Немецкая эмпирическая психология

В XIX в. Концепция И. Ф. Гербарта

И. Ф. Гербарт (1776-1841), основоположник немецкой

эмпирической психологии, выдвигает следующие поло-

жения о природе человека.

1. Предметом любого психологического исследования

являются факты сознания, а методами их изучения - наб-

людение за другими, самонаблюдение, анализ продуктов

деятельности, но не эксперимент. Для получения досто-

верных фактов необходимо использование методов мате-

матики.

2. Простейшими элементами психики являются пред-

ставления, определяемые как возникающие под влияни-

ем внешних объектов образы восприятий.

3. Выделяются три уровня сознания, каждый из которых

вмещает в себя соответствующие ему по степени ясности

представления:

а) ясное сознание (апперцепция), содержанием

которого являются представления с максимальной степенью

ясности;

б) сознание (перцепция), вмещающее в себя менее

ясные представления и образы;

в) бессознательное, т. е. область сознания, имею-

щая в своем составе представления, подавленные содер-

жаниями двух других уровней.

4. Каждое, находящееся на определенном уровне со-

знания представление может перемещаться с одного

уровня на другой в разные моменты времени.

5. Сознание человека находится в постоянной динами-

ке, оно не пассивно, и внутри его всегда есть более или

менее осознаваемые представления.

Английская

Ассоцианистическая психология в XIX в.

Ассоцианизм в XIX в. развивался под сильным влияни-

ем естествознания, физики, химии и биологии, а также

имел тесную связь с философией позитивизма. В своем

развитии ассоцианистическая психология прошла три

этапа.

1. Первый этап - начало XIX в. - расцвет ассоцианизма,

когда были созданы классические теории и разработаны ос-

новные положения этой концепции. Главными представите-

лями этого периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Ми л ль.

2. Второй этап - середина XIX в. - переломный период,

когда происходил пересмотр основных взглядов класси-

ческого ассоцианизма на предмет и методы исследова-

ния, что способствовало началу его кризиса. Это прояви-

лось в теориях Дж. Ст. Милля, А. Бэна.

3. Третий этап - конец XIX в. - кризис классического ас-

социанизма, обусловленный произошедшими на предыду-

щем этапе изменениями во взглядах, в область психоло-

гического исследования вводится метод эксперимента.

Представителями этого периода считаются Г. Эббингауз,

Т. Циген, Г. Э. Спенсер.

Заслугами ассоцианистов являются:

- введение в область психологического знания и даль-

нейшее развитие понятия опытного, прижизненного фор-

мирования содержаний сознания, что стимулировало

развитие педагогики и формирование многих законов

обучения и развития;

- введение понятия и теории ассоциации, которые так-

же оказали существенное влияние на изучение законов

приобретения знаний и научения;

Учение об ассоциациях Т. Брауна

Концепция Т. Брауна принадлежит к первому периоду

в развитии ассоцианизма XIX в., в ней содержатся основ-

ные идеи ассоцианистической психологии. Браун выдви-

гает следующие идеи об ассоциациях, сознании, мышле-

нии, ощущениях.

1. На появление в сознании той или иной ассоциации

влияют физиологические особенности индивида, напри-

мер природные задатки, состояние его здоровья, а также

особенности производимого внешним объектом воздей-

ствия на органы чувств (а именно их сила и новизна), ко-

торые, в свою очередь, продуцируют ощущения.

2. Процесс мышления определяется как выдвижение из

множества имеющихся у субъекта в опыте беспорядочных

ассоциаций той, которая максимально соответствует ре-

шению поставленной задачи.

3. Душевные явления не подчинены материальным суб-

станциям организма, в частности мозгу, а существуют по

собственным, внутренним законам, которые открываются

только в самонаблюдении.

4. Все душевные операции делятся на два вида: первый

вид - ассоциации, или простые внушения, и их основания

локализуются в различных участках мозга, второй вид - от-

носительные внушения - это все остальные связи.

5. Метод самонаблюдения является единственно вер-

ным методом исследования сознания.

6. Механистическое объяснение всех душевных явле-

ний: сложное душевное явление всегда сводимо к сумме

составляющих его более простых.

7. Биологизированное понимание человеческих по-

требностей, т, е. признание первичности жизненно важ-

36. Ас еская

А-

19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: