Нормы расхода топлива на тракторно-транспортных работах устанавливаются на тонна-километр транспортной работы (q т-км) и тонну перевезенного груза (q т ) и определяются из следующих зависимостей:
Q , Q [~г
qт-км = Qnp+ t`пр + Q ост t` пг / i ср кг/т-км,
q т =Qnp+ t`пр i ср + Q ост t` пг кг/т,
где Qnp- средний часовой расход топлива за время пробега с грузом и без груза (кг/час);
Qост- часовой расход топлива на остановках с работающим двигателем.
При установлении норм расхода топлива на километр пробега дополнительный расход его на остановках под погрузкой и разгрузкой учитывается нормами на тонну перевезенного груза в зависимости от класса груза и способа погрузки-разгрузки.
Расход топлива на пробег состоит из расхода при движении с грузом и без груза. Расход топлива на километр пробега (qкм) равен часовому расходу топлива (Q), деленному на соответствующую скорость движения:
qкм = Q / υ кг/км.
При движении с грузом:
qкм = Qгр / υ гр,
а без груза (порожняком):
|
|
qкм.п = Qп / υ п,- кг /км.
Часовой расход топлива при движении с грузом и без груза зависит от мощности, развиваемой двигателем, и может определяться опытным или расчетным путем. Расчетные значения Qrp и Qn устанавливают согласно тяговой характеристике трактора по тяговому сопротивлению прицепов с грузом и без груза в зависимости от их полного веса и сопротивления дороги.
Значение норм расхода топлива на тонна-километр транспортной работы или тонну перевезенного груза приводится в типовых нормах, разработанных УНИИМЭСХ и ЦРСХНИС РСФСР.