Эстетические и технические особенности шрифтов типа Гротеск

Шрифты без засечек. Называются также рубленые шрифты, Grotesk (в Германии), Grotesque (в Англии иФранции), Gothic (в Америке). Впервые наборные шрифты без засечек появились в начале XIX века в Англии, хотя подобная форма знаков применялась еще в надписях античной Греции. Вначале применялись исключительно как акцидентные, но в ХХ веке стали использоваться для набора текста. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. В соответствии с формой овалов, наличием или отсутствием контраста, степенью открытости знаков и степенью разноширинности гротески делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические. Иногда к гуманистическим гротескам относят также так называемую ленточную антикву – умеренно контрастный шрифт без засечек, конструкция которого повторяет один из видов антиквы.

 

 

Старые гротески (Grotesque)

Первый гротеск появился в 1816 году в Англии. Самые первые из появившихся гротексков. К ним относятся Franklin Gothic и Akzidenze Grotesk. По форме букв они очень близки к гарнитурам антиквы, за вычетом засечек. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма.

 

 

Новые гротески (Neogrotesques)

Новые гротески развивают принципы построения старых гротесков. Они появились в 50х годах ХХ века и были вызваны к жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что

позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего до значительного.

Примерами новых гротесков являются всем известные гарнитуры: MS Sans Serif, Arial, Helvetica и Univers.

 

 

Гуманистические гротески (Humanist)

Как реакция на чрезмерно геометризированную форму геометрических гротесков, в 30х годах ХХ века вАнглии появились гротески нового типа, форма, структура и пропорции которых непосредственно базировались на конструкции антиквы старого стиля. В последнее время эти гротески получили широкое распространение как самостоятельные гарнитуры, так и в составе супер гарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква и гротеск). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между штрихами. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние.

К гуманистическим гротескам можно отнести гарнитуры Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande. Они гораздо «каллиграфичнее» остальных гротесков, и самые удобочитаемые (отсюда и их популярность в качестве шрифтов для основных текстов на сайтах). Под каллиграфичностью подразумевается большая контрастность в толщине штрихов.

 

Геометрические гротески (Geometric Sans-Serifs)

Геометрические гротески принципиально строятся на основе простейших геометрических форм — окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Обычно, «О» повторяет форму круга, а буква «а» — круг с хвостиком. Геометрические гротески почти никогда не используют для набора основных текстов. Эти шрифты появились в 30-е годы ХХ века в Германии под воздействием идей конструктивизма и школы дизайна Баухауз. Это, как правило, открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было не очень большим, близким по пропорциям к антикве старого стиля. Однако во 2-й половине ХХ века были разработаны геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику

 

 

 

2.2. Гарнитура Универс (Univers), как характерный представитель типа Гротеск.

 

 

Univers — шрифт, разработаный Адрианом Фрутигером (Adrian Frutiger) имеет массу сходств со шрифтом Helvetica. Univers спроектирован таким образом, что он может легко быть прочитан с длинных расстояний по сравнению с другими шрифтами. Поэтому он находит частое применение в дорожных знаках, используется множеством авиакомпаний. Примерами выдающиеся фирм, которые использовали этот шрифт являются Swiss International Air Lines, Deutsche Bank и Frankfurt airport.

Шрифт Универс был спроектирован в 1957 году тогда еще сравнительно молодым швейцарским дизайнером Адрианом Фрутигером (Adrian Frutiger) для французской фирмы Деберни и Пеньо (Deberny & Peignot), а затем был лицензирован многим шрифтовым производителям

Универс был одним из первых шрифтовых проектов, разработанных сразу для металлического набора и фотонабора; одной из первых гарнитур, спроектированных системно, как большое количество взаимосвязанных начертаний, предлагаемых одновременно, и, возможно, первой гарнитурой, разработанной для универсального лицензирования. Стремясь к швейцарской объективности, Фрутигер впервые разработал и применил в своем проекте (21 начертание) двухзначную цифровую систему обозначений, как средство легко отличать одно начертание от другого.

Он отказался от традиционного словесного способа обозначения начертаний, например, как светлое (Light), нормальное (Regular), полужирное (Demi), жирное (Bold) и т.д. из-за его нестрогости, поскольку в разных гарнитурах близкие начертания могут быть описаны разными терминами. Первая цифра в системе Фрутигера обозначает насыщенность начертания, или толщину штрихов: от сверхсветлого (3) до сверхжирного (8). Вторая цифра обозначает пропорции, или степень ширины среднего знака: чем меньше цифра, тем шире начертание. Кроме того, прямые начертания обозначаются нечетной второй цифрой, а наклонные или курсивные — четной. Универс 55 таким образом — прямое нормальное (по цвету и пропорциям) начертание.

Опираясь на него, были разработаны остальные начертания. Для того, чтобы все вариации начертаний внутри гарнитуры могли применяться совместно друг с другом, Фрутигер тщательно сбалансировал внутри системы как черты единства, так и различия.

Проектируя Универс, Фрутигер инициировал тенденцию к увеличенному очку строчных. Все штрихи в его знаках отличаются по толщине весьма незначительно (однако сильнее, чем в Хельветике), то есть шрифт почти неконтрастный, но суровая геометрия обычного гротеска заменена в Универсе весьма тонкими модификациями формы, компенсирующими оптические иллюзии.

Другие определяющие характеристики включают горизонтальные концы закругляющихся штрихов у таких знаков, как C, S, a, c, e, g, s, слегка заквадраченный овал у буквы О, квадратные точки у строчных i и j, скошенный обрез верхнего выносного элемента у t и отсутствие нижнего "кольца" у g. Характерна форма строчного a, чей полуовал сверху примыкает к основному штриху почти под прямым углом, а внизу справа отсутствует закругление основного штриха. Диагональные штрихи буквы К соединяются под углом практически в одной точке, а у G внизу справа отсутствует шпора. Как и многие гротески такого типа, Универсимеет только наклонные (а не курсивные) начертания. Угол наклона при этом довольно значительный — 17 градусов.

 Фрутигер очистил рисунок Универса от большинства причудливых особенностей традиционных гротесков, и в результате получился хорошо читаемый универсальный шрифт как для текстового набора, так и для акциденции. Универс продолжает широко применяться в системах визуальных коммуникаций из-за его простоты и ясности. Как гротесковый текстовой шрифт, благодаря своей удобочитаемости он выдерживает конкуренцию с наиболее широко применяемыми антиквенными шрифтами.

 

 

Шрифт Univers фирмы Deberny & Peignot

В 1998 году фирма Линотайп (Linotype) выпустила улучшенную версию Универса, названную Линотайп Универс (Linotype Univers), в 59 начертаниях с девятью ступенями насыщенности. Эта гарнитура, как и ее предшественник, системно спроектирована, но имеет, в отличие от Универса, трехзначную цифровую систему обозначений, где вторая цифра обозначает пропорции, а третья наклон знака.

Univers - один из наиболее важных шрифтов за последние полвека. Важный аспект шрифта Univers - его модульность, и надо это иметь в виду. Удивительная стройность и удобочитаемость позволяет использовать его в самых разных типографических ситуациях. Большинство антиквенных шрифтов работают с Univers очень хорошо. Не следует применять Univers с Helvetica, однако такии гротески, как Antique Olive (особенно контрастные с Univers начертания), ГТС Avant Garde Gothic или Gill Sans при умелом использовании могут дать идивительно тонкие сочетания.

 


 


Заключение

В ходе написания курсовой работы мной были раскрыты профессиональные задачи, которые можно решить, используя ресурсы интернета, учебную литературу. Самой важной задачей является исследование классификации шрифтов на примере гарнитуры Univers, которые позволяют автоматизировать работу.

При написании курсового проекта мной была изучена специальная литература, включающая в себя статьи и учебники по информационным технологиям, описаны теоретические аспекты и раскрыты ключевые понятия исследования, рассмотрено практическое применение табличных процессоров.

За последние десятилетия произошли значительные изменения не только в том, что мы говорим, но и в том, как мы говорим и как понимаем. По мере того, как перед типографикой возникают новые задачи, появляются новые носители информации и тексты с новым содержанием, требования к рисунку букв становятся день ото дня все изощреннее. Форма букв, составляющих слово, так же как и его значение, стала играть важную роль в определении смысла послания (а также того, предназначено ли оно для нас или нет). Типографика как никогда раньше стала близка каждому из нас.

Как и большинство сфер дизайна, типографика включает в себя элементы науки, искусства, философии и мастерства. Если мы воспринимаем типографику, как средство передачи человеку чего-то понятного — то речь идет о науке. Например, в 1929 г. в журнале D. G. Paterson и M. A. Tinker под названием “Исследования типографических факторов, влияющих на скорость чтения: II. Размер шрифта”, они обнаружили, что 10ый размер способствует быстрому чтению.

Кроме того, в каждой компьютерной программе есть множество шрифтов всех цветов и размеров. В зависимости от того, что пользователь производит в такой программе, он использует определенный шрифт, основанный на его собственном восприятии того, что этот шрифт для него значит.

 

Специалисты в области графического или веб-дизайна создают свои собственные шрифты, а также редактируют оформление букв; все эти факторы, которые похожи на граффити или каллиграфию. Можно выбрать любую среду для создания типографики. Чернила на бумаге, краска по дереву, все, что угодно. Создание типографики — это искусство и мастерство. Кто-то когда-то нарисовал все эти шрифты, которые мы так любим.

Будь то, как в старые времена, когда изготовляли штамп для печатной машинки или сегодня, когда рисунки сканируются и обрабатываются в компьютере. К счастью для нас есть люди, и, возможно, это вы, с большой страстью к типографике.

В данной работе мы познакомились с историей создания шрифтов, развитием и изменением шрифтов в зависимости от эпохи и с их разнообразием. В течение многих столетий шрифты видоизменялись и изобретались новые. Мы будем продолжать следить за изменениями среди популярных шрифтов каждого десятилетия. Просто сравните сегодняшнюю рекламную типографику с типографикой 60-х годов. Возникает непередаваемое чувство при виде этих букв.

Мы можем изучать ее с наукой, анализировать ее с философией, наслаждаться ею с искусством и создавать ее с мастерством. А можем просто любить типографику!

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: