Развитие психологии в России в конце XIX - начале XX в.
тесно связано с мировым развитием экспериментальной
психологии, приобретающей в этот период все большую
популярность. Многие из отечественных ученых, получив
образование в Германии и вернувшись на родину, откры-
вали свои лаборатории, где активно использовали в ис-
следованиях метод эксперимента. Так, в Одессе лаборато-
рию при Новороссийском университете открыл Н. Н. Ланге,
а в Казани при психиатрической клинике эксперимен-
тальная лаборатория была открыта В. М. Бехтеревым, ко-
торый, впоследствии переехав в Петербург, совместно
с А. Ф. Лазурским открыл в 1907 г. лабораторию при Пси-
хоневрологическом институте. В Москве Г. И. Челпановым
создается Институт экспериментальной психологии, где
разрабатывается проблематика данной отрасли психологии.
В этот период многие ученые начинают использовать в ка-
честве метода исследования естественный эксперимент.
Мировой триумф эволюционного учения Ч. Дарвина, не
|
|
обошедший стороной и Россию и нашедший здесь массу
поклонников, также способствует развитию эксперимен-
тальной психологии в нашей стране. Именно в России
проблема поведения получила наиболее глубокую и де-
тальную разработку и было создано несколько фундамен-
тальных школ, исследующих эту проблему. Таким образом,
психология как наука о поведении, возникшая в период
≪открытого кризиса≫, названная бихевиоризмом и полу-
чившая такую гопу^ярност' s Америке, а впоследствии и
е мире аозникя •≪-≪-я г •••. России, и у ее истоков стояли
такии ь≫,дные ^ьчыл^н,;, -л /ченые, как И. У. Сеченов,
41
Созданная Роджерсом концепция личности имеет ог-
ромную популярность, а разработанный им метод психоте-
рапии, ориентированный на клиента, активно используется
как в психологическом консультировании, так и в психо-
терапии. Также на его основе был создан метод группо-
вой психотерапии и коррекции, основанный на посеще-
нии так называемых ≪групп встреч≫. В настоящее время
этот метод групповой работы является одним из веду-
щих, причем не только в психологии, но и в медицине и
педагогике.
всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения.
Этот процесс характеризуется как личностный рост, на-
правленный на развитие своего потенциала на макси-
мальном уровне. В этом заключается самоактуализация
личности.
5. Путем достижения самоактуализации для человека
как существа социального, а следовательно, наталкиваю-
щегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигае-
мым обществом, является нахождение оптимального и
гармоничного взаимодействия, когда не происходит от-
|
|
чуждения от своей природы и своего Я и в то же время
человек на нужном уровне взаимодействует с обществом.
И. П. Павлов, В. М. Бехтерев и А. А. Ухтомский. Однако
различия в путях развития отечественной науки о поведе-
нии и американского бихевиоризма связаны в первую
очередь с разными социально-культурными условиями.
Таким образом, экспериментальная психология в Рос-
сии имеет свой, отличный от западного путь развития.
К концу XIX в. отечественная психология имела свои от-
Личительные особенности.
1. Антропоцентризм и рассмотрение исторических и
социальных изменений с точки зрения человека и его
практической пользы.
2. Ориентация науки на практическое применение.
3. Упор на нравственные и этические проблемы в ис-
следованиях человеческой природы и построении психо-
логических концепций.
4. Изучение исторических аспектов этических проблем
человека.
5. Сверхличные элементы сознания понимались в ключе
их нравственной составляющей.
42
8 1. Психологические идеи И. М. Сеченова
И. М. Сеченов (1829-1905) считается основоположни-
ком отечественной научной психологии как науки о пове-
дении. Сеченов выдвигал следующие идеи о поведении
индивида и его внутренней и внешней природе.
1. Внешняя деятельность человека может быть объяс-
нена с помощью уже известной рефлекторной схемы,
при этом не происходит вмешательства бестелесных
внешних сил.
2. Все психические акты развиваются путем рефлекса,
причем последний есть отражение переданного в мозг
раздражения.
3. Схема психического процесса такая же, как и схема
рефлекса, но при этом имеет форму рефлекторного коль-
ца, состоящего из четырех этапов:
— первый этап: происходит внешнее воздействие, и орга-
низм через свою способность к чувствованию специфики
раздражителя получает информацию о той среде, в кото-
рой ему предстоит функционировать. Качество стимула и
среды распознается через сенсорные окончания мышцы,
которая наделена способностью мыслить и определять
контекст пространства и времени, где совершается
действие;
— второй этап: включается деятельность центральной
нервной системы по посылке адекватной реакции, а также
происходит преобразование сигнала в психический образ
внешней среды;
— третий этап: происходит реакция органа, выраженная
в движении, поступке или речи;
— четвертый этап (отсутствует в классической схеме
рефлекса): происходит отправка от мышцы обратного сиг-
82. Учение И. П. П;
Об условно-рефлекторной деятельности
Иван Петрович Павлов (1849-1936) - продолжатель
учения Сеченова о рефлексах. Разработанное Павловым
учение о поведении повлияло на возникновение многих
зарубежных и отечественных течений, крупнейшим из ко-
торых был бихевиоризм.