Души и ассоциаций у Дж. Локка

Английский философ, педагог и врач Джон Локк (1632-

1704) развивал идеи ассоцианизма, заложенные Томасом

Гоббсом, и эмпирической психологии, начало которой по-

ложил Ф. Бэкон.

Понятия сознания и опыта. Основой формирования

сознания является опыт, а не врожденные идеи (как у Де-

карта), а источником опыта всегда являются ощущения и

рефлексия. Идеи, возникающие из внешнего мира, до-

ставляют до сознания ощущения. Внутренние идеи (внут-

ренние ощущения) доставляются до сознания с помощью

рефлексии, или самонаблюдения, т. е. анализа и размыш-

лений ума. Этот процесс получил название интроспекции

и стал основным методом практического изучения содер-

жаний сознания в интроспективной психологии.

Понятие души. Принцип наблюдения применялся и

к изучению души. Душа, как и все в сознании человека,

является ≪чистым листом≫, и все содержания души воз-

никают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, бо-

жественных идей. Душа рассматривается как пассивная,

но способная к восприятию среда.

Понятие ассоциации. Ассоциации - это неверное

соединение идей, которые, будучи изначально никак

между собой не связаны, в сознании некоторых людей

соединяются и начинают работать как единое целое, со-

провождая друг друга. Примером такой связи, т. е. ме-

ханизма ассоциации, могут являться симпатии и антипа-

тии, вызванные теми или иными людьми. Причиной

установления такой связи может являться сила воспита-

ния и привычки, т. е. внешний источник, прошедший че-

Основные направления развития

Психологической мысли в эпоху Просвещения

В XVIII в. в Европе наступает эпоха Просвещения, опре-

деляемая как период безграничной веры в человеческий

разум и способности, позволяющие перестроить общество,

как эра торжества науки над Средневековьем. Предста-

вители этого движения считали главной задачей про-

светление общества и как следствие поднятие его на бо-

лее высокую ступень эволюционного развития. Суть этого

процесса они видели в избавлении общества от древних

суеверий, стереотипов, предрассудков и религиозного

фанатизма. Взамен устаревших идей просветители пред-

лагали ориентироваться только на разум, на первона-

чальную природу человека, на его опыт. Идеи просвети-

телей носили революционный характер.

В психологической мысли в эпоху Просвещения сущест-

вовали следующие направления:

1) эмпиризм, родоначальником которого считается анг-

лийский философ Дж. Локк, определял опыт как осново-

полагающий фактор развития человека и изучал механиз-

мы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта

над разумом;

2) сенсуализм представлял собой учение о домини-

ровании чувственного познания над рациональным.

Оба направления отрицали существование врожденных и

неизменных идей и способностей, доказывали их опытное

происхождение и возможность прижизненного развития;

3) ассоцианизм как направление в идеалистическом

учении о душе. Единицей признана ассоциация как меха-

низм формирования и приобретения опыта. В своем раз-

витии ассоцианизм прошел несколько этапов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: