Общие рекомендации по организации группового общения

Рассмотренные нами трудности, безусловно, преодолимы, и мы предлагаем пути их преодоления.

1. организацию группового общения следует начинать с формирования навыка общения в парах.

2. Сюжеты и ситуации для диалогов должны быть разнообразны, интересны учащимся и побуждать их к общению.

3. Преподавателю необходимо иметь под рукой необходимый вспомогательный материал, который поможет учащимся облегчить процесс общения (карточки с заданиями, карточки для организации ролевых игр, словарь, элементы костюмов и т.д.). Весь этот инструментарий должен быть подготовлен заранее.

4. Постепенный переход от назначения преподавателем партнёра для общения к свободному выбору его самим учащимся. Для этого необходимо свободное передвижение по классу.

5. Прежде чем переходить к групповому общению в режиме «ученик – ученик», учащиеся должны привыкнуть к этому общению, так как в учебных условиях они более удобно чувствуют себя в режиме общения «учитель – ученик».

6. Как только учащиеся привыкнут к общению в парах, можно переходить к организации группового общения, которое следует начинать под руководством преподавателя (преподаватель, например, должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся).

7. Организация группового общения должна проходить в атмосфере сотрудничества, дружелюбия и доверия. Авторитарный стиль преподавателя вызывает только негативную реакцию учащихся.

8. Преподаватель должен чётко, ясно и, по возможности, кратко объяснить задание так, чтобы оно было понятно всей группе и каждому члену группы в отдельности. Необходимо также проверить, все ли учащиеся поняли задание и если нет, то дополнительно им пояснить.

9.  Задания должны соответствовать уровню владения языком каждым учащимся. Если задание трудное в языковом отношении, то учащимся раздаются карточки с ЛЕ и РО.

10. Необходимо определять время для подготовки того или иного задания и чётко его соблюдать. Лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и при этом предупредить учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты. Для тех групп, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания.

11. Во время подготовки групповых заданий преподаватель должен переходить от одной подгруппы к другой подгруппе, чтобы быть в курсе, как они работают, а также участвовать в общении.

12. Очень важно не прерывать учащихся в процессе общения и обращать внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки преподаватель может отметить для себя, чтобы впоследствии поработать с детьми над ними дополнительно.

13. Во время контроля или проведения итогов группового общения преподаватель следует делать акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал, использование жестов, интонация, эмоциональный фон), не обходя вниманием и ошибки.

14. Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль, подведение итогов группового общения должны проводиться на иностранном языке.

Таким образом, рассмотрев общие рекомендации по организации группового общения, следует сделать вывод о том, что если следовать предложенным рекомендациям, то метод обучения в сотрудничестве будет одним из эффективных способов обучения иностранному языку учащихся и наиболее употребляемым в классно – урочной системе уроков. Преподаватели получат большой опыт по организации сотрудничества на уроке, который поможет им построить урок наиболее интересным, плодотворным. Досконально разобравшись в предложенных выше рекомендациях по организации групповой работы, преподаватели осознают суть данного метода и будут использовать сотрудничество практически на каждом занятии по иностранному языку.

 

Практическая часть

В данной курсовой работе нами четко, а именно теоретически и практически, представлена проблема функциональной направленности использования метода обучения в сотрудничестве в процессе изучения иностранного языка на среднем этапе.

Задача преподавателя иностранного языка – обеспечение активной деятельности каждого ученика в течении всего урока, максимальное, увеличение времени говорения каждого школьника. Реализовать эту задачу позволяет работа учащихся в сотрудничестве. Практика показывает, что обучение в сотрудничестве обеспечивает развитие и самоопределение ученика в образовательном пространстве в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями. Наблюдения показали, что деятельность преподавателя, основанная на работе в сотрудничестве, направлена на формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности. Преподаватель осуществляет свою педагогическую деятельность через основные составляющие: глубокое знание предмета, коммуникативность, креативность, толерантность, критичность мышления, и адаптацию в социуме.

Всё это подтверждается практическим применением метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка в ОСШ№2 г. Дрогичина. Теоретически обосновав тему курсовой работы и раскрыв предмет исследования, мы провели опытное обучение в 8 «А».

Перед тем, как приступить к исследованию, было проведено первичное анкетирование для выявления отношения учащихся к использованию метода обучения в сотрудничестве на уроках английского языка. (см. Приложение 17). Для этого было сформулировано пять вопросов, направленных на выявление интереса учеников к использованию метода обучения в сотрудничестве на урока английского языка и того факта, насколько часто применяется обучение в сотрудничестве на уроках английского языка в данном классе. Материалы полученного анкетирования позволяют сделать следующие выводы.

На вопрос: «Следует ли использовать обучение в сотрудничестве на уроках английского языка?». 27%учеников 8 «А» класса ответили «Да», так как считают, что данный вид работы поможет стать им более коммуникативными; 53% учеников ответили «Нет», так как такой вид работы для них является сложным по причине того, что ребята мало работали в такой форме и им не всегда удается правильно выполнять упражнения каждый; 20 % учащихся «не знают», как ответить на поставленный вопрос, не понимая важности использования данного метода на уроке английского языка.

На следующий вопрос: «Возникают ли у вас какие – либо трудности во время работы в сотрудничестве?». 50% учащихся 8 «А» класса ответили «Да», пояснив это тем, что они не часто используют этот вид работы на уроках английского языка, и не знают правил работы на уроке с использованием метода обучения в сотрудничестве. 20% учеников не видят трудностей работы в сотрудничестве так как у них хорошая база знаний, они проявляют интерес к изучению английского языка и хотят повысить свой уровень владения языком. Остальные 30% учащихся ответили «Не знаю», так как для них это занятие является не интересным, не вызывает у них никакого энтузиазма, следовательно, для них было нелегко определить трудности, возникающие при выполнении упражнений.

На вопрос: «Развиваются ли ваши языковые и речевые навыки и умения?», 28% учащихся 8 «А» класса так как работа в сотрудничестве влияет на развитие каких – либо психических процессов (памяти, мышления, внимания) которые играют огромную роль в запоминании иноязычных слов и предложений; 47% учащихся категорически отвечают «Нет», считая, что данный метод не влияет на развитие языковых и речевых навыков и умений, аргументируя это тем, что работая в сотрудничестве учащиеся не могут развить внимание, память, мышление. 25% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос из – за того, что они не имеют особого представления об этих процессах и об особенностях их развития.

На следующий вопрос: «Считаете ли вы нужным использование метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка?».40% учеников ответили «Да», аргументируя свой ответ тем, что, работая в сотрудничестве, улучшаются языковые навыки, грамматические навыки, возрастает коммуникативность каждого учащегося группы, повышает уровень языковой культуры; 40% учеников считают, что ничего не измениться, даже если увеличить количество проведённых уроков с использованием данного метода, так как для них более важны такие науки, как математика, физика; 20% учащихся не знали как ответить на этот вопрос так как они не осознали необходимость изучения английского языка. 

На пятый вопрос: «Интересно ли проходят уроки английского языка с использованием метода обучения в сотрудничестве?».30 % учеников ответили положительно, считая, что данный метод помогает им приблизиться к речи носителей английского языка; 40% опрошенных ответили отрицательно, считая уроки с использованием метода обучения в сотрудничестве скучным, так как для них интереснее просто что – то прочитать и перевести, а оставшиеся 30% находят уроки с использованием метода обучения в сотрудничестве пустой тратой времени.

Анализируя результаты первичного анкетирования можно сделать следующие выводы: На уроках английского языка уделяется недостаточное внимание к такому виду работы как сотрудничеству, в следствии чего у большинства учащихся возникают трудности в работе в группах, в правила работы в группе, между учащимися возникают конфликты, а также многие из них ещё не осознают важности этого рода деятельности. После проведения анкетирования было проведено опытное обучение в 8 «А» классе ОСШ №2 г.Дрогичина с использованием метода обучения в сотрудничестве, работа в котором помогает обеспечить условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого учащегося группы, предоставляя, каждому из них возможность осмыслить и осознать новый языковой материал, получив достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. (см. Приложение 11,12).   

 

       

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: