Научно-технический прогресс во всем мире признан важнейшим фактором экономического развития. Все чаще и в западной и в отечественной литературе его связывают с инновационным процессом. Это единственный процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производство, обмен, потребление.
Существует множество форм управления инновациями на разных уровнях: от подразделении корпораций до государства в целом, призванного осуществлять специальную экономическую политику. Эта политика неодинакова в разных странах, но подчинена единой цели: стимулированию инновационной активности и развитию, научно-технического потенциала.
В современных условиях, когда инновационное предпринимательство стало важным фактором обеспечения конкурентоспособности не только отдельным фирмы, но и страны в целом, государственные ассигнования заняли важное место в финансировании инвестиций.
|
|
Схема бюджетного финансирования представлена на рис. 3.
Рис. 3. Бюджетное финансирование инновационной сферы
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики развитых стран. Основанная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы становятся не самостоятельной целью, а средством лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
В этих условиях инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат «чистой науки», полуденный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для компаний.
Приступая к разработке и реализации этой идеи, компании должны начать с авансирования денежного капитала. Специфика такого рода вложений — высокий уровень риска (угроза их потери). Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Б. Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%[9]. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс не имеет ничего общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. Отдача при удачной реализации инновационного проекта может оказаться огромной, а при неудаче она отсутствует. Кроме того, в случае неудачи погибает и вложенный капитал.
|
|
Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; объединения промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.) эти силы могут быть подразделены на внутренние и внешние, имеющие объективную или субъективную природу.
Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании, а в некоторых случаях в принятии решения об инновационном процессе он играет решающую роль. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества могут быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен устойчивый консерватизм в инновационной политике. Крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Здесь решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные мерами экономической политики государства.
Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к следующим моментам:
· государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
· в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
· государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
· фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
· государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.
Методы воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования — с акцентом на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада преобладает «кейнсианский» подход в государственной экономической политике, предполагающий активное вмешательство государства. В период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.
|
|
В настоящее время по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран. В первой группе возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая группа стран ориентирована на рыночные отношения (США, Великобритания); третья группа придерживается промежуточного варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
В сложившейся в России ситуации совершенно очевидна необходимость безотлагательной разработки действенной программы всего будущего инновационного комплекса. Она охватывает как отдельные производственные, исследовательские, конструкторские, информационные единицы, их сочетания в рыночных структурах, так и органы государственного управления такими инновациями, которые неподвластны стихийным силам рыночного регулирования. И в этом смысле положительный опыт в области государственной инновационной политики в промышленно развитых странах может оказаться очень полезным на уровне как отдельных стран, так и СНГ. В частности, уже на стадии разработки и реализации мероприятий массовой приватизации нужно представлять себе, что и в каких случаях успешнее сдвинет с места проблему усиления заинтересованности производителя в использовании научных, технических, технологических достижений; какие внутренние и внешние причины стимулирования инновационной деятельности возникнут при этом, учитывая специфику именно наших рыночных отношений.
Видоизменяя условия приватизации, критически оценивая и умело используя западный опыт внешнего прямого и косвенного воздействия на систему стимулирования инноваций, можно ускорить прогрессивные изменения. Необходимо, в частности, стремиться к развитию в СНГ международной структуры нововведений и системы передачи технологий, к созданию необходимых консультационных служб, патентной системы, международных технических стандартов, усилению интеграции в инновационных процессах.
|
|
При слабом внутреннем стимулировании инноваций необходимо поддерживать высокий уровень регулирующих воздействий со стороны государства, всемерно укреплять и развивать межгосударственные отношения. Необходимо сломать слабую восприимчивость к инновациям, характерную для России. Если восприимчивость к инновациям в японской экономике принять за 10 баллов, то для США она будет оценена в 8 баллов, для Западной Европы — 6, для России — 1. Ситуация меняется по мере нарастания рыночных условий хозяйствования. Большинство жизненно важных для России инноваций имеют нерыночный характер. Это строительство дорог и жилья, обеспечение коммуникаций, ресурсосберегающие технологии, нововведения, повышающие безопасность техносферы[10]. Конкретные научные разработки и программы таких вмешательств государственных органов и их организационных структур — дело не только настоящего, но в еще большей мере — будущего. Некоторые надежды можно связывать с решением о создании международного научно-технического совета как единого координирующего органа СНГ.