Этапы научного творчества

Л. С. Выготского

Лев Семенович Выготский (1896-1934) является одной

из самых выдающихся личностей отечественной психоло-

гии XX в. Все его научное творчество делится на 2 периода:

гомельский и московский.

Гомельский период. В 1917 г. - исследовательская

работа, организация психологического кабинета. Основ-

ные идеи: 1) отрицание самонаблюдения как метода реф-

лексологии; 2) слияние рефлексологии и психологии на

основании феномена речевого рефлекса, так как он является

и телесным актом, т. е. отражает поведение человека,

и субъективным переживанием сознания; 3) опора на

условно-рефлекторный принцип объяснения поведения.

Московский период делится на три этапа:

Первый этап (1924-1927). Особенностями этого этапа

являются:

- работа ≪Психология искусства≫, центральной идеей

которой стала концепция об особой форме реакции - эс-

тетической;

- выведение двух факторов детерминации психиче-

ских явлений - социального и культурного. Культурный

фактор проявляется в образе речевых реакций, включаю-

щих как реальное поведение организма, так и значение

слова.

Второй этап (1927-1931) назван инструментальной

психологией и имеет следующие особенности.

- разработка схемы ≪стимул - стимул - реакция≫

взамен старой ≪стимул - реакция≫, в качестве посредника

между стимулом и ответной реакцией выступал особый

стимул-знак;

t

- * •

Деятельностный подход

В отечественной психологии

В трудах С. Л. Рубинштейна

В советский период развития отечественной психоло-

гии деятельностный подход был центральной концепцией.

В рамках этого подхода разрабатывались теория лично-

сти, понимание предметов и задач психологии как науки,

педагогические концепции. Центральной идеей выступал

постулат о единстве сознания и деятельности, которая рас-

сматривалась с марксистской точки зрения, проповедую-

щей труд как основную форму взаимоотношения человека

со средой. Принципы деятельностного подхода активно раз-

рабатывались в трудах советских ученых С. Л. Рубинштейна

и А. Н. Леонтьева.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) развивал

следующие идеи деятельностного подхода.

1. Всякое действие человека исходит из мотивов и на-

правляется на цель.

2. Деятельность и сознание образуют единство. Сам

факт осознания своей деятельности изменяет характер ее

протекания и, таким образом, перестает быть простой со-

вокупностью ответных реакций на внешние раздражители.

3. Осознанность действия зависит от отношения, скла-

дывающегося в ходе самой деятельности. Сознательное

действие - это не действие, которое сопровождается со-

знанием.

4. Поведение человека не сводится к простой совокупно-

сти реакций, оно включает систему сознательных действий,

которые отличаются от реакции иным отношением к объекту.

5. Действие - это сознательный акт деятельности, ко-

торый направляется на объект, и оно становится поступ-

Понятие о деятельности

В трудах А. Н. Леонтьева

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) в своих

трудах развивал общее понятие о деятельности. Он раз-

работал общепсихологическую теорию деятельности,

ставшую фундаментальной для отечественной науки.

Главным трудом, раскрывающим суть деятельностного

подхода, стала работа Леонтьева Деятельность. Созна-

ние. Личность. В своей теории деятельности Леонтьев

выдвигал следующие научные идеи.

1. Деятельность есть процесс, осуществляющий жизнь

субъекта, и его целью является удовлетворение предмет-

ных потребностей субъекта.

2. Предметные потребности определяются как внутрен-

ние состояния организма.

3. Развитие деятельности приводит к возникновению

психического отражения реальности в ходе эволюции, т. е.

деятельность порождает психическую жизнь.

4. Деятельность, помимо объективного отражения реаль-

ности, переводит образ в объективно-предметную форму,

которая может быть вещественной или идеальной (т. е.

нематериальной). Язык является формой отражения об-

раза в индивидуальном сознании.

5. Существует несколько стадий развития психики в он-

тогенезе:

- элементарная сенсорная психика;

- перцептивная психика (т. е. формирование образа);

- стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и

адаптации организма в среде).

6. В каждом возрасте у человека существует ведущая

деятельность. (Это положение послужило основой для со-

Отечественная психология


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: