Душа также смертна, как и тело. 2. Учение о психиче-

История психологии

Как самостоятельная наука

Предмет истории психологии   - изучение станов-

ления представления о психической реальности на раз-

ных этапах развития научного знания. История психологии

имеет свой, отличный от предмета психологии предмет

изучения. В процессе развития науки истории психологии

выделялось три основных определения ее предмета:

душа, сознание, поведение. Психология как наука о душе

объясняла ее как причину всего, т. е. душа определялась

как объяснительный принцип. Сознание как предмет ис-

тории психологии имело двойную функцию: оно являлось

и объектом изучения, и объяснительным принципом. С по-

явлением нового предмета изучения - поведения - был

преодолен субъективизм психологии сознания, однако

это повлекло за собой исчезновение самого объекта изуче-

ния - психики и сознания. На современном этапе разви-

тия науки возникает тесная связь между сознанием и по-

ведением, или деятельностью.

Основные задачи предмета истории психологии

1. Анализ возникновения и дальнейшего развития науч-

ных знаний о психике с точки зрения научного, а не жи-

тейского или религиозного подхода в изучении эволюции

представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей меж-

ду историей психологии и другими науками, раскрытие

тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психо-

логии.

3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия

знаний от социальных, культурных и идеологических вли-

яний на научное творчество.

Методологические основы истории

Психологии Принципы историко-психологического анализа

Принцип историзма - рассмотрение определенного

отрезка развития науки в контексте социокультурных

условий, зависимость его от общей ситуации в науке в це-

лом и в изучаемой науке в частности через сопоставление

с предыдущими накопленными в изучаемой области зна-

Детерминизм - раскрытие способа причинного объ-

яснения психического как обусловленного порождающи-

ми его факторами.

Методы истории психологии

Теоретическая реконструкция (метод, заимство-

ванный из других наук) - предполагает описание и крити-

ческий анализ научных систем прошлого, конкретных

программ получения, обоснования и систематизации

психологического знания. Результатом этого исследова-

ния является ретроспективное воспроизведение научных

концепций, проблем, исследовательских методов в их

исторической последовательности в соответствии с логи-

кой предмета.

Изучение научных школ - изучение внутренних

аспектов и особенностей той или иной школы, разрабо-

танных и используемых ею способов производства науч-

ных знаний, характера научного общения между самими

представителями школы, схожести и различия их мнений,

оценок, критики.

Изучение архивных материалов - поиск научных

трудов и их комментирование, снабжение сносками и

примечаниями.

Представления о психике в первобытном

сознании и античности. Первобытные представления о психике возникли

в первобытных религиях и верованиях людей, в мифоло-

гии, в художественном народном творчестве. Душа рас-

сматривалась как что-то неземное, таинственное и непо-

знанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного

и человека, а смерть или сон объясняются соответствен-

но ее постоянным или временным отсутствием. В перво-

бытном мире царило мифологическое понимание жизни,

где тела заселяются душами, а человеческой жизнью пра-

вят боги, которые наделяются определенными стилями

поведения: коварством, мудростью, мстительностью и

завистью. С переходом на более высокую стадию разви-

тия общества пришло понимание себя как части окружаю-

щего мира, созданного богами.

Античность ознаменовала собой новый этап в исто-

рии человечества: культурный расцвет, возникновение

многочисленных философских школ, появление выдаю-

щихся исследователей и первые попытки подвести под

явления окружающего мира философскую, а часто и науч-

ную основу, были предприняты шаги понять и описать

психику человека. Начало науки психологии было поло-

жено именно в античности, а у истоков формирования

этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и

философы: Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

Анимизм (от лат. ат'та - душа) был одним из первых

мифологических учений о душе в античной философии и

рассматривал психику человека с точки зрения мифоло-

гии и психологии богов. Душа понималась как особый

признак, который не виден за конкретными повседневны-

4

Психологические идеи

Гераклита и Демокрита Гераклит (род. ок. 544 - умер ок. 483 до н. э.).

1. Представление о душе: душа (психея) является

искоркой космоса, который определялся как вечно жи-

вой огонь. Все окружающее человека и сам человек под-

вержены вечному изменению. Единым и для души, и для

космоса является закон, согласно которому нет беспри-

чинных явлений и все они являются неотвратимым ре-

зультатом столкновения атомов. Случайными же люди

называют те события, причин которых не знают. 2. Тео-

рия познания Гераклита: процесс познания означает

не уход вглубь собственных мыслей и переживаний и

полное отречение от всего внешнего, а предполагает по-

знание закона Логоса, по которому явления переходят

друг в друга и малый мир отдельной души идентичен мак-

рокосму всего миропорядка; следовательно, постигать

свою душу - значит углубляться в закон (Логос).

Демокрит (родился ок. 460 - умер ок. 471 до н. э.).

1. Понятие о мире и душе: все сущее состоит из ато-

мов - мельчайших субстанций, которые неделимы и не-

доступны чувствам, а также различаются по форме, ве-

личине и подвижности. Душа является материальным

веществом, состоящим из самых мелких круглых, глад-

ких, очень подвижных атомов огня, рассеянных по всему

телу. Душа движет телом посредством движения мелких

атомов огня. После распада тела атомы души выходят из

него, рассеиваются в пространстве и пропадают, т. е.

душа также смертна, как и тело. 2. Учение о психиче-

ских процессах основано на понимании человека как

соединения определенных атомов друг с другом. Восприя-

Интервьюирование - беседа исследователя с уче-

ным, представителем той или иной школы с целью полу-

чения материалов в соответствии с конкретными задача-

ми исследования с помощью определенных вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: