Профессиональные ориентации современного студенчества

Рассмотрим исследование, проведённое Е.Л. Могильчак[14]. Исследование было проведено в 16 государственных вузах г, Екатеринбурга. Опрашивались студенты 1-5 курсов в декабре 2003 г. - феврале 2004 г.

Объем квотной выборки составил 664 человека. Выборочные пропорции по полу, курсу и форме обучения (госбюджетная-контрактная) соответствовали процентным показателям, полученным в областном управлении статистики. В качестве контрольного признака выступал такой показатель, как проживание в общежитии, ошибка репрезентативности по нему составила 4,2%, что позволяет полагать, что и по исследуемым признакам отклонение выборочных показателей от генеральных не превышало указанной величины. Будет голословным распространение результатов данного исследования на все российское студенчество, однако некоторые характеристики, совпадающие с данными других авторов, позволяют предположить, что полученная в ходе данного исследования картина ориентаций студентов и их факторов может оказаться идентичной для студентов крупных российских городов, типичным представителем которых выступает г. Екатеринбург,

Рассмотрим, прежде всего трудовые установки студентов. Трудовые ориентации замерялись относительно труда как ценности, содержания трудовой деятельности и ее норм, а также личных качеств, требуемых в трудовой деятельности.

Рассмотрим такой аспект, как ориентация на трудовую деятельность. Работа может выполнять в жизни человека чисто прагматические функции и быть исключительно средством заработка, но с ее помощью могут реализоваться и другие потребности - в активности, общении, самореализации и т.д. В этом случае человек стремится к трудовой деятельности даже в том случае, если получил крупные финансовые средства, позволяющие жить не работая. Каждый пятый опрошенный студент не стал бы работать в случае наличия больших денег. Это означает, что у них неразвита потребность в труде как таковом. Характерно, что остальные обследуемые разделились на две примерно равные части - 37% в данной ситуации все равно бы работали, а 42% не смогли однозначно определиться, как бы они себя повели. Если сравнить эти данные с данными представленными в работе Н.А Вершининой[15] (80% опрошенных не работали бы, если бы были хорошо обеспеченны), то получается, что данная тенденция достаточно устойчива.

Студенты, имеющие постоянную работу, чаще, чем другие категории, даже при наличии высокого уровня жизни, продолжали бы работать. Однако, в случае низкой оплаты труда они сочли бы морально оправданным работать, не напрягаясь. У них проявляется ориентация на труд, но труд справедливо оплачиваемый. В целом 32,2% студентов имели на момент опроса оплачиваемую работу - постоянную или временную. У большей части опрошенных ориентация на совмещение учебы с заработками является результатом недостаточно хорошего материального положения, а не стремления достичь высокого финансового обеспечения. Работают, будучи в той или иной мере удовлетворенными финансовым положением, всего 11,4% от выборочной совокупности, или примерно одна треть имеющих работу.

По данным опроса 21% студентов работает именно для того, чтобы определиться с трудоустройством после окончания учебы.

В группе удовлетворенных финансовым положением и работающих гораздо чаще, чем в целом по совокупности, встречаются люди, живущие в отдельной квартире с родителями, причем оба родителя обычно имеют высшее образование. По всей вероятности, они и помогают детям получить работу, задействовав собственные социальные связи. Наоборот, менее обеспеченные студенты, как показывают данные общероссийского опроса, значительно реже уверены в том, что их работа поможет им при трудоустройстве[16]. Так, иногородние студенты, проживающие в общежитии и одновременно неудовлетворенные собственным финансовым положением, занимаются оплачиваемой работой значительно реже.

Однако нужно отметить, что они лучше учатся. Скорее всего эти молодые люди не верят в эффективность работы в смысле дальнейшего трудоустройства и считают более оптимальным вложение сил в учебную деятельность. Как и в случае первой группы, это характеризует их направленность на реализацию долговременного экономического интереса.

Если рассматривать ориентацию на интересное содержание труда. То нетрудно заметить, что требования содержательного труда и высокой его оплаты очень часто вступают в противоречие друг с другом. Занимаясь интересной работой, люди не всегда имеют возможность получать за нее достойное вознаграждение. Применительно к студенчеству имеет смысл говорить прежде всего о структурных ограничениях на саму возможность освоения интересующей их профессии. Речь идет прежде всего о финансовых возможностях семьи. Результаты исследования[17], свидетельствуют; только 10- 15% студентов выбрали вузовскую специальность осмысленно, главенствующую же роль здесь сыграли сопутствующие факторы, в том числе финансовые возможности семьи.

Результаты рассматриваемого исследования также указывают на ограничивающую роль финансового фактора в процессе профессионального самоопределения студентов. Так, ориентация на интересную работу существенно растет с повышением удовлетворенности выбранной профессией только в группе студентов, которые удовлетворены финансовым положением, В группе студентов неудовлетворенных финансовым положением такого роста не наблюдается. Можно сделать вывод, что хорошие финансовые условия дают возможность молодому человеку реализовать свободу профессионального выбора в соответствии со склонностями и интересами, пусть даже используя платное обучение. Мы выяснили, что среди студентов, обучающихся на платной основе, удовлетворенные профессией встречаются чаще, чем в целом по совокупности. Эти данные согласуются с результатами исследований других авторов: студенты коммерческих вузов, например, при выборе профессии ориентируются в первую очередь на интерес к профессии, а не на возможность приличного заработка, как многие обучающиеся в государственных учебных заведениях[18].

Для юношей характерна взаимосвязь значения интересной работы и удовлетворенности финансовым положением. У девушек такой связи не наблюдается. Именно платное образование позволяет мужчинам, которые в два раза чаще используют контрактную форму обучения, выбирать удовлетворяющую их профессию. Ориентация же студенток на интересную работу реализуется в выбранной профессии реже, это и вызывает ее более слабую корреляцию с удовлетворенностью жизнью. Так, среди юношей, четко ориентированных на интересную работу, удовлетворенные профессией составляют 42,1%, а среди девушек - всего лишь 25,8%[19], Здесь явно присутствуют отношения неравенства. Девушки значительно лучше учатся и в два раза реже используют платную форму обучения. Значит, родители вкладывают в них меньше денег, чем в юношей, а это предполагает наличие больших трудовых усилий в учебной деятельности еще на этапе поступления в вуз. В то же время возможностей реализовать ориентацию на интересную работу и иметь высокую удовлетворенность профессией - у студенток меньше. Нужно учитывать и то, что оплачиваемую работу они имеют не реже, чем молодые люди.

Неверно утверждать, что родители чаще вкладывают деньги в образование детей мужского пола, исходя из гендерных предубеждений; это связано скорее с более низкой успеваемостью школьников по сравнению со школьницами. Однако, в связи с более низкой экономической эффективностью платного образования у девушек, возникает опасность постепенного формирования у родителей ориентации на предпочтение вложения денег в образование сыновей, а не дочерей.

Рассмотрим ориентацию студентов на труд руководителя и бизнесмена. Предрасположенности к занятию управленческой деятельностью в качестве руководителя, а также бизнесом замерялись исследователями, прежде всего, как индикаторы склонности к деловой активности, которая может оказать влияние на другие установки студентов. В самую большую группу, выделенную на основе сочетания значений двух вышеназванных переменных, входят студенты, считающие развитой у себя склонность к работе руководителем и одновременно указавшие, что могли бы заниматься бизнесом. Эта группа составляет более 41% от выборочной совокупности. Вместе с имеющими склонность к занятию хотя бы одним из указанных видов деятельности, общая численность такой категории составила более двух третей всех опрошенных. Эти данные сходны с результатами исследования В.П. Соколова и И.О. Щербаковой, которые указывают на то, что 70% студентов видят себя в будущем в качестве владельца частной фирмы[20].

Полученные сведения свидетельствуют о широкой распространенности в студенческой среде предрасположенности к деловой активности. С одной стороны, это положительный факт, так как в стране не хватает хороших руководителей и предпринимателей. С другой стороны, опасным является формирование избытка людей, желающих заниматься управленческой и предпринимательской деятельностью, по сравнению с потребностями общества в квалифицированных специалистах.

Студенты, которые дают максимально возможную оценку склонности к работе руководителем, чаще, по сравнению с другими группами, не стали бы работать при наличии больших денег. Это определяется повышенной значимостью ценности материального благополучия, которая была зафиксирована исследователями в данной группе. В целом склонность к руководству положительно связана с ориентацией на ценность материального благополучия. Но указанная взаимозависимость является крайне слабой в группе студентов, где оба родителя имеют высшее образование. По всей вероятности, высокий образовательный уровень отца и матери послужил фактором формирования такого отношения к руководящей работе, при котором она не является средством реализации других целей. Склонность к руководству статистически значимо связана с желанием работать даже при наличии большой суммы денег, т.е. с ориентацией на реализацию потребности в труде. Таким образом, в данной подгруппе положительное отношение к работе руководителя связано прежде всего с содержанием этого занятия, а не с его экономическими последствиями. Отчасти это может быть связано с более высоким уровнем удовлетворенности материальными условиями жизни тех молодых людей, которые имеют обоих родителей с высшим образованием.

С усилением ориентации на руководство людьми повышается удовлетворенность студентов жизнью.[21] Именно данная ориентация, особенно в сочетании с предрасположенностью к занятию бизнесом, способствует занятию человеком активной позиции в рыночной среде. Наоборот, молодые люди, не склонные к занятию ни управленческой работой, ни бизнесом, в меньшей степени, чем входящие в другие группы удовлетворены профессией и жизнью в целом. Здесь больше девушек, чем в целом в выборочной совокупности. По всей видимости, входящие в данную категорию представляют основных претендентов на занятие низкостатусных социально-экономических позиций в обществе.

Так же немаловажно рассмотреть ориентации студенческой молодёжи на следование нормам трудовой этики. Система норм трудовой этики в настоящее время испытывает определенные изменения. Требования дисциплинированности и ответственности нередко приходят в явное противоречие с механизмами рынка труда. С одной стороны, низкооплачиваемый труд, так же как любой другой, предъявляет к работнику четкие требования, с другой, - мотивация выполнять эти требования не является столь сильной. При анализе распределения респондентов по степени согласия с суждением "Если человеку мало платят, то он имеет моральное право работать, не напрягаясь", можно интерпретировать ответы на данный вопрос как ориентацию на нормативные и "эгоистические" предписания. Выяснилось, что с незначительным перевесом побеждают "эгоистические" установки - 44,2% по сравнению с 36,4%[22]. Можно говорить о том, что, несмотря на данный перевес, значительная часть молодых людей все-таки считает, что если человек принял решение занять данное рабочее место, то он должен добросовестно выполнять свои обязанности. На нормы ответственного отношения к труду чаще ориентируются студенты, удовлетворенные материальным положением и жизнью в целом, они также меньшее значение придают ценности материального благополучия.

Неудовлетворенные же финансовым статусом чаще других указывают, что в случае низкой зарплаты морально оправданной будет работа без напряжения. Первая из названных тенденций зафиксирована в группах с разной успеваемостью, за единственным исключением: она не относится к отлично успевающим студентам, которые, даже будучи неудовлетворенными финансовым положением, в большей степени ориентированы на следование нормам трудовой этики. Как видим, содержание ориентаций неудовлетворенных финансовым положением обусловлено реальным экономическим интересом данной группы студентов. Он состоит в предотвращении еще большего снижения уровня жизни даже путем отступления от норм трудовой морали.

Рассматривая изменения профессиональных ориентаций студентов, нельзя обойти вниманием тему специфики и качества образования в негосударственных вузах в России. Иногда причиной негативного изменения отношения студента к своей специальности может стать низкое качество образовательных услуг. Сегодня актуальна тема популярных среди абитуриентов вузов - однодневок с модными специальностями, которые порождают множество некомпетентных выпускников. Такие вузы обеспечивают своих студентов дипломом и на определенный срок защитой от армии. Но качество образования в них оставляет желать лучшего. Подавляющее число новых вузов как раз из этого списка.

Казалось бы, если человек получает платное образование, то он должен быть вдвойне заинтересован в его эффективности, однако в России платное образование приводит к обратному результату.

Например в США возможен случай, когда студент с адвокатом приходит к декану и говорит: «Здесь в расписании стоит профессор такой-то, я за него заплатил. Почему занятие ведёт доцент?» Молодые люди готовы судиться с университетом, если посчитают, что им дали недостаточно качественное образование. У нас же студент говорит: «Я вам заплатил. Чего вы от меня еще хотите? Ставьте оценку!». Более того, студент считает, что если он купил диплом, то его обязаны принять на работу по специальности.

В государственных вузах студенты-«контрактники» поставлены в равные условия со студентами «бюджетниками», но в коммерческих вузах, вышеописанное не ответственное отношение студентов к своему образованию выражено сильнее.

Таким образом платное образование в России, особенно в коммерческом вузе имеет свою специфику. Между исследователями ведётся постоянный спор: одни утверждают, что негосударственные вузы являются ответом на вызов новой рыночной ситуации, а, следовательно, по мере своего развития смогут все полнее удовлетворять интересы общества в области образования; другие подчеркивают, что частный сектор не в состоянии не только стать достойной альтернативой сложившейся системе государственного образования, но и вообще, ввиду низкого качества образования, неконкурентоспособен на рынке образовательных услуг, где по-прежнему ценится только дипломы специалистов государственных высших учебных заведений[23].

Чтобы разобраться в специфике негосударственных вузов в нашей стране, следует обратиться к истории их возникновения.

В начале 90-х, в период бурного реформирования всех сфер жизни общества, высшая школа оказалась не готова к резко изменившемуся рынку труда. Тогда коммерческие вузы оперативно заполнили эту образовательную нишу, предлагая специальности, которые были весьма востребованы (например «маркетинг», «реклама», «связи с общественностью»). Коммерческое образование имело возможность гибко реагировать на изменение рынка труда, тогда как сложной системе государственного образования приходилось перестраиваться довольно долго. Однако такие учебные заведения изначально были прежде всего бизнесом: хотя коммерческие вузы активно привлекали квалифицированных преподавателей, главной целью всё же была выгода – если студент может платить за обучение, то он будет учиться, не зависимо от того насколько он к этому способен. Зачастую образование в коммерческих вузах превращалось в формальность, ради получения заветной «корочки». Появилось новое отношение к высшему образованию, при котором студент не «грызет гранит науки», чтобы овладеть профессиональными знаниями и стать высококвалифицированным специалистом, а потребительски рассматривает деятельность вуза как сферу услуг, а диплом как товар, который можно купить.

До сих пор многие негосударственные вузы не имеют аккредитации. Нелегальное или полулегальное положение негосударственных вузов осложняется рядом других проблем, среди них: недостаточная материально-техническая база, отсутствие собственных преподавательских кадров, отсутствие собственных научных лабораторий, слабая оснащенность учебной литературой, отсутствие собственных библиотек, неопределенность профиля обучения и т.п.

Таким образом, все выше перечисленные проблемы негосударственных вузов делают их статус в общей системе российского высшего образования неустойчивым и социально мало востребованным.[24] Некоторые из существующих в системе негосударственных вузов проблем, таких, как поиск источников финансирования или наличия собственных учебных помещений, вполне решаемы в ближайшей перспективе. Однако такие серьезные препятствия, как отсутствие собственных преподавательских кадров и неконкурентоспособность выпускников негосударственных вузов на рынке труда по сравнению с выпускниками государственных учреждений высшей школы, ставят под вопрос дальнейшее развитие частного сектора и его полноценного включения в систему высшего образования России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: