68

11 класс

1. Производство и окружающая среда 18
2. Информационные технологии (компьютеры в современном мире) 14
3. Техническое творчество, основы художественного конструирования 20
1 Последовательность выполнения проекта 2
2 Техника выполнения проектной графики 2
3 Практическая работа 4
4 Объемное проектирование (макетирование) 2
5 Практическая работа 10
4. Проект 16
  ИТОГО 68

 

В процессе анализа таблицы № 1 нами выдявлены общие и структурированные разделы и темы, изучаемые как в 10-м, так и 11-м классе. Исходя из этого, отметим, общими разделами и темами являются: "Информационные технологии", "Художественное конструирование" и "Проект". Кроме этих разделов в программу так же включены такие разделы как: "Основы предпринимательства", "Производство и окружающая среда". Из данных таблицы № 1 видно, что бюджет времени на учебный год составляет в 10 и 11 классе по 68 часов. На изучение раздела "Художественное конструирование" отводится 20 часов как в 10, так и в 11 классе. Главная цель введения этого раздела - показать детям место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, научить их понимать основные закономерности формообразования, познакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий; в дополнении к этому сформировать начальные умения в выполнении графических и объемных проектов, сочетающих в себе как технологические, так и эстетические начала. По программе за эти часы предлагается изготовление макетов ручного инструмента, мебели, светильников, бытовых приборов, посуды, несложных механических устройств, детских игр и др. Но так как материально техническая база в школах очень слабая то данные виды работ не могут осуществиться. Целесообразно будет заменить этот раздел на проектирование одежды. В этом случае будет реализовываться эстетическая и дизайнерская направленность процесса обучения, при обучении учащихся главная цель которого- формирование и развитие творческих, эстетических, дизайнерских задатков в неразрывной связи с общетехническими, конструкционными, технологическими знаниями и умениями, трудовыми навыками по моделированию и конструированию.изделий.

Проявление таких задатков является развитием духовного начала в отношении учащихся к выполнению заданий по теме в сопряжении с важнейшими реальностями его внутреннего мира (нравственные ориентиры, эстетический вкус, способность к поисково-творческим, эмоциональным состояниям т.д.) особенно в процессе их самостоятельной работы над созданием модели и конструкции одежды.

В разделе "Художественное конструирование" объектом технологической деятельности могут, является брючные изделия в 10 классе, в 11 классе учащимся предоставляется возможность выполнить костюм или другое изделие по авторскому замыслу.

В ходе анализа установлено, что программное содержание обучения ориентировано на активизацию познавательно-преобразующую деятельность учащихся 10-11 классов, основанную на выполнение авторского проекта и его защите, на который отводится в 10и 11 классах по 16 часов.

Творческий проект включает в себя несколько этапов, которые выполняют учащиеся:

1. Выбор и обоснование проекта.

2. Определение дизайнерской задачи.

3.Выполнение проекта (технологическая последовательность изготовления изделия).

4.Расчет себестоимости изделия.

Таким образом, в процессе данного вида детельности развитие подрастающего поколения происходит разносторонне. Творческая работа учащихся обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.

Выполнение творческих проектов является эффективным способом трудового воспитания и политехнического образования учащихся.

Освоение и реализация основных этапов проектной деятельности во многом зависит от состояния материально-технической базы учебных мастерских общеобразовательных учреждений. Это важная характеристика, воздействующая на качество, мобильность и результативность подготовки учащихся, соответствующих требованиям к уровню их подготовки. Высокая техническая и технологическая оснащенность учебных мастерских существенно повысит интерес обучающихся к процессу познания, профессиональному самоопределению, будет способствовать повышению качества их технологической обученности.

Детерминированность бюджета учебного времени, выявленная в процессе анализа таблицы № 1, не позволяет раскрыться учащимся в процессе изготовления программных изделий на занятиях "Технологии", проявить себя в сложных конструкторских или других решениях.

Анализ содержания обучения интересов учащихся к изготовлению различных видов изделий из текстиля позволил нам разработать банк творческих проектов для учащихся 10-11классов, в рамках предлагаемой программы, с учетом использования 20% бюджета учебного времени на индивидуальное обучение..

В результате реализации личностно-ориентированного обучения в процессе проектно-творческой деятельности, расширяется эстетические, конструкторско-технологические и экономические знания и умения.

Из определения современного проектирования как процесса разработки новых объектов, которые кладут начало изменениям в предметной, искусственной среде, и исходя из предложенного банка проектов в 10-11классов, следует, что имеются такие важные цели, как развитие новых потребностей у учащихся. Вызвать новые потребности в проектировании предметной среды – значит содействовать техническому и художественному прогрессу и вместе с тем удовлетворению этих потребностей у школьников как у потребителей.

Проектирование – это искусство, а искусство активно только тогда, когда оно создает новые формы, новые образцы, новые идеи, новые эмоции. Такой творческий тренинг призван дать школьнику главное – интерес к жизни, труду, указать пути, по которым можно идти и находить решение новых проблем, возникающих в процессе труда. Это дает основание к построению модели проектно-творческой деятельности учащихся 10-11 классов в процессе обучения технологии изготовления одежды.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: