В XIX в. Концепция И. Ф. Гербарта
И. Ф. Гербарт (1776-1841), основоположник немецкой
эмпирической психологии, выдвигает следующие поло-
жения о природе человека.
1. Предметом любого психологического исследования
являются факты сознания, а методами их изучения - наб-
людение за другими, самонаблюдение, анализ продуктов
деятельности, но не эксперимент. Для получения досто-
верных фактов необходимо использование методов мате-
матики.
2. Простейшими элементами психики являются пред-
ставления, определяемые как возникающие под влияни-
ем внешних объектов образы восприятий.
3. Выделяются три уровня сознания, каждый из которых
вмещает в себя соответствующие ему по степени ясности
представления:
а) ясное сознание (апперцепция), содержанием
которого являются представления с максимальной степенью
ясности;
б) сознание (перцепция), вмещающее в себя менее
ясные представления и образы;
в) бессознательное, т. е. область сознания, имею-
щая в своем составе представления, подавленные содер-
жаниями двух других уровней.
4. Каждое, находящееся на определенном уровне со-
знания представление может перемещаться с одного
уровня на другой в разные моменты времени.
5. Сознание человека находится в постоянной динами-
ке, оно не пассивно, и внутри его всегда есть более или
менее осознаваемые представления.
Английская
Ассоцианистическая психология в XIX в.
Ассоцианизм в XIX в. развивался под сильным влияни-
ем естествознания, физики, химии и биологии, а также
имел тесную связь с философией позитивизма. В своем
развитии ассоцианистическая психология прошла три
этапа.
1. Первый этап - начало XIX в. - расцвет ассоцианизма,
когда были созданы классические теории и разработаны ос-
новные положения этой концепции. Главными представите-
лями этого периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Ми л ль.
2. Второй этап - середина XIX в. - переломный период,
когда происходил пересмотр основных взглядов класси-
ческого ассоцианизма на предмет и методы исследова-
ния, что способствовало началу его кризиса. Это прояви-
лось в теориях Дж. Ст. Милля, А. Бэна.
3. Третий этап - конец XIX в. - кризис классического ас-
социанизма, обусловленный произошедшими на предыду-
щем этапе изменениями во взглядах, в область психоло-
гического исследования вводится метод эксперимента.
Представителями этого периода считаются Г. Эббингауз,
Т. Циген, Г. Э. Спенсер.
Заслугами ассоцианистов являются:
- введение в область психологического знания и даль-
нейшее развитие понятия опытного, прижизненного фор-
мирования содержаний сознания, что стимулировало
развитие педагогики и формирование многих законов
обучения и развития;
- введение понятия и теории ассоциации, которые так-
же оказали существенное влияние на изучение законов
приобретения знаний и научения;
Учение об ассоциациях Т. Брауна
Концепция Т. Брауна принадлежит к первому периоду
в развитии ассоцианизма XIX в., в ней содержатся основ-
ные идеи ассоцианистической психологии. Браун выдви-
гает следующие идеи об ассоциациях, сознании, мышле-
нии, ощущениях.
1. На появление в сознании той или иной ассоциации
влияют физиологические особенности индивида, напри-
мер природные задатки, состояние его здоровья, а также
особенности производимого внешним объектом воздей-
ствия на органы чувств (а именно их сила и новизна), ко-
торые, в свою очередь, продуцируют ощущения.
2. Процесс мышления определяется как выдвижение из
множества имеющихся у субъекта в опыте беспорядочных
ассоциаций той, которая максимально соответствует ре-
шению поставленной задачи.
3. Душевные явления не подчинены материальным суб-
станциям организма, в частности мозгу, а существуют по
собственным, внутренним законам, которые открываются
только в самонаблюдении.
4. Все душевные операции делятся на два вида: первый
вид - ассоциации, или простые внушения, и их основания
локализуются в различных участках мозга, второй вид - от-
носительные внушения - это все остальные связи.
5. Метод самонаблюдения является единственно вер-
ным методом исследования сознания.
6. Механистическое объяснение всех душевных явле-
ний: сложное душевное явление всегда сводимо к сумме
составляющих его более простых.
7. Биологизированное понимание человеческих по-
требностей, т, е. признание первичности жизненно важ-
36. Ас еская
А-
19