ды - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого -
создателя теории, источников его духовного развития,
понимание причин создания теории.
Анализ научных ссылок - установление частоты
цитирования научных трудов с целью получения сведений
о связях между научными направлениями, об актуальном
состоянии науки и о тенденциях ее развития.
Источниками изучения истории психологии яв-
ляются материалы, в которых собран весь исторический
процесс психологических знаний, работы самих ученых,
философов, психологов, материалы других обществен-
ных наук.
4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути
в становлении самой науки.
Движущие силы и причины исторического раз-
вития психологических идей:
Связь науки с общей социально-культурной основой
эпохи;
Тесное взаимодействие науки с общими условиями и
законами научного познания;
Связь с теми объективными требованиями, которые
Предъявляются к научному познанию самой природой
изучаемых явлений на данной стадии их исследования;
Общая ситуация, исторические условия и временные
особенности периода, в котором развивается наука;
Особая ситуация в науке в целом в изучаемый пери-
Од, изучение открытий в других науках, заимствование
Методологии.
От предмета
исходят определенные атомы, копии, которые
по внешнему виду подобны самому предмету. Из органов
чувств направляются встречные потоки атомов души, ко-
торые улавливают образы, или эйдолы, от предметов.
Получается отпечаток, который отражается во влажной
части глаза. Видения у человека возникают в результате
вхождения в него образов. Образы могут восприниматься
любыми частями тела, только в этом случае восприятие
будет хуже, чем через органы чувств.
ми вещами и который покидает человеческое тело с его
последним дыханием.
Переход от анимизма к гилозоизму ознаменовал
революцию в античной научной мысли. В гилозоизме
весь мир, космос считался изначально живым; границы
между живым, неживым и психическим не проводилось -
все они рассматривались как порождения единой живой
материи. Гилозоизм покончил с анимизмом и впервые
подчинил душу (психику) общим законам природы. Психологические идеи Сократа
Сократ был самым знаменитым древнегреческими фи-
лософом (469-399 до н. э.). Так же знамениты и его уче-
ники Платон и Аристотель.
Учение о познании. Процесс познания основан на
познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обра-
щение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему
миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению
действовать как разумное существо. Целью философских
учений Сократа было стремление помочь людям найти
самих себя. Сократ, ища ответы на вопросы о природе
человека, видел их не в отношении человека к природе,
а в наличии некоего внутреннего голоса, совести, кото-
рый он называл даймонионом и который был гарантией
постижения подлинной истины.
Сократический метод. Сократ был мастером устно-
го общения и анализа, цель которого - с помощью слова
обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая
определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику
приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впослед-
ствии стали называть сократическим методом. Этот ме-
тод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью
специальных вопросов вначале поставить под сомнение
истинность их знаний, а затем достичь этой истины обна-
ружением противоречий в утверждениях противника, их
сталкиванием и таким образом нахождением нового, бо-
лее надежного знания.
Значение идей Сократа для дальнейшего разви-
тия психологии как науки. Сократ в своем методе диа-
лога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыгра-
ли важнейшую роль в психологических исследованиях
t 6. Психологические идеи Платона
Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) не-
разрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, ко-
торый первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит
от чувственных вещей, и мир вещей, который является не-
бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в сво-
ем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их по-
добия, несовершенные слабые копии. Душа выступает
как связующее звено между миром идей и чувственных
вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии нахо-
дится в царстве идей и существует прежде, чем соеди-
ниться с каким-либо телом, поэтому природа души срод-
ни природе идей. Душа выше тела и потому может
властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция.
Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная
душа, которая противостоит вожделеющей, а также ярост-
ный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к стра-
данию, а ее восстановление - к чувству удовольствия.
Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.
Процессы познания. Платон сделал акцент не на внеш-
нем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, пред-
полагающем, что душа в процессе мышления спрашивает
саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот
феномен известен современной психологии как внутрен-
няя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней
(социальной) получил название интериоризации (от лат.
≪интериор≫ - внутренний). Всякое знание есть воспоми-
нание душой тех идей, которые она познала во время
пребывания в мире идей, до того, как соединилась с те-
лом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать
надо свою душу, и в ней истинное знание.