О психике и сознании у Лейбница

Годфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) - немецкий

философ и известнейший математик; так же как и Спиноза,

рассматривал человека как целостное существо, но при

этом имел свое понимание единства телесного и психи-

ческого, которое получило название психофизического

параллелизма: душа и тело не могут влиять одно на другое

и совершают свои операции самостоятельно и автома-

тически, но в основе их единства лежит духовное нача-

ло, некая божественная мудрость, которая сказывается

в том, что между ними существует предустановленная

гармония.

В душе, помимо осознанных действий, непрерывно про-

исходит незаметная деятельность малых перцепций -

неосознаваемых восприятий. Осознание этих малых

перцепций происходит благодаря тому, что к простой

перцепции (восприятию) присоединяется особый акт -

апперцепция, она включает внимание и память.

Душа имеет три области - область отчетливого знания,

смутного знания и бессознательного, которые наделены

разной степенью осознанности. Субъективность челове-

ческих знаний тесно связана с познавательной активно-

стью: человеке процессе познания любого предмета вно-

сит собственное представление о нем, основанное на

своем жизненном опыте, и поэтбму уже на начальной стадии

познания невозможно отграничить истинность, объектив-

ность предмета от субъективного понимания его челове-

ком. Но это не означает, что человеческое познание реаль-

ности не может быть объективным, так как восприятие и

понимание основных качеств предмета или явления

11

духовное бытие. Это самонаблюдение похоже на так на-

зываемое внутреннее зрение (впоследствии получило

название интроспекции, т. е. умение понимать суть раз-

личных внутрипсихических объектов - образов, умствен-

ных действий, волевых актов и т. д.).

Методом познания является систематическое сомне-

ние: следует сомневаться во всем, независимо от того,

представляется ли оно естественным или сверхъестествен-

ным. Этот метод стоит использовать только в том случае,

если необходимо получить научную истину, так как в жизни

часто для понимания сути вещей и явлений достаточно

использовать правдоподобные, или вероятные, знания.

В желании познать объективную реальность не стоит

опираться на органы чувств, так как они далеко не всегда

правильно ее отражают.

Рефлекторная схема Декарта. Декарт первым ввел

понятие рефлекса. Схема рефлекса сводилась к следую-

щему: внешний импульс приводит в движение частицы,

называемые животными духами. Далее посредством

этого внешнего импульса животные духи заносятся

в мозг по трубкам, из которых складывается перифери-

ческая нервная система, а оттуда автоматически перехо-

дят к мышцам. Схема Декарта открыла рефлекторную

природу поведения, не прибегая для этого к понятию

души, которой до появления теории рефлекса приписы-

валась основная причина движений и поведения челове-

ческого организма.

у большинства людей совпадают и поэтому отражают

объективную картину мира.

Значение представлений Лейбница о психике челове-

ка заключается в том, что они изменили и расширили

представление о психическом, выявив его важнейший

компонент - бессознательную психику, идея которой

впоследствии очень широко разрабатывалась в глубин-

ной психологии, в частности в психоанализе 3. Фрейда.

Выделяются три первичных аффекта: желание (влече-

ние), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль).

Все многообразие прочих аффектов образуется на основе

этих трех по следующим принципам: путем изменения

нашего представления о предмете, через сопереживание

или по ассоциации.

Спиноза определяет страсти, эмоции, аффекты как ос-

новную причину несвободы человека, так как поглощен-

ность ими не дает возможности понять их причины. Толь-

ко отказ от эмоций обусловливает человеческую свободу

и дает представление об истинной силе и возможностях,

показывая человеку, что зависит от его воли, а что - от сло-

жившихся обстоятельств. При этом свобода понимается

не как возможность следовать своим аффектам, а как

возможность познания необходимости и подчинение этой

необходимости. Свобода - это освобождение человека

от влияния на него инстинктов, или страстей.

Эмпирическая психология Томаса Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679), как и Спиноза и Лейбниц,

критиковал дуализм Рене Декарта. При этом Гоббс вы-

строил свою, отличную от предыдущих критиков теорию

о природе человека.

Первое, что отличало Гоббса от коллег-философов, -

это его отрицание особой сущности души. Так как Гоббс

был ярым последователем механики Галилея, то считал,

что мир наполнен только материальными телами, кото-

рые существуют и двигаются по законам механики. На

основании этого Гоббс делает вывод, что и все психиче-

ские явления, существующие в природе, материальны и

подчинены этим законам.

Создавая на основе такого понимания природы свою

теорию познания, Гоббс описывает и ощущения, кото-

рые, по его мнению, возникают только благодаря воздей-

ствию на них внешнего материального объекта. Вслед за

ощущением возникает представление, которое, будучи

произведенным по закону инерции и являясь ослаблен-

ным следом самого ощущения, образует за собой цепь

мыслей, а они, в свою очередь, следуют друг за другом

в таком порядке, в котором возникали первичные образы,

т. е. ощущения. Этот процесс впоследствии стал назы-

ваться ассоциацией. Проблема ассоциации рассматрива-

лась еще в античной психологии Платоном и Аристоте-

лем, однако Гоббс первым придал ассоциации статус

универсального закона психологии, дал начало практи-

ческому изучению этого явления.

Очень важной для дальнейшего развития психологи-

ческой мысли является критика Гоббсом понятия ≪врож-

денных идей≫ Декарта, так как ведущим в познании, по

Понятия сознания и опыта,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: