Сущность инновационного предпринимательства

Анализ предпринимательской деятельности развитых стран по­казывает, что существуют две модели предпринимательства: класси­ческая и инновационная.

Классическое предпринимательство — это традиционное, кон­сервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства с участием внешних и внутренних факторов по выявлению резервов фирмы для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпус­каемой продукции.

Максимальная отдача ресурсов достигается, если предпринима­тель предприимчив и готов идти на строго дозированный риск, хо­рошо знает потребности рынка, работоспособен и т.д.

Инновационное предпринимательство — модель предпринима­тельской деятельности, связанной с новаторством.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс соз­дания и коммерческого использования новшеств, нововведений в раз­личных сферах.

Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, продук­тов, не известных ранее, с использованием нового сочетания тради­ционных факторов экономики (труда, земли и капитала). Занимаясь инновационной деятельностью, предприниматель ориентируется на ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которого новые изобретения и продукты быстро устаревают. Поэтому предприниматель должен быть готов удовлетворить будущие за­просы потребителя уже сегодня.

Для внедрения и распространения новшеств (продуктов, услуг,
технологии, новой организации производства или труда) необходим
тесный контакт с потребителями. 

Как показала практика, быстро адаптироваться к рынку, учесть новые потребности, безусловно, способны малые предприятия. Крупные фирмы вследствие своей инерционности, неповоротливости быстро адаптироваться не могут, однако они могут воспроизве­сти в массовом масштабе новшество, которое им предлагает малое предприятие.

Роль предпринимателя как новатора наиболее полно выразил и обосновал Й. Шумпетер:

Задача предпринимателей — реформировать и революционизировать спо­соб производства путем внедрения изобретений, а в более общем смыс­ле — через использование новых технологий для производства новых това­ров или прежних товаров по новым методам благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реор­ганизации прежней и создания новой отрасли промышленности[1].

Что же понимать под инновациями, новшествами? На первый взгляд, вопрос кажется простым. Вместе с тем при детальном его рассмотрении обнаруживается ряд сложностей.

Существует множество определений инновации[2]. Вот некоторые из них.

1. Инновации (нововведения) — это изменения в первоначаль­ной структуре производственного организма, а именно, переход его внутренней структуры к новому состоянию.

2. Инновация — это комплексный процесс создания, распро­странения и использования нового практического средства (новше­ства для лучшего удовлетворения известной потребности людей).

3. Инновация — это внедрение в практику, осуществление и ис­пользование новой идеи, предложения, людей, научно-технического решения.

4. Инновация — это прибыльное использование новшеств в ви­де новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производствен­ного, финансового, коммерческого и административного характера.

5. Инновация — это объект, внедренный в производство в ре­зультате проведенного научного исследования или служебного от­крытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В этих определениях присутствуют два момента: во-первых, новая идея, продукт, услуга, во-вторых, внедрение нового в производственную систему, в результате чего меняется сама произ­водственная система, переходя в новое качественное состояние.

Шумпетер под инновациями понимал переход с одного уровня качества на другой, т.е. переход производственной системы в иную плоскость с новыми более качественными параметрами. По Шумпетеру, «производить» — значит не комбинировать имеющиеся ре­сурсы, а создавать нечто новое (и это касается не только самого производства, но и рынка). Он выделяет пять типичных изменений:

1) вследствие использования новой техники, новых технологи­ческих процессов и нового рыночного обеспечения производства;

2) обусловленные внедрением продукции с новыми свойствами;

3) связанные с использованием нового сырья;

4) в организации производства и способа его материально-технического обеспечения;

5) вследствие появления новых рынков сбыта.

Поскольку устоявшейся классификации нововведений пока не существует, приведем наиболее удачную классификацию инноваций, предложенную в работах А.И. Пригожина [3] и под ред. С.Д. Ильен­ковой [4].

Таблица 1. Классификация инноваций

Критерий Виды инноваций
Распространенность • Единичные • Диффузные
Место в производственном цикле   • Сырьевые • Продуктивные • Обеспечивающие
Преемственность   • Открывающие • Отменяющие • Замещающие • Возвратные
Охват доли рынка   • Локальные • Системные
Потенциал и степень новизны • Радикальные • Совершенствующие • Комбинированные
Сфера деятельности предприятия •Технологические (производственные) • Экономические (торговые) • Социальные (управленческие)

Инновационное предпринимательство связано с созданием, ос­воением и коммерческим использованием нового продукта или ус­луги. Этот процесс включает поиск новой идеи, ее оценку, состав­ление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов, создание опыт­ного образца, проведение испытания; изучение рынка сбыта и про­движение товара на рынок.

Основные этапы разработки товара-новинки представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные этапы разработки новшества

В своей деятельности предприниматель руководствуется жестким алгоритмом осуществления инновационной деятельности (рис. 2)[5].

Рис.2. Принципиальная схема инновационного предпринимательства

Инновационное предпринимательство требует постоянного поис­ка: новых идей, новых продуктов, новых услуг, а также организаци­онных форм создания и внедрения новшеств. Но здесь кроется про­тиворечие: для нововведения нужна новая организационная форма, а для выпуска продукции (услуги) — консервативная, устоявшаяся, обеспечивающая изготовление оснастки, закупку сырья, организа­цию поточного производства и в конечном итоге — выпуск продук­ции. Противоречие заключается еще и в том, что для проведении научных исследований нужны большие финансовые средства, на­пример, при поиске материала с новыми свойствами необходимо проведение экспериментов с использованием специального оборудо­вания, квалифицированного персонала. Соблюдение этих условий обеспечивает тщательность и глубину исследования. Кроме того, В инновационном предпринимательстве не менее важны опыт и ин­туиция отдельных исследователей-одиночек, которые, получив но­вый или принципиально новый продукт, способны наладить ком­мерческое использование изобретения в рамках малого предприятия.

Преимущества малых организационных форм в инновационной деятельности, по мнению О. Стрекалова[6], следующие:

1) мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям, поскольку процесс возглавляет, как правило, автор нововведения;

2) сильный и многоплановый характер мотивации, обусловлен­ный как внеэкономическими причинами (для автора изобретения —дело жизни и чести), так и экономическими (только успешная реа­лизация изобретения, его коммерциализация позволит автору состо­яться в качестве предпринимателя);

 3) узкая специализация творческого поиска, сужение круга тех­нических идей, немногочисленный управленческий персонал;

 4) ориентация на конечный результат при широком использо­вании всех видов ресурсов, и прежде всего интеллектуальных;

 5) возможность идти на риск, что абсолютно неприемлемо для
больших организаций.

Для инновационного предпринимательства важно наличие предпринимательской среды, которая позволяет находить требуе­мые организационные формы для реализации идей, нововведений.

Предпринимательская среда — это среда, способствующая вос­произведению и осуществлению целенаправленного поиска, подго­товке к реализации нововведений. Элементами такой среды служат инвесторы со свободными финансовыми ресурсами и товаропроиз­водители со свободными мощностями, которые могли бы их ис­пользовать для изготовления конкурентоспособной продукции; не­обходимая инфраструктура.

Существуют разные организационно-правовые формы иннова­ционного предпринимательства. Широкое распространение в раз­витых странах получили венчурные фирмы, осуществляющие свою деятельность с большой долей риска.

Венчурные фирмы специализируются на исследованиях, разра­ботке, производстве новой продукции и услуг. Создают такие фир­мы обычно ученые-исследователи, инженеры, изобретатели. Вен­чурные фирмы работают на этап роста и насыщения изобретатель­ской активности и, как правило, передают результаты своих иссле­дований другим фирмам — эксплерентам, патиентам, коммутантам. Венчурный капитал представляет собой вложения не только круп­ных компаний, но и банков, государственных структур, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной долей риска, в расширяющийся бизнес.

Фирма-эксплерент — это пионерная фирма, «снимающая слив­ки», — повышенную долю прибыли и сверхприбыли на этапе мак­симума цикла изобретательской активности и с самых первых пар­тий выпуска новой продукции.

Фирма-патиент работает, как правило, на узкий сегмент рынка и удовлетворяет потребности, которые сформировались под дейст­вием моды, рекламы. Такие фирмы функционируют на этапах роста выпуска продукции и одновременно — на стадии падения изобрета­тельской активности.

Фирма-коммутант работает на этапе падения цикла выпуска продукции: она нацелена на удовлетворение местных, националь­ных потребностей, адаптирует инновации к конкретным местным условиям, вносит изменения на разных стадиях производственного цикла — от постановки продукции на производство до изменения в технологии уже выпускаемого продукта.

Интересной организационно-территориальной формой иннова­ционного предпринимательства являются научно-технологические парки (технопарки) — это самостоятельные организационные струк­туры, создаваемые в сфере науки и научного обслуживания в целях поддержания малого предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке инновационной продукции.

Основные задачи технопарков:

· превращение открытий и изобретений в технологии;

· превращение технологий в коммерческий продукт;

· передача в массовое производство технологий изготовления
продукта через малое предприятие;

· формирование и рыночное становление наукоемких фирм;

· поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса.

Бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих ориги­нальные научно-технические идеи.

Бизнес-инкубатор выполняет ряд функций:

· обеспечивает поддержку фирм путем предоставления им на льготных условиях оборудования для опытного производства, оказания консультационных услуг, ввода неизвестных фирм в крут бизнеса, правовой и информационной помощи;

· способствует успешной стратегии коммерциализации риско­вой технологии;

· выполняет образовательную функцию.

Одно из новых и достаточно перспективных направлений в ин­новационном предпринимательстве — использование венчурного (рискового) капитала. Сам термин «рисковый» подразумевает, что во взаимоотношениях инвестора и предпринимателя, претендующе­го на получение от него финансовых средств, присутствует элемент авантюризма.

Венчурное инвестирование осуществляется в малые и средние предприятия, которые разрабатывают новые материалы, технологии или готовый продукт. Поскольку в любых инновациях присутствует элемент риска и порой его доля значительна, то именно инновации нуждаются в средствах венчурного капиталиста. Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи ак­ции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами — физическими или юридическими лицами.

Инвестиции направляются либо в акционерный капитал откры­тых или закрытых акционерных обществ в обмен на долю акций, либо предоставляются в форме инвестиционного кредита на срок от 3 до 7 лет. Встречается и комбинированная форма венчурного инве­стирования, при которой часть средств вносится в акционерный ка­питал, а другая предоставляется в форме инвестиционного кредита.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: