Глава 2. Изменение профессиональных ориентаций в процессе обучения

Поступая на тот или иной факультет, многие абитуриенты зачастую совершенно не представляют себе, с чем им придется иметь дело после окончания ВУЗа, где и кем работать, какими проблемами заниматься, и т. п. Лишь курсу к третьему, студент начинает более или менее ясно представлять себе, в чем заключается суть изучаемой им профессии, т. е., фактически, какое профессиональное будущее его ждет. Проблема в том, что в этот момент многие понимают, что выбранная профессия оказалась не совсем тем (а иногда и совсем не тем), что они ожидали увидеть, поступая в тот или иной ВУЗ, что им совершено неинтересно изучать ее, а тем более работать по ней в дальнейшем. Часто в этот момент студенты понимают, что на самом деле их призванием было нечто совершенно другое. Однако менять что-либо на 3-м -4-м курсе (т.е., переводиться на другой факультет, поступать заново) уже поздно. Вот и получается, что студент доучивается по нелюбимой профессии оставшиеся несколько курсов, а затем идет работать по другой специальности. Часто он рискует пополнить ряды безработных.

В постсоветское время на смену романтическим мотивам в выборе профессии приходят прагматические мотивы карьеры, материального благополучия, учебы ради получения диплома о высшем образовании в престижном ВУЗе. Мало кто относит к основным ценностям ориентацию на работу по специальности в государственных структурах, коллективизм и товарищество, отношение к обществу предельно цинично. Работа в основном представляется средством обретения социального статуса, материального благосостояния, "независимости во всех отношениях"[10].

Данная тенденция проявляется более отчетливо у мужчин, чем у женщин. Кроме того, тенденции индивидуализма в большей мере проявляют студенты юридического, экономического факультетов, факультета рекламы и в меньшей степени будущие социальные работники и культурологи.[11]

У студентов все больше вызывает уважение, восхищение, зависть не эрудиция и уровень знаний друг друга, а цена, престижность вещей, возможность заработать большие деньги, неважно какими средствами.

Отмеченные ценностные ориентации проявляются в абсолютном равнодушии подавляющего большинства студентов к участию в молодежных союзах и других организациях. Наиболее популярное их занятие - работа, как правило, не ради собственного содержания, а для зарабатывания денег, пусть в ущерб занятиям в вузе, знаниям, которые необходимо там получить[12].

Следует отметить еще одну социальную тенденцию к трансформации ценностных ориентаций, которая проявляется уже в ходе обучения студентов в ВУЗе. Так от первого курса к пятому неуклонно снижается доля студентов, готовых посвятить себя научной деятельности, работе на производстве и, конечно, неприбыльной работе в школе. Многие вообще не рассматривают свой профессиональный выбор как окончательный и не намерены работать по специальности. Очень интересной иллюстрацией этому утверждению может служить исследование, проведенное группой социологов в МГТУ им. Н.Э. Баумана[13].

По данным исследования доля согласных с утверждением, что выбор профессии должен быть «выбором на всю жизнь» в 1992 году составила 24,5%. Причем первокурсники согласны с этим в 32%случаев, второкурсники в 27,4%, а третьекурсники - только в 25%. В 1993 году 63,8% учащихся считали свой профессиональный выбор не окончательным. Что же заставляет студентов отказываться от своего профессионального выбора? Главная причина, по мнению респондентов, бесперспективность и отсутствие стимулов профессионального роста, в 1993 так считали 52,6% опрошенных. Кроме того, престижную в советские времена профессию инженера назвали популярной всего 2,6% опрошенных в 1993 году. На материальные выгоды будущей профессии рассчитывали 21,1% респондентов, причем всего 10% студентов III курса разделяют эти надежды.

Одновременно и стабильно увеличивается число тех, кто намерен работать в коммерческих структурах, правоохранительных и таможенных органах с учетом престижности будущей работы, перспектив карьерного роста, уровня оплаты труда, а также студенты стремятся уехать за границу учиться и работать. Идеальная профессия, по мнению молодежи, должна давать возможность «хорошо зарабатывать» - 41,1%, «хорошо жить» - 11,9%. Общественный смысл труда, потребность «быть нужным на работе» среди мотиваций не упоминается. Почти 80% респондентов вообще не стали бы работать, если бы были материально обеспечены.

Такая трансформация системы ценностных ориентаций студенческой молодежи вполне понятна и может быть логически объяснена. Резкий и бесповоротный слом всей социально-экономической системы советского общества, существовавшего 70 лет, не мог не отразиться на судьбе каждого человека. Старые стереотипы и ценности в постреформенном обществе утратили свой смысл, а новые еще не успели сформироваться


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: