Глава 1. Мотивация выбора специальности

Ведение

В настоящее время актуальным является научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество. Этот интерес имеет ряд объективных причин. Во-первых, развитие общества, промышленности, экономики, науки и культуры обуславливает дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи). Во-вторых, растет социально-экономическая значимость качества реализации учебно-подготовительных функций студентов вузов. В-третьих, студенчество – важнейший источник воспроизводства интеллигенции.

От того, насколько осознанно человеком будет выбрана специальность получаемая в вузе, зависит успешность её освоения, от этого, в свою очередь, - уровень профессиональной компетентности молодого специалиста, что в конечном счёте влияет на всё сферы жизни нашего общества. Ведь студенческая молодёжь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы.

Изучением студенчества занимаются многие исследователи: Л. Я. Рубина, Т. В. Ищенко рассматривают место студенчества в обществе, этапы и закономерности становления социологии студенчества в России рассматривает Т.Э. Петрова. А.В.Соколов, И.О.Щербакова и Н.А. Вершинина акцентируют своё исследовательское внимание на ценностных ориентациях студенчества, а такие исследователи как Ю.М Дряхлова, О.А. Михалева, С.А.Попова и Е.Л.Могильчак подробно рассматривают в своих работах факторы, которые влияют на выбор подростком будущей специальности.

Студенчество является социальной группой, наиболее адекватно отражающей перемены, происходящие в стране, причем «студенческие годы» приходятся на время наиболее интенсивного психологического и социального формирования личности, ее взросления осознания своих роли и места в обществе. На этом фоне в студенческой среде происходит трансформация системы ценностных ориентаций.

Этап ранней социализации современного студенчества приходится именно на период наиболее активных реформ в постсоветском обществе. Общепризнанные ценности прошлых лет не прививаются ребенку, так как больше не актуальны (не стало таких организаций как пионеры, комсомол и т.д.), однако его родители продолжают жить по сложившимся нормам. В результате у молодого человека выстраивается достаточно противоречивая система ценностных ориентаций. С одной стороны, на формирование этой системы влияет старшее поколение, еще не пересмотревшее свои идеалы, с другой, - общество, начинающее жить по законам рыночной экономикой и внедряющее совершенно новые ценности. Меняются взаимоотношения студентов с государством (невостребованность многих специальностей, отсутствие обязательного распределения и «отработок» после окончания вуза и т. д.), с преподавателями, с родителями. Это приводит к тому, что современное студенчество становится все более разнородным.

Именно современная российская студенческая молодёжь является объектом изучения в данной работе, предметная же область работы заключена в изменении профессиональных ориентаций студенческой молодёжи в современном российском обществе.

Актуальность данной работы заключается в том, что в ней, анализируются факторы, определяющие процесс формирования профессиональных ориентаций личности, от поступления в ВУЗ до завершения обучения и трудоустройства.

Используемый метод – метод анализа научной литературы и вторичного анализа некоторых конкретных социологических исследований.

Цель данной работы – определить изменяется ли отношение учащихся в ВУЗах к получаемой специальности с момента выбора профессии и до окончания высшего учебного заведения и выявить причины, которые определяют это изменение.

Предположим, что такое изменение происходит, тогда, перед нами встаёт целый ряд вопросов, например: как именно изменяется отношение к выбранной специальности? почему оно происходит? Какие последствия несут подобные изменения? Как предотвратить или минимизировать эти последствия, если они негативны? Для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо выполнить ряд исследовательских задач, а именно:

1. Изучить научную литературу по данной теме (как теоретические работы, так и ряд эмпирических исследований)

2. Проанализировать факторы влияющие на выбор абитуриентом специальности (семья, друзья, СМИ…) т.к они во многом определяют ценностно-профессиональные ориентации студента.

3. Рассмотреть ценностные ориентации студентов 1-4 курса (на примере некоторых конкретных социологических исследований проведенных в нашей стране).

4. Проанализировать намерение или не намерение работать по специальности выпускников вузов и отношение к молодым специалистам на рынке труда.

Итак, первая глава данной работы посвящена рассмотрению факторов, влияющих на выбор специальности. То, насколько осознанно был сделан этот выбор, во многом определяет отношение студента к получаемой профессии.

Вторая глава посвящена анализу ценностных ориентаций студентов 1-4 курса, на примере некоторых конкретных социальных исследований проведенных в нашей стране за последние 5 лет. Кроме того данный раздел затрагивает проблему качества образования в современной российской высшей школе, так как оно зачастую влияет на отношение студента к своей будущей специальности. Заключительная часть второй главы посвящена выпускникам вузов. Особое внимание уделено их профессиональным ориентациям, намерению или не намерению работать по полученной специальности и оценке востребованости молодых специалистов на рынке труда.

.


Глава 1. Мотивация выбора специальности

§1. Факторы социальной среды влияющие на выбор специальности:

Зачастую выбор дела по душе - процесс длительный. Выбор должен опираться на достоверную информацию и на точную оценку своих возможностей и способностей. Но как же ее получить, когда мы живем в XXI веке в потоке информации (а ее с каждым годом становится все больше) ориентироваться становится все сложнее и сложнее. Особенно нелегко выпускникам школ, которым предстоит сделать первый в своей жизни важный выбор. Это выбор направления дальнейшей профессионализации. И от того, насколько верным он будет, во многом зависит дальнейшая судьба юноши или девушки. Необходимо осознавать, что зачастую выбор специальности обусловлен социальной средой, в которой находится подросток. Поэтому необходимо учитывать факторы макросреды, которые влияют на выбор подростком сферы профессиональной деятельности.

Рассмотрим макро факторы, которые влияют на формирование профессиональных ориентаций подростка. Прежде всего, к таким факторам можно отнести территориальное неравенство и неравенство материальных возможностей. Сущность территориального неравенства в доступе к качественному высшему образованию заключается в том, что подростку из провинции требуется гораздо больше материальных и интеллектуальных ресурсов для получения качественного высшего образования. Главными проблемами для подростка из провинции становятся:

1. Отсутствие вузов с должным качеством образования в близлежащих городах, что влечёт за собой необходимость постоянных междугородних поездок и значительных материальных расходов (особенно на этапе поступления).

2. Недостаточный уровень подготовки в школе, отсутствие возможностей дополнительной подготовки (в крупных городах у подростков больше возможностей для довузовской подготовки).

Получается, что старшеклассники из провинции изначально при выборе специальности вынуждены ограничивать свои притязания в профессиональной сфере, соглашаясь на менее престижное и качественное, но более доступное образование. По результатам опроса молодых людей в возрасте до 30 лет оказалось, что наиболее оптимистичные оценки возможностям, существующим в их жизни, дают молодые люди, проживающие в Москве и Санкт-Петербурге, а молодежь малых городов и сел наиболее негативна в своих оценках.[1]

Рассмотрим второй фактор материальное неравенство. Зачастую поступление в вуз влечёт за собой немалые материальные расходы и не каждая семья способна их понести безболезненно. Основными факторами, которые делают получение высшего образования материально обусловленным, являются:

1. Не достаток школьной подготовки, что влечёт за собой необходимость нанимать для подростка репетиторов, направлять его на специальные курсы, платить за обучение в специализированной школе и т.д.

2. Коррумпированность значительного сегмента российской высшей школы, влёкущая за собой необходимость платить даже за бюджетные места (особенно на престижных направлениях подготовки) и делающая декларируемое равенство в доступе к высшему образованию мифом.

Система ЕГЭ, одной из целей введения которой было создание равных стартовых возможностей для выпускников школ независимо от их материального положения, так же не гарантирует равенства при поступлении в вуз. Отличительной чертой российского образования, к сожалению, до сих пор является то, что любую систему можно обойти при наличии денег и связей.

По своей сути, получение высшего образования направленно на дальнейшее трудоустройство молодого специалиста по полученной специальности. Профессия задает некоторый «социальный фон» жизни людей. И поэтому многие молодые люди при выборе специальности напрямую связывают свою будущую профессию и своё возможное материальное благополучие. Таким образом, уже на этапе поступления в ВУЗ происходит дифференциация молодёжи.

С одной стороны, молодежь представляет собой наиболее перспективную возрастную категорию в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. С другой стороны, из-за сильного социального, материального и территориального неравенства возможностей получения образования и самореализации такие перспективы имеют далеко не все молодые люди. Они сталкиваются с проблемой не равенства возможностей в сфере образования, с противоречием между декларируемым равенством прав на получение образования, и существующей в действительности социальной дифференциацией в образовательной сфере.

Поэтому, по мнению современных социологов[2], при выборе профессии школьники на первое место зачастую ставят не те профессии, которые они хотели бы получить, а те, которые возможно получить по соображениям «доступности». Очень часто профессиональный выбор, сделанный под влиянием каких-либо социальных факторов, не соответствует представлениям молодых людей о своей будущей профессии, их психофизиологическим особенностям. Результатом этого является то, что более 30% молодых людей желают выбранную профессию поменять[3]. Кроме того, даже престижное образование не гарантирует успешного трудоустройства, зачастую всё решают «связи» семьи. Многие студенты изначально писимистично оценивают возможность своей реализации в выбранной профессиональной сфере деятельности.

Еще один важный фактор макросреды– средства массовой информации, которые непосредственно связаны с информированностью подростка о профессиях и этапах их освоения. Так же через них подросток узнает общественное мнение о различных профессиях и их престижности, популярности и т. д.

Исходя из всего вышесказанного, можно определить среду как окружающие человека общественные, духовные и материальные условия его существования и деятельности, влияющие на выбор подростком вида профессиональной деятельности. В этом контексте значимыми при выборе будущей профессии становятся также и факторы микросреды, к которым можно отнести:

Позицию старших членов семьи, которые обеспечивают материальное содержание подростка и оказывают духовное влияние на формирование его личности, его вкусов и предпочтений. Конкретные проявления позиции старших членов семьи, это, во-первых, личный пример родителей или кого-то из родственников. Во-вторых, возможен случай, когда авторитет родителей может подавлять желания ребенка и навязывать свою волю, заставлять ребенка идти по уже однажды пройденному родителями пути. В-третьих, возможен вариант и когда успехи родителей и их любовь к своей профессиональной деятельности вдохновляет ребенка пойти по их стопам.

В-четвёртых, необходимо учитывать доходы семьи, в случае, когда ребенок хочет выбрать негосударственный вуз или не проходит по конкурсу на бюджетное обучение в государственное учебное заведение и собирается получать профессию обучаясь на контрактной основе, будет ли возможность у родителей поддерживать его и оплачивать обучение? Если нет, то ребенку придется скорректировать свой выбор. И, конечно, влияние родителей проявляется в согласии и поддержке ребенка в его выборе или в осуждении и запрете. В условиях кризиса современной российской общеобразовательной школы, когда она не выполняет в полной мере такие важные свои функции как:

· создание необходимой базы знаний для получения высшего образования

· профессиональное ориентирование молодежи

огромную роль в становлении личности и приобретении знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной и личной жизни человека играет семья.

Действительно, нередко советчиком при выборе ВУЗа и специальности для «не определившегося ребенка» оказываются родители, как более опытные и «понимающие толк» в престижности и полезности какой-либо профессии. По данным социологических исследований совпадение интересов семьи и школьников к 11-му классу имеет место приблизительно у 1/3 учащихся старших классов [4]

Итак, мы видим, что родители влияют личным примером и авторитетом. Большое значение играет материальное и социальное положение семьи.

Следующим фактором микро среды влияющим на выбор старшеклассником специальности является позиция друзей, которая выражается опять же в духовном влиянии и проявляется как:

1. Авторитетное мнение, совет.

2.  Личный пример (сравнивая свои способности и способности своего друга, подросток считает, что если он (друг) поступил в этот Вуз, то и я поступлю, и не буду рисковать, поступая куда-то еще).

3. Стадное чувство (когда подросток не хочет расставаться со своим лучшим другом и идет в тот же вуз, что и он).

На личность формально, внешне сориентированную на ценности или вовсе ценностно дезориентированную позиция друзей будет влиять сильнее, чем на личность внутренне сориентированную на ценности.

Большое влияние на профессиональную ориентацию юношей и девушек оказывает ш кола. Здесь необходимо учитывать 2 аспекта. Во-первых, позицию учителей (умение учителя заинтересовать свои предметом настолько, чтобы ребенок выбрал этот предмет как сферу своей дельнейшей профессионализации). Во-вторых, направленность школы на изучение иностранных языков, естественных или гуманитарных наук и т.д. Углублённое изучение какой-либо дисциплины, формирует у учащегося специальные знания и умения необходимые для поступления в тот или иной вуз. Таким образом, наличие этих знаний заранее формирует у подростка профессиональную направленность.

Итак, выбор профессии определяется, прежде всего, социальными условиями жизни. В обществе, в котором один человек влияет на другого человека, выбор ограничен различными привилегиями. Многие не могут решать свою судьбу по своему желанию или склонностям, так как отсутствие, например, достаточной обеспеченности, может «закрыть двери» для старшеклассника, который хочет уехать учиться в столицу, т.к. на это уйдёт значительное количество денег. В дополнение к этому, родители могут влиять на выбор ребенка, и он будет поступать туда, куда скажут родители, хотя ему это может быть даже не интересно.

Кроме того, социальная обусловленность выбора определяется потребностями общества в кадрах (престижностью профессий, влиянием семьи, целенаправленностью школы, общественностью).

Однако не справедливо будет рассматривать подростка как пассивное существо, профессиональные ориентации которого формируются под влиянием различных «воспитателей» (будь то общество, родители и т.д.). Немаловажную роль при выборе подростком вида профессиональной деятельности будут играть его личные склонности и способности. Деятельность личности определяется, прежде всего, ее потребностями, на основе которых развиваются определенные интересы. Но ведь часто человек не может удовлетворить все потребности и вынужден совершить между ними выбор. При этом в действие вступает система ценностей. Они-то и регулируют человеческие стремления и поступки. Можно сказать, что ценности отражают жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Профессиональная направленность - одна из разновидностей ценностных ориентаций личности. Наличие ее указывает на зрелость личности.

Если выпускник внутренне, структурно сориентирован на ценности, то можно не сомневаться в том, правильно выберет для себя профессию. В то же время встречается категория выпускников, которые лишь внешне сориентированы на те или иные профессии. Многие просто поддаются «воле случая», другие вообще дезориентированы в профессиональных ценностях последние, как правило, выбирают для себя профессию, либо в разрез с интересами общества, либо, переоценив себя.

Однако, влияние и эффективность самопознания и самооценки в процессе выбора профессии зависят от того, насколько они согласуются с требованиями определенной социальной среды. А среда, как известно, это - не что иное, как совокупность отдельных сфер, в которых человек проявляет личные свойства, осуществляет свои социальные функции. Таким образом, у школьника формируется профессиональная направленность

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить 9 факторов влияющих на выбор подростком вида профессиональной деятельности:

1. Позиция старших членов семьи.

2. Материальное и социальное положение семьи

3. Позиция товарищей, подруг.

4. Позиция учителей, школьных педагогов.

5. Личные профессиональные планы.

6.  Способности.

7.  Уровень притязаний на общественное признание.

8.  Информированность.

9.  Склонности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: