Оценка социальных последствий научно-технических инноваций относится к числу наиболее сложных в методологическом аспекте проблем эффективности инновационной деятельности. С одной стороны, социальные цели и соответственно социальная эффективность должны выступать в качестве основных критериев оценки любого проекта, поскольку конечная цель инновационного проекта выражается в улучшении жизни общества, его гармоничном развитии. И поэтому именно социальные цели проекта должны превалировать в формировании государственной инновационной политики. Результатами ее реализации должны стать:
· достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, отвечающих самым высоким нормативным требованиям;
· качественно новый уровень жизни населения в результате роста продуктивности и эффективности общественного производства, совершенствования бытовой предметной среды обитания городского и сельского населения;
· качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижения материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в направлении разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличения вклада обрабатывающих отраслей;
· преодоление технического отставания страны;
· реализация социальных гарантий, базирующихся на новом, более высоком уровне экономического развития;
· элиминирование возрастающей в процессе нововведений нагрузки на человека в результате коренной перестройки и переоснащения системы здравоохранения, сферы отдыха и досуга.
Однако многие проявления социального эффекта трудно или невозможно измерить, ограничиваясь лишь качественным их описанием. Как правило, чем значительнее социальное достижение, тем сложнее дать ему интегральную количественную оценку.
Помимо экономических последствий инновационный проект может вызвать и социальные изменения — как положительные, так и отрицательные. Задача заключается в том, чтобы, сохранив все положительное, ценное, нейтрализовать отрицательные социальные результаты, что требует дополнительных затрат (в отдельных случаях они могут быть столь значительными, что в целом вариант проекта окажется неэффективным).
Сложность учета социальных результатов заключается в том, что только часть из них может быть представлена в стоимостном выражении (тогда их легко учесть при определении экономической эффективности). Остальные результаты не поддаются измерению в денежном выражении, а представляются в физических единицах (например, единицах измерения вибрации, загазованности, запыленности, мощности излучения).
Оценка социальных результатов предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусмотренные проектом мероприятия по созданию нормальных условий труда и отдыха, обеспечению продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры относятся к обязательным условиям его реализации.
Основные изменения — социальные результаты проекта, подлежащие отражению в расчетах эффективности:
· число рабочих мест в регионе;
· жилищные и культурно-бытовые условия работников;
· условия труда работников;
· структура производственного персонала;
· надежность снабжения населения регионов или населенных пунктов социальными видами товаров (для проектов в топливно-энергетическом комплексе — топливо и энергия, для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности — продовольствие);
· состояние здоровья работников и населения;
· увеличение продолжительности свободного времени населения.
Увеличение продолжительности свободного времени работников предприятия и населения — важный социальный показатель.
Экономия свободного времени (в человекочасах) определяется по проектам, предусматривающим:
· повышение надежности энергоснабжения населенных пунктов;
· выпуск товаров народного потребления, сокращающих затраты труда в домашнем хозяйстве (например, кухонных комбайнов);
· производство новых видов и марок транспортных средств;
· строительство новых автомобильных или железных дорог;
· изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции, транспортных схем доставки работников к месту работы;
· совершенствование размещения торговой сети;
· улучшение торгового обслуживания покупателей;
· развитие телефонной и телефаксной связи, электронной почты и других видов связи;
· улучшение информационного обслуживания граждан.
Возможны и другие проявления социального эффекта. Если социальный эффект поддается стоимостной оценке его учитывают при определении экономической эффективности. В других случаях социальные показатели при расчетах используются как граничные условия.






