В постсоветский период

Наравне с общим историческим кризисом в России

в середине 90-х гг. XX в. сложился и внутренний научный

кризис в развитии психологии.

1. Отказ от марксистской ориентации в научном по-

знании, серьезная критика отечественных теорий, раз-

работанных в советское время, в частности теории

деятельности и ее принципа о неразрывной связи со-

знания и деятельности. Сегодня эта теория, пересмот-

рев некоторые положения, не отвечающие современ-

ной реальности, пользуется авторитетом как у нас в стране,

так и на Западе.

2. Анализ и корректировка тех теорий, которые были

созданы в советский период, и адаптация этих теорий

к современной жизни и выдвигаемым ею требованиям.

3. Распространение аутентичных концепций советских

психологов, претерпевших гонения и запреты, налажива-

ние связи с мировой психологической общественностью,

потерянной в годы ≪железного занавеса≫, интеграция за-

падных научных подходов и концепций.

4. Психологические разработки во многих областях: ис-

следования познавательных процессов в общей психоло-

гии, создание новых направлений и выработка отвечающих

современности идей в теории личности и социальной пси-

хологии.

5. Создание в 1995 г. Российского психологического

общества при президиуме РАН и начало выхода журнала

Психологическое обозрение. 31 января 1996 г. в Моск-

ве состоялась Первая всероссийская конференция по

психологии Психология сегодня.

ком по мере того, как его отношение к субъекту преврати-

лось в сознательное отношение.

6. Деятельность понимается как взаимодействие субъек-

та с окружающим миром; это процесс, через который реа-

лизуется отношение человека к окружающему миру и че-

рез который его психика становится познаваема для других.

В работе Рубинштейна Основы общей психологии -

одном из важнейших его трудов - были сведены воедино

почти все теоретические и эмпирические достижения со-

ветской психологии 30-х гг. Здесь рассматриваются пси-

хика, сознание и личность в контексте их развития.

- знак - это инструмент, превращающий психику че-

рез изменение первичных природных процессов (память,

внимание и т. п.) из природной (биологической) в куль-

турную (историческую). Этот процесс развития сознания

называется интериоризированием информации, а пер-

вичные природные процессы - высшими психическими

функциями.

Третий этап (1931-1934): книга Мышление и речь,

где знаки рассматриваются с точки зрения их эволюцион-

ного значения. Изучаются следующие проблемы:

- взаимосвязь мотивации и познавательных процессов;

- соотношение обучения и воспитания, введение в эту

сферу понятия зона ближайшего развития: только то

обучение является действенным, которое забегает вперед

развития.

6. Сближение науки с практикой с учетом современного

развития общества, появление новых отраслей практи-

ческой психологии: психология менеджмента, рекламы,

активное использование психологических знаний в области

управления и развития человеческих ресурсов в бизнесе.

7. Развитие психологического консультирования и пси-

хотерапии, психологической службы в школе, где основ-

ная задача - работа с индивидуальными трудностями че-

ловека.

Психология из академической науки превращается

в практическую дисциплину, имеющую широкий спектр

применения и позволяющую использовать свои знания и

наработки в большинстве сфер современной жизни -

политике, экономике, праве, медицине, военном деле,

образовании, менеджменте и др.

зданной Д. Б. Элькониным периодизации психического

развития ребенка).

7. Всю совокупность человеческого опыта можно раз-

делить на три вида: индивидуальный, видовой и социаль-

ный, которые наличествуют у каждого человека.

Идеи А. Н. Леонтьева оказали сильнейшее влияние на

развитие большинства отраслей отечественной психоло-

гии - социальной, детской, педагогической, инженерной,

патопсихологии, зоопсихологии, эргономики. Более того,

идеи его положили начало развитию этих отраслей психо-

логии в СССР. Как и С. Л. Рубинштейн, Леонтьев является

одним из основателей отечественной психологии.

46

Содержание

История психологии как самостоятельная наука 3

Методологические основы истории психологии 3

Представления о психике в первобытном сознании и античности 3

Психологические идеи Гераклита и Демокрита 3

Психологические идеи Сократа 5

Психологические идеи Платона 5

Психологические идеи Аристотеля 5

Проблема аффектов в античной психологии 5

Теория темперамента в античной психологии 7

Направления развития античной психологии 7

Этапы развития психологии в период от античности до Нового времени 7

Развитие психологии в Европе в эпоху Средневековья 7

Психологические идеи у философов Средневековья Аврелия Августина и Фомы Аквинского 9

Развитие психологии в эпоху Возрождения 9

Психология и ее предмет в Новое время и в эпоху Просвещения 9

Психологические идеи Фрэнсиса Бэкона 9

Концепция тела и души, дуализм в философии Р. Декарта 11

Понятия рационализма и мышления в философии Р. Декарта 11

Теория познания и теория аффектов Б. Спинозы 11

Представления о психике и сознании у Лейбница 11

Эмпирическая психология Томаса Гоббса 13

Понятия сознания и опыта, души и ассоциаций у Дж. Локка 13

Основные направления развития психологической мысли в эпоху Просвещения 13

Ассоциативная психология Давида Гартли 13

Понятие способностей у Гартли 15

Понятие ассоциации у Дэвида Юма 15

Понятие сознания у Джорджа Беркли 15

Становление французской эмпирической психологии в XVIII в 15

Учение об ощущениях Э. Кондильяка 17

Причины различия умственных способностей человека по К. Гельвецию 17

Концепция воспитаниях. Ж. Руссо 17

Отечественная психологическая мысль в эпоху Просвещения 17

Немецкая эмпирическая психология в XIX в. Концепция И. Ф. Гербарта 19

Английская ассоцианистическая психология в XIX в 19

Учение об ассоциациях Т. Брауна 19

Ассоцианистическая концепция Дж. Ст. Милля 19

Ассоциативная психология А. Бэна 21

Теория эволюционного ассоцианизма Герберта Спенсера 21

Влияние эволюционной теории Ч. Дарвина на развитие психологии 21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: