Сущность метода обучения в сотрудничестве на уроке иностранного языка

 

Для массовой школы представляется достаточно интересным – обучение в сотрудничестве, как обще – дидактический, концептуальный подход. [9,c.50].

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условии для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что может добиться успеха, (то есть овладеть определёнными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.[3,c.20]. 

Если учитывать специфику предмета «иностранный язык», этот метод может обеспечивать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого учащегося группы, предоставляя каждому из них возможность осмыслить и осознать новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. [9,c.50].

Целью метода обучения в сотрудничестве являются следующие:

· Сделать каждого учащегося индивидуально сильнее в его собственной позиции;

· Развить определённые, коммуникативные качества личности;

(см. Приложение 1; Приложение 2)

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что – то выполнять вместе.

Как выяснилось, обучение в сотрудничестве имеет несколько принципов. Основными принципами обучения в сотрудничестве являются:

1. «Взаимозависимость членов группы».

Организуя обучение в сотрудничестве, добиваться этой взаимозависимости. Создать зависимость членов группы возможно на основе:

· Единой цели, которую можно достичь только сообща;

· Распределённых внутригрупповых ролей, функций, информации;

· Единого учебного материала;

· Общих ресурсов;

· Одного поощрения на всех;

     2. «Личная ответственность каждого».

Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и (это важно) успехи товарищей.

3. «Равная доля участия каждого участника».  

Совместная учебно – познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки. Как правило, это достигается либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего материала на фрагменты.

4. «Рефлексия».

Обсуждение группой качества своей работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования. [3,c.20].

Метод обучения в сотрудничестве уместно применять не только на занятиях формирования лексических и грамматических навыков при работе с текстом, при изучении нового материала или при повторении и активизации уже пройденного, но также и при обучении диалогической речи и общению на изучаемом языке. [9,c.50].

С самого начала группы как бы имеют двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение познавательной творческой цели, а с другой, социальную, или скорее, социально – психологическую, - реализация в ходе

выполнения задания определённой культуры общения. При этом и то, и другое одинаково значимо. Учитель, контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.[3,c.20]. 

Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими её членами при работе над темой подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что – то вместе, но и в том, чтобы познать что – то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. То есть вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом.  

 

1.3 Основные теории использования метода обучения   в сотрудничестве. Различие между ними.

 

Метод обучения в сотрудничестве трактуется основными теориями использования данного метода в процессе обучения. Основу использования метода обучения в сотрудничестве составляют такие теории как теория социальной взаимозависимости, когнитивно – развивающая теория, бихевиористская теория обучения.

Итак, рассмотрим первую теорию, а именно теорию социальной взаимозависимости. Она рассматривает обучение в сотрудничестве как результат положительной взаимозависимости между целями личности. Ещё в начале XIX века один из основателей психологической Гештальт – школы Курт Коффка рассматривал группу как динамическое целое, в котором взаимозависимость между членами может варьировать. Он заявил, что суть группы заключается во взаимозависимости её членов, группы являются динамичными целыми, в которых изменение состояния отдельного члена или подгруппы меняет состояние других членов или подгрупп. Один из учеников Левина, Мортон Дейч в 40 – х годах XX века первым сформулировал теорию социальной взаимозависимости, заметив, что взаимозависимость может быть положительной, отрицательной или не существующей. Следует отметить, что основной предпосылкой теории социальной взаимозависимости является образ структурирования социального взаимодействия, который определяет, каким образом отдельные личности взаимодействуют, и как это влияет на результаты взаимодействия. [9,c.50].

Следующей теорией, предлагаемой для рассмотрения, является когнитивно – развивающая теория. Она предусматривает взаимодействие как необходимый элемент для когнитивного роста. Это происходит в результате координации разных перспектив, когда каждый работает с целью достижения общих целей. Джин Пигет, например, утверждал, что привзаимодействии отдельной личности с окружением происходят полезные социокогнитивные конфликты, создающие дисбаланс, который, в свою очередь, стимулирует перспективное мышление и когнитивное развитие.

Рассматривая когнитивные науки, обучение в сотрудничестве включает моделирование, инструкцию и вспомогательные «строительные леса». Работающие в группе ученики когнитивно упражняются с целью усвоения и интеграции в уже имеющиеся когнитивные структуры. [9,c.50].

И наконец последней третьей теорией, предлагаемой для рассмотрения является бихевиористская теория обучения. В чём же заключается сущностьданной теории? Она предполагает, что учащиеся будут работать упорно над такими заданиями, решения которых, по – видимому, принесёт им какого – то рода награду, и не будут работать над теми заданиями, которые не принесут награды и грозят наказанием. Обучение в сотрудничестве предусматривает предоставление членами группы стимулов для участия в работе группы.[9,c.50].

Между выше рассмотренными теориями существуют коренные различия:

· ТСЗ предполагает, что совместные усилия базируются на внутренней мотивации, порождаемой внутриличностными факторами, и общим стремлением достигнуть определённых целей. Также она фокусирует на концепциях отношений, показывающих, что происходит между отдельными личностями;

· К – Р перспектива сконцентрирована на том, что происходит с отдельной личностью;

· БТО предусматривает, что групповые усилия увеличиваются благодаря внешней мотивации получить вознаграждение; [9,c.50].

Таким образом, в ходе исследования выяснилось, что данные теории предполагают следующее: обучение в сотрудничестве даёт лучший результат       

чем конкурентное (соревнование) или индивидуальное обучение, так как каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих. Все три теории предназначены для работы с учащимися в сотрудничестве, для совместной, коллективной работы на уроке, эффективность которых затрагивает не только превосходного усвоения материала, но и нравственного, интеллектуального, психического и эстетического развития учащихся. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: