Эксперимент по организации проектной деятельности учащихся 10-11 классов в процессе изготовления одежды проводился с целью проверки эффективности данного метода обучения на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г.Славянска-на-Кубани. В эксперименте принимали участие: д.п.н профессор Заречная Л.П., к.п.н., старший преподаватель, методист Исаакян О.В., старший преподаватель Коротенко И.Т., директор школы Черных Т.А., завуч Попенскова Н.Р., учитель технологии Буряк Л. А., студентка 5 курса Кузнецова Ю.Г., учащиеся 11 "А" класса 8 человек. Всего в эксперименте приняли участие 15 человек.
Экспериментальная работа состояла из констатирующего и формирующего экспериментов, в результате которых был выявлен уровень знаний и умений, учащихся по технологии изготовления одежды в рамках программы.
Нами было проведено вводное анкетирование.
Анкета включала следующие вопросы:
1. Назовите этапы проектной деятельности?
2. Сущность технологического этапа.
3. Основные требования, предъявляемые к проекту.
4. Что такое композиция?
5. Является ли отделка самостоятельным элементом композиции?
6. Дать определение понятию "зрительная иллюзия".
7. С какой целью они применяются в проектировании одежды?
8. Какие швы будут применяться при изготовлении плечевого изделия?
9. Назовите виды обработки горловины и проймы.
10. Какие факторы учитывают при создании одежды?
Таблица 2 Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента учащихся 11"А" класса
№ | Ф.И.О. | Номер вопроса | Ср. балл | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | Ткаченко Н. | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4,3 |
2 | Якуш Я. | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,7 |
3 | Семенова И. | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3,8 |
4 | Иванова Е. | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2.8 |
5 | Головина Д. | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 3,9 |
6 | Пупазина Н. | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4,1 |
7 | Павлик С. | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,8 |
8 | Саенко А. | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 5 | 4,3 |
Средний балл | 3,8 | 2,8 | 4,7 | 3,5 | 3,6 | 3,9 | 4,1 | 2,9 | 3,6 | 3,9 | 3,8 |
Рисунок 1. Диаграмма динамики проектировочных знаний, выявленных в процессе констатирующего эксперимента.
Анализ данной таблицы показал, что уровень знаний учащихся, выявленный в процессе констатирующего эксперимента составляет 3,8 балла, то есть учебный материал усвоен на 76%.
Проведенное исследование выявило необходимость повторения с учащимися вопросов вводного анкетирования и углубления знаний, что составило основу формирующего эксперимента.
Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3 Сводная таблица результатов формирующего эксперимента учащихся 11"А" класса.
№ | Ф.И.О. | Номер вопроса | Ср. балл | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | Ткаченко Н. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,9 |
2 | Якуш Я. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,9 |
3 | Семенова И. | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,5 |
4 | Иванова Е. | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3,1 |
5 | Головина Д. | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4,3 |
6 | Пупазина Н. | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4,6 |
7 | Павлик С. | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 5 | 3 | 3,2 |
8 | Саенко А. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,8 |
Средний балл | 4,3 | 3,7 | 4,7 | 3,8 | 3.9 | 4,4 | 3,8 | 4,2 | 4,1 | 4,0 | 4,3 |
Анализ данной таблицы показал, что уровень знаний учащихся, выявленный в процессе формирующего эксперимента составил 4,3 балла, то есть учебный материал усвоен учащимися на 86 %.. Прирост знаний на формирующем эксперименте составил 0, 5 балла (4,3-3,8=0,5).
Рисунок 2. Диаграмма динамики проектировочных знаний, выявленных в процессе формирующего эксперимента
Рисунок 3. Диаграмма сопоставления результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
Данные формирующего эксперимента свидетельствуют о положительных сдвигах в усвоении учебного материала, которые способствовали системе знаний с учащимися в период практики.
В процессе формирующего эксперимента заметны положительные сдвиги в уровне знаний учащихся. Однако потенциал учащихся далеко не исчерпан и многие из них могли бы достичь более высоких показателей.
Заключение
Эстетическое воспитание является нравственной основой образования в целом, важнейшей формой приобщения школьников к общечеловеческим ценностям, их социализации как личности. В результате проведенных исследований по теме курсовой работы было установлено, что проектная деятельность влияет на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий, способствует экономическому и социальному росту страны в целом, развивая творческие способности, технологическое мышление, эстетическую культуру и трудолюбие.
В курсовой работе были раскрыты социально-педагогические проблемы эстетического воспитания школьников основной школы в процессе организации проектной деятельности выявлены особенности организации эстетического воспитания учащихся 10-11 классов проектированию одежды, проанализировано содержание обучения учебных программ образовательной области "Технология", были разработаны и проведены занятия согласно тематическому плану.
Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды была проведена на базе средней общеобразовательной школы № 16 г. Славянска – на – Кубани Краснодарского края. Результаты проведенной нами экспериментальной работы показали повышение уровня эстетического воспитания, знаний, проектировочных умений и навыков старшеклассников на занятиях по технологии, что свидетельствует о посильности и доступности разработанной нами методики.
Следовательно, успешное завершение выполненного нами исследования в рамках курсовой работы дает основание утверждать, что поставленные цели при написании курсовой работы достигнуты, задачи решены, рабочая гипотеза подтвердилась.
Список литературы
1. Бишенков А.К. Технология. Трудовое обучение: 8-9 кл.-М.: Дрофа, 1999.
2. Боговленская Д.В. Пути к творчеству. – М., 1981.
3. Бычков А.В. Развитие технологического творчества учащихся. М., 1996.
4. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. – М.: изд. Центр "Академия", 1999. – 50с.
5. Гилев Е.А., Егором Ю.С. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру / "Школа и производство" - 2001. № 4 стр. 25-28.
6. Дидактика технологического образования: книга для учителя. Части1,2 / Под ред. Атутова. – Москва: ИОСОРАО, 1997. – 230с
7. Журнал "Школьные технологии" № 2 – 2001. стр. 35-37.
8. Завзягинский В.И. Методология и методика дидактических исследований – М.: Просвещение 1982 – с. 9-18.
9. Заречная Л.П. Моделирование, конструирование и технология швейных изделий (технология ремонта и обновления одежды в учебных лабораториях, студиях дизайна): Учебно-методическое пособие – г. Славянск-на-Кубани: Изд. центр. 2000 г.
10. Заречная Л.П. Проблемы подготовки учителя обслуживающего труда в перспективе развития педагогического образования. – г. Славянск-на-Кубани – 1998. – 181 с.
11. Заречная Л.П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда. – г. Славянск-на-Кубани – 1998. – 638 с.
12. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. – М., 1987.
13. Ильина Т.Н. Вопросы теории и методики педагогического
эксперимента. – М.: Знание, 1975. – 122 с.
14. Использование метода проектов на уроках "Технологии" (трудового обучения) в школе: Методические рекомендации / Под ред. М.В. Павловой / С-Пб., 1996. – 68 с.
15. Каган М.С., Коськов М.А. Художественное конструирование: Система практики, система оценки. – Лениздат, 1973 – с. 17-18.
16. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л.: Брокгауз – Ефрон, 1925. – 73 с.
17. Коллингс Е.Н. Опыт работы американской школы по методу проектов. – М.: Новая Москва, 1926. – 288 с.
18. Корнеева В.М. Художественная штопка. Профессионально-техническое образование. – М.: Высш. шк. 1986 г.
19. Краткий политехнический словарь / Гл. ред. И.И.Артоболевский. – М.: Советская энциклопедия, 1977. – 392 с.
20. Крутикова Г.И., Симоненко В.Д. Технология творчества. Книга для учащихся. – Курск, 1995
21. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. – Л.: ЛГУ, 1980. – 172 с.
22. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
23. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Знания 1980, 16-18 с.
24. Мартогшяс Л.В., Скачкова Г.В. Курсы кройки и шитья на дому. – Мн.: ООО "Этоним", "Полымя", 1994. – 335 с.: ил.
25. Мельников Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.В. Методика трудового обучения (обслуживающий труд). – М.: Просвещение. 1985. – 224 с.
26. Методика обучения технологии. Под ред. В.Д. Симоненко – издательство ИГПИ. НМД "Технология". Брянск – ИШИМ, 1998. – 296 с.
27. Монтьева М.Р. Об использовании метода проектов в образовательной области "Технология" / Школа и производство 2000 № 6 стр. 4-5.
28. Нефедов Е. Ремонт и обновление одежды. Серия "Дамский клуб". Ростов н/Д: Феникс, 2000 г.
29. Овечкин В.П., Симоненко В.Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: Гуманитарно-деятельностный подход. – М. – Брянск, 1998 – 29 с.
30.Основы теории проектирования костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1988. – 352 с.
31. Павлова М.в. О проектном подходе к разработке содержания предмета "Технология" / Школа и производство, 1993 - № 5. с. 43-45.
32. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних учебных заведении. Под ред. С.А. Смирнова – 2-е год., испр. и доп. – М.: Изд.центр "Академия", 1999. – 544 с.
33. Педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1964 – Т.4 – 912 с.
34. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология 5-11 кл. Под редакцией Хотунцева, В.Д. Симоненко – М.: Просвещение, 1996. – 222 с.
35. Прядехо А.Н. Развитие творческих интересов и способностей подростков. – М.: АПН СССР, 1990.
36. Разина Т.М. о профессионализме народного искусства. М., Советский художник, 1985.
37. Рапцевич Е.С. Формирование технических способностей у школьников: Книга для учителя – Мн: Нар. Асвета. 1987.
38. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 – 608 с., ил. Т. 1. – А – М – 1993. (стр. 567)
39. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения – М.Просвещение, 1985. – с. 5-64.
40. Скаткин М.Н. Проблема современной дидактики. – М., 1980.
41. Скаткин М.Н., Краесвский В.В. Содержание общего среднего образования: М.: Знамя, 1981. – 96 с.
42. Сталяров Ю.С. Уроки творчества. – М.: педагогика, 1981. – 176 с.
43. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н, Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.:Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
44.Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дисс.... д-ра пед. наук. - М., 1995.-40 с.
45. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ / Под. Ред. В.Д. Симоненко. – Научно-методический центр "Технология" - Брянск, 1996 – 238 с.
46.Талызина Н*Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / Современная высшая школа. - М*: МГУ, 1986. -№ 2. - С. 134 - 194,
47. Технология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. / под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: издательство БГПУ, НМД "Технология", 1998. – 238 с.
48. Тихонов А.С., Сидоров О.В. Творческий потенциал учебного проектирования / Школа и производство – 1995. № 1. – с. 22-25.
49. Трудовое обучение: Проб. учеб. Пособие для 9 кл. сред. Шк. / Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.: ил.
50.Труханов А.П., Исаев В.В., Рейнова Е.В. Основы швейного производства: 8-9 кл. – М.: Просвещение, 1989.
51.Труханов А.Т. Основы технологии швейного производства. – М./: Высшая школа, 1987. – 288 с.
52. Фиалко Т.М. Учимся кроить и шить. – 2-е изд. – Мн.: ХЭТОН. 1998. – 715.: ил.
53.Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. - М.: Просвещение, 1985г., 224 стр.
54. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. 2-е изд., прераб. и допол. – М.: Высш.шк., 1990. – 576 с.
55. Хромов А.А., Шабрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников. / Школа и производство – 1999 № 6
стр. 32-33.
56.Хрипкова АХ., Антропова М.В.> Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990г., 319 стр.
57.Цейтлин Н,Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению.М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
58.Чернякова В.Н. Методика преподавания курса "Технология обработки ткани": 5-9: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 125.
59. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 5, 6, 7- 9 кл. – М.: Просвещение, 2000.
60.Чернилевский Д.В. Технология обучения в средней специальной школе; учебное пособие. - Киев: Высшая школа, 1990г., 268 стр.
61.Чернякова В.Н. Методика преподавания курса "Технология обработки ткани". - М.: Просвещение, 2002г., 125 стр
62. Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. - М., 1981г., 185 стр,
63. Школа и труд (соединение обучения с производительным трудом в средней школе) / Под редакцией А.И-Янцова, ПР.Атутова. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1963г., 203 стр.
64. Щеколдин А.Г., Заречная Л.П., Осадчий А.С., Краснобокий Ю.Н.Учитель трудового обучения сельской школы. Монография. - К.> 1997. -С. 236.