Влияние эволюционной теории

Ч. Дарвина на развитие психологии

Эволюционная теория Ч. Дарвина содержит в себе

следующие основные положения.

1. Главным фактором выживания организмов в постоянно

угрожающей их существованию внешней среде является ес-

тественный отбор, который вынуждает особь приспосабли-

ваться и одновременно с этим безжалостно истребляет все,

чему не удалось справиться с трудностями среды.

2. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее

эффективно приспособиться; при этом выжившие в борь-

бе за существование передают свои свойства потомству.

3. Поскольку естественный отбор отсекает все ненуж-

ное для жизни, то он истребляет и психические функции,

не способствующие приспособлению, т. е. психика рас-

сматривается как элемент адаптации организма к внеш-

ней среде.

Теория Дарвина оказала сильнейшее влияние на разви-

тие психологии и явилась одной из предпосылок станов-

ления психологии как самостоятельной науки.

1. Изменение предмета психологии на основе

принципа соотношения ≪организм - среда≫ с изучения со-

знания индивида на изучение его поведения во внешней

среде, которая является фактором, детерминирующим

его психическую жизнь.

2. Введение фактора изменчивости организма под

действием внешней среды: организм рассматривает-

ся не как пассивная неизменная машина со сформиро-

ванными физическими и психологическими функциями,

а как активная, постоянно меняющаяся под действием

внешних факторов сущность.

Развитие психофизики и психометрии.

Закон Вебера-Фехнера

Эрнст Вебер (1795-1878) стоял у истоков психофи-

зики и психометрии. Он исследовал зависимость ощуще-

ний от вызывающих их внешних физических стимулов,

используя экспериментальный метод и математические

расчеты, показал, что индивид начинает различать изме-

нение силы ощущения в первую очередь из-за разницы

между силой первого и второго раздражителей, причем

у каждого вида раздражителя может быть свой порог раз-

личия ощущения, и эта величина постоянна для каждого

из видов.

В дальнейшем Густав Теодор Фехнер (1801-1887)

разрабатывал законы зависимости ощущений от силы

вызывающих их раздражителей и выдвинул следующие

идеи:

1. Различие между ощущениями, вызванными двумя

одинаковыми стимулами, зависит от первоначальной ве-

личины этих раздражителей.

2. Введение термина ≪порог ощущений и разностный

порог≫, означающего ту минимальную разницу, которую

испытывает в своих ощущениях индивид при изменении

силы и качества раздражителя.

3. Введение закона Вебера-Фехнера, суть которого

заключается в том, что интенсивность ощущения пропор-

циональна логарифму интенсивности раздражителя: для

того чтобы осуществился рост интенсивности ощущения

в арифметической прогрессии, необходим рост величины

стимула в геометрической прогрессии.

Благодаря разработанным в недрах психофизики и

психометрии теориям и используемым методам исследо-

21

понимаются как автоматизмы, т. е. низшие формы приспо-

собления.

5. Ассоциации - это механизмы, обусловливающие при-

способление и адаптацию индивида к окружающей среде.

6. Сознание не является ≪чистым листом≫, а имеет в сво-

ем составе как связи, сформированные под воздействи-

ем внешних объектов и являющиеся результатом накоп-

ленного при жизни индивидуального опыта, так и связи,

имеющие наследственную природу.

7. Разум, интеллект, являясь высшей формой приспо-

собления, имеет решающее значение для успешной адап-

тации и выживания организма в условиях постоянно из-

меняющейся внешней среды.

ний, т. е. отсева неподходящих и сохранения подходящих

из всех присутствующих в опыте ощущений методом проб

и ошибок.

5. Учение об ассоциациях Бэна является главным пунк-

том его отхода от классического ассоцианизма, так как

вводится понятие творческой ассоциации как способно-

сти ума составлять новые комбинации, отличные от тех,

которые были сформированы опытным путем. Изменяет-

ся само понятие ассоциации, ранее объясняемое как ком-

бинация прежних впечатлений.

психология начинает свой путь как самостоятель-

ная наука. Используемый Г. Фехнером метод математи-

ческих исчислений и выведенный на основе этого метода

закон чувствительности индивида (закон Вебера-Фехне-

ра) позволили психологии осуществлять исследования,

основанные не на домыслах, но имеющие точные матема-

тические методы проверки и изучения взаимоотношений

между психическим и физическим, включающие в себя

такие понятия, как эксперимент, число, меру, а также

в дальнейшем распространить эти методы и выведенный

с их помощью закон и на другие отрасли и области психо-

логии, например на изучение критериев принятия реше-

ний, эмоциональных состояний. Большой отклик теория

Фехнера нашла в психодиагностике.

3. Возникновение зоопсихологии как отрасли пси-

хологии, изучающей различия психики человека и живот-

ного на основе принципа происхождения человека от жи-

вотного.

4. Развитие возрастной психологии, понимающей

эволюцию ребенка с точки зрения законов общей эволю-

ции человечества и сформировавшей общие законы оп-

тимального развития ребенка, например знание так

называемых сензитивных периодов в формировании каж-

дой функции психики, когда внешнее воздействие на нее

именно в этот период обеспечивает наиболее высокую

степень развития.

5. Возникновение дифференциальной психоло-

гии, предметом которой стало изучение индивидуальных

различий между людьми и факторов, обусловливающих

эти различия.

22

41. Влияние исследований Г. Гельмгольца




double arrow
Сейчас читают про: