Концепция Дж. Ст. Милля

Дж. Ст. Милль (1773-1836), английский историк и эко-

номист, является представителем классического ассо-

цианизма. Им утверждаются следующие законы функ-

ционирования и особенности психики человека.

1. Рассмотрение сознания с механистической точки

зрения, как машины, функционирующей на основе зако-

нов ассоциаций и не имеющей врожденных идей, а толь-

ко идеи и представления, полученные опытным путем и

сформированные из простейших ощущений.

2. Все идеи и представления формируются лишь на

основе ощущений по законам ассоциации, которые по-

зволяют идеям и представлениям изменяться, соединять-

ся и группироваться друг с другом.

3. Выделение трех основных законов формирования

ассоциаций:

- процесс зарождения и порядок идей через ассоциа-

цию их с исходными ощущениями зависят от состояния и

порядка существования оригиналов этих идей - самих

ощущений;

- сила и активность ассоциируемых ощущений: чем

сильнее оригинал, тем больше вероятность закрепления

за ним каких-либо идей;

- частота повторения ощущения прямо пропорцио-

нальна формированию идеи: чем чаще повторяется одно

и то же исходное ощущение, тем более вероятно закреп-

ление за ним соответствующей идеи.

4. Описание интеллектуальной деятельности, в част-

ности памяти, как поэтапного процесса припоминания

через ассоциацию:

- ≪узаконивание≫ самонаблюдения и эксперимента как

основных методов исследования в психологии.

У данной концепции существуют следующие недостат-

ки и заблуждения:

- признание только опытных, прижизненно сформиро-

ванных феноменов и содержаний сознания, выведение их

.-.г чувств и ощущений, отрицание врожденных особенно-

стей человека как имеющих достаточное влияние на его

развитие;

- описательность самой концепции, отсутствие средств

для объяснения процессов и явлений душевной жизни;

- отказ от изучения мышления, способностей, особен-

ностей поведения личности без привязывания их к фено-

мену ассоциации или области чувств и ощущений.

6. Выделяются следующие причины, обусловливающие

степень интенсивности, ясности представления и нахож-

дение его ка одном из трех уровней сознания:

- сила впечатления, обусловленная уровнем его значи-

мости для суСлл а;

- отсутствие препятствий (например, более сильных

впечатлений);

- прошлый опыт субъекта, его прошлые впечатления,

слияние которых с новым поступившим в сознание впе-

чатлением называлось ≪апперцепцией≫.

7. Чувства и воля как отдельные феномены в сознании

не присутствуют, а являются результатом взаимодейст-

вия представлений между собой через стеснение в созна-

нии одного или нескольких из них, и это вызывает чув-

ство неудовольствия, а также чувство удовольствия, если

происходит устранение этого стеснения.

- первый этап - появление некоторого эмоционально-

го представления, трактуемого индивидом как задача

вспомнить что-либо;

- второй этап - активное продуцирование ассоциаций

различного характера и содержания, следующих друг за

другом, и анализ каждой из этих ассоциаций на предмет

соответствия исходному представлению;

- третий этап - нахождение уже имеющейся в созна-

нии идеи, которая соответствует или ассоциируется с ис-

ходным, требующим припоминания представлением, и,

следовательно, припоминание этого представления на

основе найденной идеи.

ных потребностей во сне, отдыхе, пище, и отнесение их

к области чувственных процессов сознания на основании

определения потребности как ассоциации между двумя

чувствами - чувством неудовольствия как реакции на го-

лод или иной стимул и желанием удовлетворить это чув-

ство посредством какого-либо предмета или объекта.

В результате взаимодействия этих двух чувств возникает

ассоциация и, следовательно, потребность определенно-

го рода.

Ассоциативная психология А. Бэна

А. Бэн (1818-1903) является представителем третьего,

завершающего этапа в развитии ассоцианизма. В его тео-

рии наблюдается ряд отступлений от положений преды-

дущего этапа, в частности понимание ассоциации как

творческого процесса, учение о накоплении опыта с по-

мощью метода проб и ошибок и др. А. Бэн выдвигает сле-

дующие идеи ассоциативной психологии.

1. Рассмотрение процессов сознания через их связь

с телесной организацией и изучение тех явлений и уров-

ней психической жизни, которые имеют непосредствен-

ную и очевидную связь с физиологической составляющей

организма и минимально зависят от сознания. Такими

феноменами человеческой психики являются рефлексы,

навыки и инстинкты. Раньше этим феноменам не прида-

валось столь серьезного значения, и заслуга А. Бэна в том,

что он сделал эти явления предметом глубокого изуче-

ния, расширив тем самым область изучения психологии,

которая раньше сводилась исключительно к изучению

феноменов сознания.

2. Метод исследования - наблюдение и на его основе

описание фактов.

3. Произвольные движения рассматриваются как спон-

танные и имеют причину происхождения в активности нерв-

ной системы. С введением в область изучения понятия

спонтанности возникает понятие творческой активности.

4. Путь образования навыка лежит через ассоциацию

между каким-либо движением, совершенным организ-

мом, и чувством, вызванным этим движением. Механизм

формирования навыка сводится к возникновению ассо-

циации и ее закреплению с помощью селекции ощуще-

Теория эволюционного ассоцианизма

Герберта Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ,

в своей теории сближает психологию и биологию, исполь-

зуя для объяснения процессов и феноменов психики и по-

ведения учение о биологической эволюции. Предметом

изучения в психологии должно стать не только сознание,

но и поведение, рассматриваемое как связь сознания

с окружающей средой. Задача психологии - изучение со-

отношения и ассоциаций поведения с сознанием. Учение

Спенсера о психике содержит следующие основные поло-

жения.

1. Возникновение психики обусловлено спецификой

окружающей среды и условиями жизни, т. е. психика яв-

ляется механизмом адаптации организма к изменяющим-

ся условиям окружающей среды, ее задача - приспособ-

ление внутренних отношений к внешним.

2. Психика является высшей ступенью психического

развития человека, так как возникает не сразу, а посте-

пенно, и механизмом ее возникновения являются все бо-

лее усложняющиеся в процессе эволюции Вселенной

условия жизни.

3. Исходным этапом развития психики является воз-

никновение ощущения, обусловленного раздражимостью,

и на его основе формируется любое другое, более слож-

ное средство психической жизни.

4. Все средства приспособления индивида к окружаю-

щей среде располагаются в поле двух субъектов психики:

ощущение, память, воля, разум, интеллект находятся

в сознании и являются высшими формами приспособле-

ния, а рефлексы, инстинкты и навыки - в поведении и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: