Аврелий Августин (354-430) был крупнейшим хрис-
тианским мыслителем эпохи Средневековья. Его филосо-
фия представляла собой симбиоз христианских и древ-
них доктрин, главной из которых была идеалистическая
философия Платона. Предметом познания является Бог,
и в то же время он выступает и в качестве причины позна-
ния, помогая находить людям правду. Душа определяется
как самостоятельная субстанция, которая не является ни
телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души
не является что-то материальное, и она никак не связана
с биологическими функциями организма, а вмещает в себя
лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и
бессмертна. Человеческую сущность характеризует не
разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пас-
сивный характер, а второе тесно связано с активностью и
волей. Познание истины о Боге может осуществляться
только с помощью веры, но не разума, т. е. утверждалось
преобладание веры над разумом и иррационально-воле-
вых факторов над рационально-логическими в процессе
|
|
познания.
Фома Аквинский (1225/26-1274) основал свою фи-
лософскую концепцию понимания души на аристоте-
левском понимании пассивной материи и активной формы.
Душа бессмертна, так как является субстанцией, чистой и
независимой от всякой материи вообще и телесной обо-
лочки в частности. Душа - это формирующий принцип,
дающий основу всей человеческой жизни. Различаются
три типа души (по аналогии с аристотелевской): вегетатив-
%
Развитие психологии в эпоху Возрождения
Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей
возрождение античных ценностей, очищение античной
картины мира от ≪средневековых варваров≫. Новые фи-
лософы вновь обращаются к Аристотелю, в частности, к его
пониманию души в трактате ≪О душе≫, и здесь начинают-
ся споры и разногласия. Коренное различие касалось
вопроса о бессмертии души - главного вопроса в цер-
ковном вероучении. Первая группа (аверроисты) разде-
лял разум (ум) и душу и считал разум, как высшую часть
души, бессмертным, а вторая группа (александристы)
настаивала на целостности аристотелевского учения
и его тезисе о том, что все способности души начисто ис-
чезают вместе с телом. Активно идеи эпохи Возрождения
развивались в Италии и Испании.
Итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) считал,
что человек может воплощать свои духовные силы в реаль-
ные ценности и преобразовывать природу своим творчест-
вом, а высшей ценностью является не божественный
разум, а сила и продукт творца.
Испанский врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в кни-
ге О душе и жизни≫ утверждал, что главным и единствен-
|
|
но верным способом познания природы человека явля-
ются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на
природу ребенка можно влиять, если правильно его вос-
питывать.
Другой врач, Хуан Уарте (ок. 1530-1592), в своей книге
≪Исследование способностей к наукам≫ впервые в исто-
рии психологии поставил задачу изучить индивидуальные
различия между людьми с целью определения их пригод-
ности к различным профессиям.
Психология и ее предмет
В Новое время и в эпоху Просвещения
В эпоху Просвещения психология искала собственный
предмет исследования, конкретное определение области
своей деятельности. Эта область понималась как иссле-
дование путей становления у человека картины окружаю-
щего мира и самого себя, и главным здесь виделась
осознанность этого процесса. Происходит уточнение пред-
мета психологии как науки о сознании. Исследование содер-
жания и функций сознания подвело ученых к изучению
его роли в человеческой жизни, следовательно, и в пове-
дении человека. Наблюдается двойственность предмета
психологии того времени: изучение сознания и путей его
формирования, а также этапов развития образа мира и
себя, с одной стороны, и изучение поведения и движущих
сил и регуляции не только внутренней, но и внешней ак-
тивности индивида - с другой.
В связи с развитием механики и физики Ньютона
утвердился новый взгляд на природу как на гигантский
механизм, а человеческое тело виделось своеобразной
машиной-автоматом, функционирующей по принципу лю-
бого механизма по строгим законам физики.
В исследовании процессов познания наблюдались две
противоположные точки зрения.
Сенсуализм определял в качестве основы всех чело-
веческих знаний ощущения, процесс познания рас-
сматривался как единый, имеющий несколько ступеней -
от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного
восхождения от частного к общему.
Рационализм отдавал приоритет мышлению, выде-
лял в процессе познания два этапа: первый этап состо- i
i:— 4
9