Впервые термин ≪гуманистическая психология≫ был ис-
пользован Г. Олпортом в 30-е гг. XX в. В качестве течения
гуманистическая психология сформировалась в 60-е гг.
усилиями Р. Мэя, А. Маслоу, К. Роджерса. Возникнув как
противостоящая традиционному психоанализу и бихевио-
ризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной
философии, гуманистическая психология выдвига-
ла свои идеи в понимании природы •
1. Целостный подход к личности, которую нельзя раз-
ложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные
процессы, фиксации и проекции и т. д.), внимание к ин-
дивидуальным особенностям каждой личности.
2. Важнейшими характеристиками личности являются
свобода в принятии решений, самостоятельность и опора
на себя, независимость от внешних факторов - инстинк-
тов, раздражителей, бессознательных стремлений или
предписанных ролей.
3. Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и
его жизненные цели - это самореализация, решение цен-
ностных и смысловых вопросов, нравственного выбора.
|
|
4. Ориентация на изучение не познавательных способ-
ностей, а общечеловеческих качеств: способности к люб-
ви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации
своего потенциала, спонтанности, игре, юмору.
5. Предметом исследования в психологии должна стать
здоровая творческая личность.
6. Применение феноменологических и экзистенциаль-
ных методов исследования личности, изучение не при-
чинно-следственных связей и ответ на вопрос ≪почему?≫,
39
ня психики и рассмотрение ≪Эго≫ как не менее важной
в развитии личности и независимой от бессознательных
импульсов ≪Оно≫ структуры.
4. Теория Вильгельма Райха: признание необходимости
полного сексуального раскрепощения человека, что спо-
собствовало бы установлению подлинно человеческих
(естественных) взаимоотношений в любви, труде и по-
знании.
Идеи неофрейдизма, несмотря на некоторую ограничен-
ность своих психологических концепций, имели огромное
влияние на общественную жизнь, этику, культуру и впо-
следствии дали множество интересных ответвлений и
концепций.
моотношения между личностью и обществом, Адлер лишь
констатирует, что человек от природы является социаль-
ным существом. Разумеется, одного этого недостаточно
для понимания подлинных связей и отношений в общест-
венной жизни. Поскольку раскрытие социальных детер-
минант человеческого поведения проводится Адлером на
бессознательном мотивационном уровне развития чело-
веческой психики, то и результаты такого рассмотрения
страдают психологической ограниченностью.
|
|
а описание самого феномена состояния и ответ на во-
прос- как?
Направления в развитии гуманистической пси-
хологии. В рамках гуманистической психологии сложи-
лись два различных подхода: первый разрабатывался
Р. Мэем и был очень близок к экзистенциальной психоло-
гии, поскольку делал акцент на проблемах и трудностях
личностного выбора, ответственности в определении
смысла существования и пр. Представители второго под-
хода - Маслоу и Роджерс - постулировали изначальную
конструктивность и позитивность психики человека.
Направления критики когнитивной психологии
1. Отсутствие единой теории личности и единой схемы
объяснения познавательных процессов, выдвинутые идеи
имеют сильное сходство с пониманием характера и спе-
цифики познавательных процессов в интроспективной
психологии.
2. Низкая экологическая валидность, т. е. соответствие
взглядов будущим прогнозам.
3. Культура не рассматривается как фактор влияния на
развитие познавательных способностей индивида.
В настоящее время в русле когнитивной психологии,
претерпевшей кризис, развивается новая исследователь-
ская программа, которая изучает язык как центральную
символическую систему, используемую индивидом при
решении различных задач.
40 Гуманистическая психология А. Маслоу
Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал собственную
теорию, названную им гуманистической психологией,
в середине прошлого века. Постулировал идею антидокт-
ринерства: абсолютизация любой, даже самой удачной
теории недопустима, и все теории должны взаимодопол-
нять друг друга. Принцип изучения здоровой личности
применялся в исследовании личностных качеств лучших
представителей человечества с целью понимания истин-
ных возможностей человека. На основе полученных ре-
зультатов была создана теория потребностей, которая
включает в себя следующие положения.
1. Потребности человека имеют иерархическую струк-
туру, и человек развивается в соответствии с актуальны-
ми для него потребностями.
2. Удовлетворение потребности, стоящей на более вы-
соком уровне, невозможно без удовлетворения низшей
потребности, эта потребность не может возникнуть, пока
низшая потребность не удовлетворена хотя бы мини-
мально, что для каждого человека индивидуально.
3. В этой иерархии существуют следующие потребности:
- физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);
- потребности в безопасности (стабильность, порядок);
- потребность в любви и принадлежности (семья, друж-
ба, любовь);
- потребность в уважении (самоуважение, признание);
- потребность в самоактуализации (развитие способ-
ностей).
4. Самоактуализация означает умение понять себя,
свою природу, причем это не раз и навсегда свершив-
шееся действо, а постоянный процесс, идущий в течение
t
Направления в развитии