Английский философ, педагог и врач Джон Локк (1632-
1704) развивал идеи ассоцианизма, заложенные Томасом
Гоббсом, и эмпирической психологии, начало которой по-
ложил Ф. Бэкон.
Понятия сознания и опыта. Основой формирования
сознания является опыт, а не врожденные идеи (как у Де-
карта), а источником опыта всегда являются ощущения и
рефлексия. Идеи, возникающие из внешнего мира, до-
ставляют до сознания ощущения. Внутренние идеи (внут-
ренние ощущения) доставляются до сознания с помощью
рефлексии, или самонаблюдения, т. е. анализа и размыш-
лений ума. Этот процесс получил название интроспекции
и стал основным методом практического изучения содер-
жаний сознания в интроспективной психологии.
Понятие души. Принцип наблюдения применялся и
к изучению души. Душа, как и все в сознании человека,
является ≪чистым листом≫, и все содержания души воз-
никают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, бо-
жественных идей. Душа рассматривается как пассивная,
но способная к восприятию среда.
|
|
Понятие ассоциации. Ассоциации - это неверное
соединение идей, которые, будучи изначально никак
между собой не связаны, в сознании некоторых людей
соединяются и начинают работать как единое целое, со-
провождая друг друга. Примером такой связи, т. е. ме-
ханизма ассоциации, могут являться симпатии и антипа-
тии, вызванные теми или иными людьми. Причиной
установления такой связи может являться сила воспита-
ния и привычки, т. е. внешний источник, прошедший че-
Основные направления развития
Психологической мысли в эпоху Просвещения
В XVIII в. в Европе наступает эпоха Просвещения, опре-
деляемая как период безграничной веры в человеческий
разум и способности, позволяющие перестроить общество,
как эра торжества науки над Средневековьем. Предста-
вители этого движения считали главной задачей про-
светление общества и как следствие поднятие его на бо-
лее высокую ступень эволюционного развития. Суть этого
процесса они видели в избавлении общества от древних
суеверий, стереотипов, предрассудков и религиозного
фанатизма. Взамен устаревших идей просветители пред-
лагали ориентироваться только на разум, на первона-
чальную природу человека, на его опыт. Идеи просвети-
телей носили революционный характер.
В психологической мысли в эпоху Просвещения сущест-
вовали следующие направления:
1) эмпиризм, родоначальником которого считается анг-
лийский философ Дж. Локк, определял опыт как осново-
полагающий фактор развития человека и изучал механиз-
мы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта
над разумом;
|
|
2) сенсуализм представлял собой учение о домини-
ровании чувственного познания над рациональным.
Оба направления отрицали существование врожденных и
неизменных идей и способностей, доказывали их опытное
происхождение и возможность прижизненного развития;
3) ассоцианизм как направление в идеалистическом
учении о душе. Единицей признана ассоциация как меха-
низм формирования и приобретения опыта. В своем раз-
витии ассоцианизм прошел несколько этапов: