Аврелия Августина и Фомы Аквинского

Аврелий Августин (354-430) был крупнейшим хрис-

тианским мыслителем эпохи Средневековья. Его филосо-

фия представляла собой симбиоз христианских и древ-

них доктрин, главной из которых была идеалистическая

философия Платона. Предметом познания является Бог,

и в то же время он выступает и в качестве причины позна-

ния, помогая находить людям правду. Душа определяется

как самостоятельная субстанция, которая не является ни

телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души

не является что-то материальное, и она никак не связана

с биологическими функциями организма, а вмещает в себя

лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и

бессмертна. Человеческую сущность характеризует не

разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пас-

сивный характер, а второе тесно связано с активностью и

волей. Познание истины о Боге может осуществляться

только с помощью веры, но не разума, т. е. утверждалось

преобладание веры над разумом и иррационально-воле-

вых факторов над рационально-логическими в процессе

познания.

Фома Аквинский (1225/26-1274) основал свою фи-

лософскую концепцию понимания души на аристоте-

левском понимании пассивной материи и активной формы.

Душа бессмертна, так как является субстанцией, чистой и

независимой от всякой материи вообще и телесной обо-

лочки в частности. Душа - это формирующий принцип,

дающий основу всей человеческой жизни. Различаются

три типа души (по аналогии с аристотелевской): вегетатив-

%

Развитие психологии в эпоху Возрождения

Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей

возрождение античных ценностей, очищение античной

картины мира от ≪средневековых варваров≫. Новые фи-

лософы вновь обращаются к Аристотелю, в частности, к его

пониманию души в трактате ≪О душе≫, и здесь начинают-

ся споры и разногласия. Коренное различие касалось

вопроса о бессмертии души - главного вопроса в цер-

ковном вероучении. Первая группа (аверроисты) разде-

лял разум (ум) и душу и считал разум, как высшую часть

души, бессмертным, а вторая группа (александристы)

настаивала на целостности аристотелевского учения

и его тезисе о том, что все способности души начисто ис-

чезают вместе с телом. Активно идеи эпохи Возрождения

развивались в Италии и Испании.

Итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) считал,

что человек может воплощать свои духовные силы в реаль-

ные ценности и преобразовывать природу своим творчест-

вом, а высшей ценностью является не божественный

разум, а сила и продукт творца.

Испанский врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в кни-

ге О душе и жизни≫ утверждал, что главным и единствен-

но верным способом познания природы человека явля-

ются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на

природу ребенка можно влиять, если правильно его вос-

питывать.

Другой врач, Хуан Уарте (ок. 1530-1592), в своей книге

≪Исследование способностей к наукам≫ впервые в исто-

рии психологии поставил задачу изучить индивидуальные

различия между людьми с целью определения их пригод-

ности к различным профессиям.

Психология и ее предмет

В Новое время и в эпоху Просвещения

В эпоху Просвещения психология искала собственный

предмет исследования, конкретное определение области

своей деятельности. Эта область понималась как иссле-

дование путей становления у человека картины окружаю-

щего мира и самого себя, и главным здесь виделась

осознанность этого процесса. Происходит уточнение пред-

мета психологии как науки о сознании. Исследование содер-

жания и функций сознания подвело ученых к изучению

его роли в человеческой жизни, следовательно, и в пове-

дении человека. Наблюдается двойственность предмета

психологии того времени: изучение сознания и путей его

формирования, а также этапов развития образа мира и

себя, с одной стороны, и изучение поведения и движущих

сил и регуляции не только внутренней, но и внешней ак-

тивности индивида - с другой.

В связи с развитием механики и физики Ньютона

утвердился новый взгляд на природу как на гигантский

механизм, а человеческое тело виделось своеобразной

машиной-автоматом, функционирующей по принципу лю-

бого механизма по строгим законам физики.

В исследовании процессов познания наблюдались две

противоположные точки зрения.

Сенсуализм определял в качестве основы всех чело-

веческих знаний ощущения, процесс познания рас-

сматривался как единый, имеющий несколько ступеней -

от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного

восхождения от частного к общему.

Рационализм отдавал приоритет мышлению, выде-

лял в процессе познания два этапа: первый этап состо- i

i:— 4

9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: