Гуманистической психологии

Впервые термин ≪гуманистическая психология≫ был ис-

пользован Г. Олпортом в 30-е гг. XX в. В качестве течения

гуманистическая психология сформировалась в 60-е гг.

усилиями Р. Мэя, А. Маслоу, К. Роджерса. Возникнув как

противостоящая традиционному психоанализу и бихевио-

ризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной

философии, гуманистическая психология выдвига-

ла свои идеи в понимании природы

1. Целостный подход к личности, которую нельзя раз-

ложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные

процессы, фиксации и проекции и т. д.), внимание к ин-

дивидуальным особенностям каждой личности.

2. Важнейшими характеристиками личности являются

свобода в принятии решений, самостоятельность и опора

на себя, независимость от внешних факторов - инстинк-

тов, раздражителей, бессознательных стремлений или

предписанных ролей.

3. Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и

его жизненные цели - это самореализация, решение цен-

ностных и смысловых вопросов, нравственного выбора.

4. Ориентация на изучение не познавательных способ-

ностей, а общечеловеческих качеств: способности к люб-

ви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации

своего потенциала, спонтанности, игре, юмору.

5. Предметом исследования в психологии должна стать

здоровая творческая личность.

6. Применение феноменологических и экзистенциаль-

ных методов исследования личности, изучение не при-

чинно-следственных связей и ответ на вопрос ≪почему?≫,

39

ня психики и рассмотрение ≪Эго≫ как не менее важной

в развитии личности и независимой от бессознательных

импульсов ≪Оно≫ структуры.

4. Теория Вильгельма Райха: признание необходимости

полного сексуального раскрепощения человека, что спо-

собствовало бы установлению подлинно человеческих

(естественных) взаимоотношений в любви, труде и по-

знании.

Идеи неофрейдизма, несмотря на некоторую ограничен-

ность своих психологических концепций, имели огромное

влияние на общественную жизнь, этику, культуру и впо-

следствии дали множество интересных ответвлений и

концепций.

моотношения между личностью и обществом, Адлер лишь

констатирует, что человек от природы является социаль-

ным существом. Разумеется, одного этого недостаточно

для понимания подлинных связей и отношений в общест-

венной жизни. Поскольку раскрытие социальных детер-

минант человеческого поведения проводится Адлером на

бессознательном мотивационном уровне развития чело-

веческой психики, то и результаты такого рассмотрения

страдают психологической ограниченностью.

а описание самого феномена состояния и ответ на во-

прос- как?

Направления в развитии гуманистической пси-

хологии. В рамках гуманистической психологии сложи-

лись два различных подхода: первый разрабатывался

Р. Мэем и был очень близок к экзистенциальной психоло-

гии, поскольку делал акцент на проблемах и трудностях

личностного выбора, ответственности в определении

смысла существования и пр. Представители второго под-

хода - Маслоу и Роджерс - постулировали изначальную

конструктивность и позитивность психики человека.

Направления критики когнитивной психологии

1. Отсутствие единой теории личности и единой схемы

объяснения познавательных процессов, выдвинутые идеи

имеют сильное сходство с пониманием характера и спе-

цифики познавательных процессов в интроспективной

психологии.

2. Низкая экологическая валидность, т. е. соответствие

взглядов будущим прогнозам.

3. Культура не рассматривается как фактор влияния на

развитие познавательных способностей индивида.

В настоящее время в русле когнитивной психологии,

претерпевшей кризис, развивается новая исследователь-

ская программа, которая изучает язык как центральную

символическую систему, используемую индивидом при

решении различных задач.

40 Гуманистическая психология А. Маслоу

Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал собственную

теорию, названную им гуманистической психологией,

в середине прошлого века. Постулировал идею антидокт-

ринерства: абсолютизация любой, даже самой удачной

теории недопустима, и все теории должны взаимодопол-

нять друг друга. Принцип изучения здоровой личности

применялся в исследовании личностных качеств лучших

представителей человечества с целью понимания истин-

ных возможностей человека. На основе полученных ре-

зультатов была создана теория потребностей, которая

включает в себя следующие положения.

1. Потребности человека имеют иерархическую струк-

туру, и человек развивается в соответствии с актуальны-

ми для него потребностями.

2. Удовлетворение потребности, стоящей на более вы-

соком уровне, невозможно без удовлетворения низшей

потребности, эта потребность не может возникнуть, пока

низшая потребность не удовлетворена хотя бы мини-

мально, что для каждого человека индивидуально.

3. В этой иерархии существуют следующие потребности:

- физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

- потребности в безопасности (стабильность, порядок);

- потребность в любви и принадлежности (семья, друж-

ба, любовь);

- потребность в уважении (самоуважение, признание);

- потребность в самоактуализации (развитие способ-

ностей).

4. Самоактуализация означает умение понять себя,

свою природу, причем это не раз и навсегда свершив-

шееся действо, а постоянный процесс, идущий в течение

t

Направления в развитии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: