Дж. Ст. Милль (1773-1836), английский историк и эко-
номист, является представителем классического ассо-
цианизма. Им утверждаются следующие законы функ-
ционирования и особенности психики человека.
1. Рассмотрение сознания с механистической точки
зрения, как машины, функционирующей на основе зако-
нов ассоциаций и не имеющей врожденных идей, а толь-
ко идеи и представления, полученные опытным путем и
сформированные из простейших ощущений.
2. Все идеи и представления формируются лишь на
основе ощущений по законам ассоциации, которые по-
зволяют идеям и представлениям изменяться, соединять-
ся и группироваться друг с другом.
3. Выделение трех основных законов формирования
ассоциаций:
- процесс зарождения и порядок идей через ассоциа-
цию их с исходными ощущениями зависят от состояния и
порядка существования оригиналов этих идей - самих
ощущений;
- сила и активность ассоциируемых ощущений: чем
сильнее оригинал, тем больше вероятность закрепления
за ним каких-либо идей;
|
|
- частота повторения ощущения прямо пропорцио-
нальна формированию идеи: чем чаще повторяется одно
и то же исходное ощущение, тем более вероятно закреп-
ление за ним соответствующей идеи.
4. Описание интеллектуальной деятельности, в част-
ности памяти, как поэтапного процесса припоминания
через ассоциацию:
- ≪узаконивание≫ самонаблюдения и эксперимента как
основных методов исследования в психологии.
У данной концепции существуют следующие недостат-
ки и заблуждения:
- признание только опытных, прижизненно сформиро-
ванных феноменов и содержаний сознания, выведение их
.-.г чувств и ощущений, отрицание врожденных особенно-
стей человека как имеющих достаточное влияние на его
развитие;
- описательность самой концепции, отсутствие средств
для объяснения процессов и явлений душевной жизни;
- отказ от изучения мышления, способностей, особен-
ностей поведения личности без привязывания их к фено-
мену ассоциации или области чувств и ощущений.
6. Выделяются следующие причины, обусловливающие
степень интенсивности, ясности представления и нахож-
дение его ка одном из трех уровней сознания:
- сила впечатления, обусловленная уровнем его значи-
мости для суСлл а;
- отсутствие препятствий (например, более сильных
впечатлений);
- прошлый опыт субъекта, его прошлые впечатления,
слияние которых с новым поступившим в сознание впе-
чатлением называлось ≪апперцепцией≫.
7. Чувства и воля как отдельные феномены в сознании
не присутствуют, а являются результатом взаимодейст-
вия представлений между собой через стеснение в созна-
|
|
нии одного или нескольких из них, и это вызывает чув-
ство неудовольствия, а также чувство удовольствия, если
происходит устранение этого стеснения.
- первый этап - появление некоторого эмоционально-
го представления, трактуемого индивидом как задача
вспомнить что-либо;
- второй этап - активное продуцирование ассоциаций
различного характера и содержания, следующих друг за
другом, и анализ каждой из этих ассоциаций на предмет
соответствия исходному представлению;
- третий этап - нахождение уже имеющейся в созна-
нии идеи, которая соответствует или ассоциируется с ис-
ходным, требующим припоминания представлением, и,
следовательно, припоминание этого представления на
основе найденной идеи.
ных потребностей во сне, отдыхе, пище, и отнесение их
к области чувственных процессов сознания на основании
определения потребности как ассоциации между двумя
чувствами - чувством неудовольствия как реакции на го-
лод или иной стимул и желанием удовлетворить это чув-
ство посредством какого-либо предмета или объекта.
В результате взаимодействия этих двух чувств возникает
ассоциация и, следовательно, потребность определенно-
го рода.
Ассоциативная психология А. Бэна
А. Бэн (1818-1903) является представителем третьего,
завершающего этапа в развитии ассоцианизма. В его тео-
рии наблюдается ряд отступлений от положений преды-
дущего этапа, в частности понимание ассоциации как
творческого процесса, учение о накоплении опыта с по-
мощью метода проб и ошибок и др. А. Бэн выдвигает сле-
дующие идеи ассоциативной психологии.
1. Рассмотрение процессов сознания через их связь
с телесной организацией и изучение тех явлений и уров-
ней психической жизни, которые имеют непосредствен-
ную и очевидную связь с физиологической составляющей
организма и минимально зависят от сознания. Такими
феноменами человеческой психики являются рефлексы,
навыки и инстинкты. Раньше этим феноменам не прида-
валось столь серьезного значения, и заслуга А. Бэна в том,
что он сделал эти явления предметом глубокого изуче-
ния, расширив тем самым область изучения психологии,
которая раньше сводилась исключительно к изучению
феноменов сознания.
2. Метод исследования - наблюдение и на его основе
описание фактов.
3. Произвольные движения рассматриваются как спон-
танные и имеют причину происхождения в активности нерв-
ной системы. С введением в область изучения понятия
спонтанности возникает понятие творческой активности.
4. Путь образования навыка лежит через ассоциацию
между каким-либо движением, совершенным организ-
мом, и чувством, вызванным этим движением. Механизм
формирования навыка сводится к возникновению ассо-
циации и ее закреплению с помощью селекции ощуще-
Теория эволюционного ассоцианизма
Герберта Спенсера
Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ,
в своей теории сближает психологию и биологию, исполь-
зуя для объяснения процессов и феноменов психики и по-
ведения учение о биологической эволюции. Предметом
изучения в психологии должно стать не только сознание,
но и поведение, рассматриваемое как связь сознания
с окружающей средой. Задача психологии - изучение со-
отношения и ассоциаций поведения с сознанием. Учение
Спенсера о психике содержит следующие основные поло-
жения.
1. Возникновение психики обусловлено спецификой
окружающей среды и условиями жизни, т. е. психика яв-
ляется механизмом адаптации организма к изменяющим-
ся условиям окружающей среды, ее задача - приспособ-
ление внутренних отношений к внешним.
2. Психика является высшей ступенью психического
развития человека, так как возникает не сразу, а посте-
|
|
пенно, и механизмом ее возникновения являются все бо-
лее усложняющиеся в процессе эволюции Вселенной
условия жизни.
3. Исходным этапом развития психики является воз-
никновение ощущения, обусловленного раздражимостью,
и на его основе формируется любое другое, более слож-
ное средство психической жизни.
4. Все средства приспособления индивида к окружаю-
щей среде располагаются в поле двух субъектов психики:
ощущение, память, воля, разум, интеллект находятся
в сознании и являются высшими формами приспособле-
ния, а рефлексы, инстинкты и навыки - в поведении и