Биографический и автобиографический мето-

ды - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого -

создателя теории, источников его духовного развития,

понимание причин создания теории.

Анализ научных ссылок - установление частоты

цитирования научных трудов с целью получения сведений

о связях между научными направлениями, об актуальном

состоянии науки и о тенденциях ее развития.

Источниками изучения истории психологии яв-

ляются материалы, в которых собран весь исторический

процесс психологических знаний, работы самих ученых,

философов, психологов, материалы других обществен-

ных наук.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути

в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического раз-

вития психологических идей:

Связь науки с общей социально-культурной основой

эпохи;

Тесное взаимодействие науки с общими условиями и

законами научного познания;

Связь с теми объективными требованиями, которые

Предъявляются к научному познанию самой природой

изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

Общая ситуация, исторические условия и временные

особенности периода, в котором развивается наука;

Особая ситуация в науке в целом в изучаемый пери-

Од, изучение открытий в других науках, заимствование

Методологии.

От предмета

исходят определенные атомы, копии, которые

по внешнему виду подобны самому предмету. Из органов

чувств направляются встречные потоки атомов души, ко-

торые улавливают образы, или эйдолы, от предметов.

Получается отпечаток, который отражается во влажной

части глаза. Видения у человека возникают в результате

вхождения в него образов. Образы могут восприниматься

любыми частями тела, только в этом случае восприятие

будет хуже, чем через органы чувств.

ми вещами и который покидает человеческое тело с его

последним дыханием.

Переход от анимизма к гилозоизму ознаменовал

революцию в античной научной мысли. В гилозоизме

весь мир, космос считался изначально живым; границы

между живым, неживым и психическим не проводилось -

все они рассматривались как порождения единой живой

материи. Гилозоизм покончил с анимизмом и впервые

подчинил душу (психику) общим законам природы. Психологические идеи Сократа

Сократ был самым знаменитым древнегреческими фи-

лософом (469-399 до н. э.). Так же знамениты и его уче-

ники Платон и Аристотель.

Учение о познании. Процесс познания основан на

познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обра-

щение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему

миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению

действовать как разумное существо. Целью философских

учений Сократа было стремление помочь людям найти

самих себя. Сократ, ища ответы на вопросы о природе

человека, видел их не в отношении человека к природе,

а в наличии некоего внутреннего голоса, совести, кото-

рый он называл даймонионом и который был гарантией

постижения подлинной истины.

Сократический метод. Сократ был мастером устно-

го общения и анализа, цель которого - с помощью слова

обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая

определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику

приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впослед-

ствии стали называть сократическим методом. Этот ме-

тод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью

специальных вопросов вначале поставить под сомнение

истинность их знаний, а затем достичь этой истины обна-

ружением противоречий в утверждениях противника, их

сталкиванием и таким образом нахождением нового, бо-

лее надежного знания.

Значение идей Сократа для дальнейшего разви-

тия психологии как науки. Сократ в своем методе диа-

лога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыгра-

ли важнейшую роль в психологических исследованиях

t 6. Психологические идеи Платона

Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) не-

разрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, ко-

торый первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит

от чувственных вещей, и мир вещей, который является не-

бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в сво-

ем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их по-

добия, несовершенные слабые копии. Душа выступает

как связующее звено между миром идей и чувственных

вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии нахо-

дится в царстве идей и существует прежде, чем соеди-

ниться с каким-либо телом, поэтому природа души срод-

ни природе идей. Душа выше тела и потому может

властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция.

Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная

душа, которая противостоит вожделеющей, а также ярост-

ный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к стра-

данию, а ее восстановление - к чувству удовольствия.

Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.

Процессы познания. Платон сделал акцент не на внеш-

нем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, пред-

полагающем, что душа в процессе мышления спрашивает

саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот

феномен известен современной психологии как внутрен-

няя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней

(социальной) получил название интериоризации (от лат.

≪интериор≫ - внутренний). Всякое знание есть воспоми-

нание душой тех идей, которые она познала во время

пребывания в мире идей, до того, как соединилась с те-

лом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать

надо свою душу, и в ней истинное знание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: