Экспериментальной психологии в России

Развитие психологии в России в конце XIX - начале XX в.

тесно связано с мировым развитием экспериментальной

психологии, приобретающей в этот период все большую

популярность. Многие из отечественных ученых, получив

образование в Германии и вернувшись на родину, откры-

вали свои лаборатории, где активно использовали в ис-

следованиях метод эксперимента. Так, в Одессе лаборато-

рию при Новороссийском университете открыл Н. Н. Ланге,

а в Казани при психиатрической клинике эксперимен-

тальная лаборатория была открыта В. М. Бехтеревым, ко-

торый, впоследствии переехав в Петербург, совместно

с А. Ф. Лазурским открыл в 1907 г. лабораторию при Пси-

хоневрологическом институте. В Москве Г. И. Челпановым

создается Институт экспериментальной психологии, где

разрабатывается проблематика данной отрасли психологии.

В этот период многие ученые начинают использовать в ка-

честве метода исследования естественный эксперимент.

Мировой триумф эволюционного учения Ч. Дарвина, не

обошедший стороной и Россию и нашедший здесь массу

поклонников, также способствует развитию эксперимен-

тальной психологии в нашей стране. Именно в России

проблема поведения получила наиболее глубокую и де-

тальную разработку и было создано несколько фундамен-

тальных школ, исследующих эту проблему. Таким образом,

психология как наука о поведении, возникшая в период

≪открытого кризиса≫, названная бихевиоризмом и полу-

чившая такую гопу^ярност' s Америке, а впоследствии и

е мире аозникя •≪-≪-я г •••. России, и у ее истоков стояли

такии ь≫,дные ^ьчыл^н,;, /ченые, как И. У. Сеченов,

41

Созданная Роджерсом концепция личности имеет ог-

ромную популярность, а разработанный им метод психоте-

рапии, ориентированный на клиента, активно используется

как в психологическом консультировании, так и в психо-

терапии. Также на его основе был создан метод группо-

вой психотерапии и коррекции, основанный на посеще-

нии так называемых ≪групп встреч≫. В настоящее время

этот метод групповой работы является одним из веду-

щих, причем не только в психологии, но и в медицине и

педагогике.

всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения.

Этот процесс характеризуется как личностный рост, на-

правленный на развитие своего потенциала на макси-

мальном уровне. В этом заключается самоактуализация

личности.

5. Путем достижения самоактуализации для человека

как существа социального, а следовательно, наталкиваю-

щегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигае-

мым обществом, является нахождение оптимального и

гармоничного взаимодействия, когда не происходит от-

чуждения от своей природы и своего Я и в то же время

человек на нужном уровне взаимодействует с обществом.

И. П. Павлов, В. М. Бехтерев и А. А. Ухтомский. Однако

различия в путях развития отечественной науки о поведе-

нии и американского бихевиоризма связаны в первую

очередь с разными социально-культурными условиями.

Таким образом, экспериментальная психология в Рос-

сии имеет свой, отличный от западного путь развития.

К концу XIX в. отечественная психология имела свои от-

Личительные особенности.

1. Антропоцентризм и рассмотрение исторических и

социальных изменений с точки зрения человека и его

практической пользы.

2. Ориентация науки на практическое применение.

3. Упор на нравственные и этические проблемы в ис-

следованиях человеческой природы и построении психо-

логических концепций.

4. Изучение исторических аспектов этических проблем

человека.

5. Сверхличные элементы сознания понимались в ключе

их нравственной составляющей.

42

8 1. Психологические идеи И. М. Сеченова

И. М. Сеченов (1829-1905) считается основоположни-

ком отечественной научной психологии как науки о пове-

дении. Сеченов выдвигал следующие идеи о поведении

индивида и его внутренней и внешней природе.

1. Внешняя деятельность человека может быть объяс-

нена с помощью уже известной рефлекторной схемы,

при этом не происходит вмешательства бестелесных

внешних сил.

2. Все психические акты развиваются путем рефлекса,

причем последний есть отражение переданного в мозг

раздражения.

3. Схема психического процесса такая же, как и схема

рефлекса, но при этом имеет форму рефлекторного коль-

ца, состоящего из четырех этапов:

— первый этап: происходит внешнее воздействие, и орга-

низм через свою способность к чувствованию специфики

раздражителя получает информацию о той среде, в кото-

рой ему предстоит функционировать. Качество стимула и

среды распознается через сенсорные окончания мышцы,

которая наделена способностью мыслить и определять

контекст пространства и времени, где совершается

действие;

— второй этап: включается деятельность центральной

нервной системы по посылке адекватной реакции, а также

происходит преобразование сигнала в психический образ

внешней среды;

— третий этап: происходит реакция органа, выраженная

в движении, поступке или речи;

— четвертый этап (отсутствует в классической схеме

рефлекса): происходит отправка от мышцы обратного сиг-

82. Учение И. П. П;

Об условно-рефлекторной деятельности

Иван Петрович Павлов (1849-1936) - продолжатель

учения Сеченова о рефлексах. Разработанное Павловым

учение о поведении повлияло на возникновение многих

зарубежных и отечественных течений, крупнейшим из ко-

торых был бихевиоризм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: