Ч. Дарвина на развитие психологии
Эволюционная теория Ч. Дарвина содержит в себе
следующие основные положения.
1. Главным фактором выживания организмов в постоянно
угрожающей их существованию внешней среде является ес-
тественный отбор, который вынуждает особь приспосабли-
ваться и одновременно с этим безжалостно истребляет все,
чему не удалось справиться с трудностями среды.
2. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее
эффективно приспособиться; при этом выжившие в борь-
бе за существование передают свои свойства потомству.
3. Поскольку естественный отбор отсекает все ненуж-
ное для жизни, то он истребляет и психические функции,
не способствующие приспособлению, т. е. психика рас-
сматривается как элемент адаптации организма к внеш-
ней среде.
Теория Дарвина оказала сильнейшее влияние на разви-
тие психологии и явилась одной из предпосылок станов-
ления психологии как самостоятельной науки.
1. Изменение предмета психологии на основе
принципа соотношения ≪организм - среда≫ с изучения со-
знания индивида на изучение его поведения во внешней
среде, которая является фактором, детерминирующим
его психическую жизнь.
2. Введение фактора изменчивости организма под
действием внешней среды: организм рассматривает-
ся не как пассивная неизменная машина со сформиро-
ванными физическими и психологическими функциями,
а как активная, постоянно меняющаяся под действием
внешних факторов сущность.
Развитие психофизики и психометрии.
Закон Вебера-Фехнера
Эрнст Вебер (1795-1878) стоял у истоков психофи-
зики и психометрии. Он исследовал зависимость ощуще-
ний от вызывающих их внешних физических стимулов,
используя экспериментальный метод и математические
расчеты, показал, что индивид начинает различать изме-
нение силы ощущения в первую очередь из-за разницы
между силой первого и второго раздражителей, причем
у каждого вида раздражителя может быть свой порог раз-
личия ощущения, и эта величина постоянна для каждого
из видов.
В дальнейшем Густав Теодор Фехнер (1801-1887)
разрабатывал законы зависимости ощущений от силы
вызывающих их раздражителей и выдвинул следующие
идеи:
1. Различие между ощущениями, вызванными двумя
одинаковыми стимулами, зависит от первоначальной ве-
личины этих раздражителей.
2. Введение термина ≪порог ощущений и разностный
порог≫, означающего ту минимальную разницу, которую
испытывает в своих ощущениях индивид при изменении
силы и качества раздражителя.
3. Введение закона Вебера-Фехнера, суть которого
заключается в том, что интенсивность ощущения пропор-
циональна логарифму интенсивности раздражителя: для
того чтобы осуществился рост интенсивности ощущения
в арифметической прогрессии, необходим рост величины
стимула в геометрической прогрессии.
Благодаря разработанным в недрах психофизики и
психометрии теориям и используемым методам исследо-
21
понимаются как автоматизмы, т. е. низшие формы приспо-
собления.
5. Ассоциации - это механизмы, обусловливающие при-
способление и адаптацию индивида к окружающей среде.
6. Сознание не является ≪чистым листом≫, а имеет в сво-
ем составе как связи, сформированные под воздействи-
ем внешних объектов и являющиеся результатом накоп-
ленного при жизни индивидуального опыта, так и связи,
имеющие наследственную природу.
7. Разум, интеллект, являясь высшей формой приспо-
собления, имеет решающее значение для успешной адап-
тации и выживания организма в условиях постоянно из-
меняющейся внешней среды.
ний, т. е. отсева неподходящих и сохранения подходящих
из всех присутствующих в опыте ощущений методом проб
и ошибок.
5. Учение об ассоциациях Бэна является главным пунк-
том его отхода от классического ассоцианизма, так как
вводится понятие творческой ассоциации как способно-
сти ума составлять новые комбинации, отличные от тех,
которые были сформированы опытным путем. Изменяет-
ся само понятие ассоциации, ранее объясняемое как ком-
бинация прежних впечатлений.
психология начинает свой путь как самостоятель-
ная наука. Используемый Г. Фехнером метод математи-
ческих исчислений и выведенный на основе этого метода
закон чувствительности индивида (закон Вебера-Фехне-
ра) позволили психологии осуществлять исследования,
основанные не на домыслах, но имеющие точные матема-
тические методы проверки и изучения взаимоотношений
между психическим и физическим, включающие в себя
такие понятия, как эксперимент, число, меру, а также
в дальнейшем распространить эти методы и выведенный
с их помощью закон и на другие отрасли и области психо-
логии, например на изучение критериев принятия реше-
ний, эмоциональных состояний. Большой отклик теория
Фехнера нашла в психодиагностике.
3. Возникновение зоопсихологии как отрасли пси-
хологии, изучающей различия психики человека и живот-
ного на основе принципа происхождения человека от жи-
вотного.
4. Развитие возрастной психологии, понимающей
эволюцию ребенка с точки зрения законов общей эволю-
ции человечества и сформировавшей общие законы оп-
тимального развития ребенка, например знание так
называемых сензитивных периодов в формировании каж-
дой функции психики, когда внешнее воздействие на нее
именно в этот период обеспечивает наиболее высокую
степень развития.
5. Возникновение дифференциальной психоло-
гии, предметом которой стало изучение индивидуальных
различий между людьми и факторов, обусловливающих
эти различия.
22
41. Влияние исследований Г. Гельмгольца






