Наборный шрифт: структура, эволюция форм, классификации

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Факультет                             Дизайна                                                   

Кафедра                                           Дизайна                                                    

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине        Проектирование                                               

 

 

Студента                          Мишкина Мария Александровна                      

 

 

На тему: Шрифты типа новых гротесков 50-е гг. XX в. на примере гарнитуры         

      Универс (Univers), особенности формообразования, сфера применения       

 

Автор работы:                                                           

_ Мишкина М.А. _______                                                     ___________________

 (ФИО)                                                                                                                  (подпись)

 

Научный руководитель:                                                      

Ст. преподаватель Волохов М. С.                                     ___________________

 (ученая степень, звание, ФИО)                                                                                    (подпись)

 

                                                                                   Дата сдачи:

                                                                                   «_22_»_ декабря______2015_г.

                                                                                       

                                                                                   Дата защиты:

                                                                                    «_22_» _декабря_____2015_г.

                                                                                                                    

                                                                                   Оценка: __________________

 

 

Москва 2015


МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра                                                         Дизайна                                                   

Дисциплина                                           Проектирование                                                

Факультет                                                      группа                 ГР09ДИв5510      

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

 

Студенту                                Мишкина Мария Александровна                                  

(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель           Ст. преподаватель кафедры дизайна Волохов М. С.

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Тема:        Шрифты типа новых гротесков 50-е гг. XX в. на примере гарнитуры                     

           Универс (Univers), особенности формообразования, сфера применения                   

 (утверждена на заседании кафедры «___»______2015 г. протокол №____)

 

Целевая установка:

Выявить актуальность предложенной темы, обозначить основные проблемные         

моменты материала. Показать связь формообразования шрифта с этапами               технологического развития книгопечатания и стилистическими особенностями         культурного контекста эпохи.                                                                                              

Основные вопросы, подлежащие разработке:

1) Актуальность заявленной темы, цели и задачи работы и практическая ценность

 исследования.                                               

2) Наборный шрифт: структура, эволюция форм, классификации.                                 

3) Элементы современного наборного шрифта. Терминология.                                            

4) Пластические особенности, сфера применения и состав гарнитуры, заявленной в теме.

 

Основная литература и интернет ресурсы:

1. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения. –М., 1985

2. Аронов В. Р. Эльзевиры. –М., 1975

3. Лазурский В. В. Альд и альдины. –М., 1977

4. Книгопечатание как искусство. Типографы и издатели XVIII–XX веков о секретах своего ремесла. Антология. –М., 1987

5. Смирнов С. И. Шрифт и шрифтовой плакат. –М., 1988, 1990

6. Проненко Л. И. Каллиграфия для всех. –М., 1990

7. Птахова И. Простая красота буквы. –СПб., 1997

1. Karen Cheng. Designing type. London, 2005

2. Ефимов В. Великие шрифты. Часть 1–2. –М. 2006

3. Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. –М. 2006, 2012

4. Роберт Брингхерст. Основы стиля в типографике. –М. 2006

5. Королькова А. Живая типографика. -М. 2007

6. Каталог ПараТайп. «Цифровые шрифты». –М., 2004, 2008 (два тома)

7. www.paratype.ru,

8. www.letterhead.ru



Оглавление

 

 

Введение ………………...…………………………………….…………......…… 3

1. Наборный шрифт: структура, эволюция форм, классификации............. 6

1.1 История наборного шрифта.………..........................................................……6

1.2 Классификации наборного шрифта....…….…….…….....…......................…9

Эстетические и технические характеристики

шрифтов ……………………................................................................................ 16

2.1.Эстетические и технические особенности шрифтов типа гротеск.....…...16

2.2. Гарнитура Univers, как характерный представитель типа гротеск…..........19

Заключение ………………………………………………………...............….…23

Список использованных источников ………………….............………….…..25

Приложения (практическая часть)........................................................…..……. 26

 

 



Введение

       В данной работе мной были рассмотрены структура наборного шрифта, классификации шрифтов, эволюция их форм. Для этого были выбраны издания, где авторами-создателями шрифтов были описаны изменения шрифтовой палитры каждого периода человеческой жизни. Я узнала варианты оформления наборного шрифта, гарнитуру и кегль шрифта.

В течение значительных исторических временных периодов вместе с общим образом жизни человеческой общности меняется также и чувственное восприятие человека. Способ и образ организации чувственного восприятия человека - средства, которыми оно обеспечивается - обусловлены не только природными, но и историческими факторами. Также и менялась писменность человека, и совершенствуясь шрифты преобрели классификации.

Передача сообщений часто осуществляется при помощи текста, то есть, с использованием шрифта и типографики - искусства размещения информации в печатном или электронном формате. Шрифт участвует в коммуникации самым непосредственным образом: он придает сообщению визуальный образ, обеспечивает важнейшие информационные процессы: хранение информации, её передачу и обработку.

От начертания, цвета, размера шрифта во многом зависит реакция зрителя на представленное сообщение. Для восприятия, осмысления и оценки этих возможностей шрифта нужно обладать визуальной культурой, воспитывать которую необходимо с детства. Особенно значима визуальная культура для педагога-художника, так как именно учитель изобразительного искусства призван воспитывать вкус, эстетическое отношение и визуальную культуру у подрастающего поколения. Но здесь проявляется противоречие: развитие визуальной культуры необходимо современному человеку как часть его общей культуры, однако оно не входит в педагогические задачи современного образования. Таким образом, возникает проблема: как обеспечить условия развития визуальной культуры будущих преподавателей изобразительного искусства, и каковы пути её формирования?

На основании обозначенной проблемы определена тема курсовой работы: «Шрифты типа новых гротесков 50-е гг. XX в. на примере гарнитур        

Универс (Univers), особенности формообразования, сфера применения».

Объект исследования - учебная деятельность по изучению искусства шрифта и сфера его применения.

Предмет исследования – шрифты типа новых гротесков 50-х годов XX века.

    Цель исследования - Выявить актуальность предложенной темы, обозначить основные проблемные моменты материала. Показать связь формообразования шрифта с этапами технологического развития книгопечатания и стилистическими особенностями        культурного контекста эпохи.
       Задачи исследования:

1. Выявить и теоретически обосновать полезность знаний о искусстве шрифта;

2. Изучить шрифты типа новых гротесков 50-х годов XX века на примере гарнитуры Универс; отдельно изучить гарнитуру Univers. Развитие визуальной культуры шрифтов.

        Гипотеза исследования.

Развитие визуальной культуры будет эффективно, если:

- визуальная культура понимается как культура эстетического взаимодействия человека с визуальными художественными образами, и состоит из трех взаимосвязанных процессов: восприятие визуальной информации, выражение личностной оценки, создание выразительных визуальных образов;

- шрифт понимается как эстетическая ценность, важная часть художественно-коммуникативной системы, и, сообразно своей синтетической основе -пластической, конструктивной, семантической - осваивается в условиях междисциплинарной интеграции;

- разработана модель развития визуальной культуры студентов, которая реализуется средствами комплексной педагогической технологии.

Для современного общества характерны рост количества и качества знаний вследствие технического и научного прогресса. Это порождает увеличение интенсивности коммуникаций и развитие систем передачи знаний. Возникает явный спрос на максимальную скорость и насыщенность потока информации. Из трех путей передачи информации - визуального, аудиального и кинестетического, это может обеспечить прежде всего визуальный способ. Аудиальный способ существенно проигрывает из-за линейного характера внимания адресата и большой зависимости от времени.

       Графическая выразительность слова достигается образностью шрифта, ритмическим строем и целостностью шрифтовой композиции. Шрифт проходит через все средства наглядной агитации и в зависимости от тематики должен иметь такой рисунок, который более точно передает настроение: пафос и романтику, призыв и спокойствие, лирику, ассоциацию, юмор и т.д.
       В дизайнерской работе не обойтись без шрифта, который является важным, а иногда и решающим элементом композиции любого плаката или рекламы. Без шрифта не выполнить художественного оформления книги или журнала, не нарисовать красочную этикетку.
       Мы не задумываемся, почему именно этим шрифтом выполнена реклама или плакат, заглавие на книжной обложке или надпись на вывеске магазина. Между тем предупреждающую об опасности надпись выполняют буквами, которые легко читаются на расстоянии и сразу бросаются в глаза, приковывают наше внимание. Выполняя тревожную и броскую или спокойную и малозаметную надпись, дизайнер ищет наиболее подходящий по рисунку шрифт: строгий или свободный, контурный или оттененный, плакатный или декоративный.         




Наборный шрифт: структура, эволюция форм, классификации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: