Формирование нормативно-правовых основ государственного регулирования в сфере государственных заказов Тверской области

 

Формирование системы размещения государственного заказа в Тверской области началось в 2004 году с принятием ряда нормативных правовых актов, впервые определяющих порядок формирования и проведения закупок для государственных нужд.

В соответствии с Положением о Департаменте государственного заказа Тверской области основными задачами Департамента являются [10]:

 -  обеспечение реализации государственной политики в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Тверской области в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком размещения заказов;

- формирование и обеспечение единого подхода в области эффективного функционирования и развития системы организации проведения торгов в рамках законодательства Российской Федерации и Тверской области;

- обеспечение эффективного и рационального использования средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области, и внебюджетных источников финансирования, в том числе и для реализации целевых программ;

- обеспечение открытого и равного доступа к информации о размещении государственных заказов и о проведении торгов в иных случаях;

- обеспечение равных возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении государственных заказов и при проведении торгов в иных случаях.

- обеспечение добросовестной конкуренции между участниками размещения государственных заказов и торгов в иных случаях.

- оказание содействия, включая методическую и консультационную помощь, муниципальным заказчикам при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд.

Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции [10]:

· обеспечивает размещение государственными заказчиками Тверской области заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Тверской области.

·  осуществляет организацию проведения торгов в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Тверской области.

· осуществляет от имени Тверской области отдельные правомочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Тверской области или государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь, при подготовке земельных участков к торгам, организации и проведении торгов, обеспечивает проведение работ по формированию земельного участка (землеустроительные работы по межеванию земельных участков; проведение оценочных работ земельных участков; проведение инженерно-геологических изысканий земельных участков; разработка проекта планировки территории земельных участков; проведение публичных слушаний по отводу земельных участков; получение санитарно-эпидемиологических экспертиз земельных участков).

Департамент осуществляет функции непосредственно либо в отношении организации и проведения торгов по [10]:

- продаже земельных участков или продаже права на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Тверской области;

- продаже земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь или продаже права на заключение договоров аренды таких земельных участков;

- передаче недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Тверской области, инвесторам для завершения строительства, проведения капитального ремонта или реконструкции;

- предоставлению права заключения договоров аренды объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Тверской области;

- продаже приватизируемого государственного имущества Тверской области;

- через подведомственное департаменту государственного заказа Тверской области государственное учреждение - специализированное государственное учреждение Тверской области "Фонд имущества Тверской области" - на основании заключенного договора на подготовку, организацию и проведение торгов, носящий безвозмездный характер.

· формирует сводный перечень товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области;

·  формирует план - график размещения государственных заказов;

·  ведет Реестр государственных контрактов Тверской области;

·  разрабатывает и утверждает конкурсную документацию и документацию об аукционе на основе заявок на проведение торгов;

·  публикует в официальном печатном издании и размещает на официальном сайте в сети Интернет извещения о размещении государственных заказов и о проведении торгов в иных случаях, а также конкурсную документацию и документацию об аукционе и иную информацию, опубликование и размещение которой предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области;

·  устанавливает размер платы за предоставление конкурсной документации, документации об аукционе, осуществляет безналичные расчеты по денежным средствам, вносимым в качестве платы за предоставление конкурсной документации и документации об аукционе, а также осуществляет прием сумм обеспечения в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

·  принимает решение о создании конкурсной, аукционной или котировочной комиссий, определяет состав и порядок работы комиссий, назначает председателей комиссий, а также принимает решение о замене членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссий, в том числе может принять решение о создании единой комиссии в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством;

·  проводит в установленном порядке конкурс по выбору специализированной организации для осуществления функций по размещению государственных заказов и заключает с ней договор;

·  использует и поддерживает программные средства, обеспечивающие автоматизацию работы с информационными ресурсами в сфере размещения государственных заказов и торгов в иных сферах, прием в форме электронного документа заявок на участие в размещении государственных заказов и в торгах в иных случаях, а также проведение торгов в электронной форме;

·  проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Департамента;

·  осуществляет реестровый учет проводимых торгов;

·  осуществляет реестровый учет поставщиков;

· анализирует результаты проведения торгов и вырабатывает рекомендации по совершенствованию процедуры их проведения;

· обеспечивает целостность, достоверность и сохранность информации, используемой Департаментом при осуществлении его функций;

·  осуществляет иные связанные с обеспечением проведения размещения государственных заказов и организации торгов в иных случаях функции, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области, а также функции, предусмотренные для Департамента нормативными правовыми актами Тверской области.

Департамент имеет право в установленном порядке и в пределах своей компетенции:[11]

·  запрашивать у соответствующих федеральных органов и организаций, а также у соответствующих органов и организаций субъектов Российской Федерации предусмотренные законодательством Российской Федерации необходимые сведения об участниках размещения государственного заказа и участниках иных торгов;

·  запрашивать у органов и организаций Тверской области информацию в пределах компетенции Департамента;

· взаимодействовать с органами местного самоуправления при размещении муниципальных заказов;

· привлекать к работе организации и специалистов для решения конкретных целевых задач на договорной основе в установленном действующим законодательством порядке;

· участвовать в разработке проектов законов Тверской области по вопросам, входящим в компетенцию Департамента. Разрабатывать и вносить в Администрацию Тверской области проекты постановлений и распоряжений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, в частности, сводные предложения по составу государственных заказчиков Тверской области;

· проводить семинары и конференции по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

· организовывать подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для Департамента;

· принимать нормативные правовые акты в виде приказов;

· осуществлять иные связанные с обеспечением проведения размещения государственных заказов и организации торгов в иных случаях права, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области. [10]

 

2.2 Организация системы государственных заказов в Тверской области

 

В нашем регионе создана единая система размещения государственного заказа, которая является централизованной для всех видов закупок, за исключением закупок малого объема (до 100 тыс. рублей).

Участниками данной системы являются:[10]

- государственные заказчики Тверской области;

-департамент госу­дарственного заказа Тверской области - уполномоченный орган по размещению заказа по закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области в части организации и проведения конкурсов, аукционов, в том числе в электронной форме, и запросов котировок;

- поставщики и производители товаров (работ, услуг).

В состав Департамента входят 6 отделов:

· отдел по организации и проведение торгов;

·  отдел по размещению заказов без проведения торгов;

· нормативно-методический отдел;

·  отдел внутреннего и внешнего контроля;

· отдел бухгалтерского учета и организационно-кадровой работы.

Штатная численность сотрудников Департамента определяются Администрацией Тверской области.

В соответствии с Федеральным законом  размещение государственного заказа Тверской области может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Отношения, возникающие между Департаментом и государственными заказчиками Тверской области, регулируются постановлением Администрации Тверской области от 26 декабря 2006 года N 320-па «О порядке взаимодействия департамента государственного заказа Тверской области и государственных заказчиков Тверской области». Департамент обеспечивает размещение сводных планов-графиков на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Тверской области – www.gostorgi.tver.ru. Под планом-графиком понимается план-график размещения государственного заказа Тверской области в текущем году на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Тверской области за счет источников финансирования текущего года и плановых периодов, включая долгосрочные контракты, и план-график размещения государственного заказа Тверской области в текущем году на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Тверской области для обеспечения потребности государственных заказчиков Тверской области на плановые периоды; [12]

 Утвержденные планы-графики являются обязательными для государственных заказчиков. Закупки продукции осуществляются государственными заказчиками только в соответствии с утвержденными планами-графиками.

Для организации размещения государственного заказа Тверской области государственные заказчики Тверской области разрабатывают и направляют в департамент госзаказа пакет документов в соответствии с утвержденным планом – графиком: заявку на организацию и проведение торгов, запроса котировок, техническое задание, проект государственного контракта. [12]

Для оптимизации процесса реализации государственного заказа департамент государственного заказа автоматизирует регистрацию процессов формирования, размещения и исполнения государственного заказа Тверской области, внедряя автоматизированную информационную систему управления государственным заказом Тверской области (АИС «Госзаказ»).

 

 

 

Вывод

Построение продуктивной рыночной экономики невозможно без формирования государственной политики создания экономических и правовых условий развития предпринимательства. Мощным рычагом влияния на национальную экономику в целом и ее предпринимательский сектор является система государственных заказов, посредством которой осуществляется производство, закупка и поставка продукции и услуг (работ) для общественных нужд. Государственный заказ – обоснованная и оформленная потребность в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд. Такая потребность может возникать на разных уровнях вертикали власти: на уровне федеральной власти Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации или на уровне местного самоуправления. Прежде всего, потребности в продукции возникают у органов исполнительной власти.

Под размещением государственного заказа понимаются действия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Государственная закупка является конечным этапом процесса реализации государственного заказа, то есть приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд

Государственные закупки -основной элемент системы государственного регулирования социально-экономического развития. Закупка – это средство организации со стороны государства бескризисного развития экономики, организация конкурентоспособного национального производства, его развития на основе НИОКР, создания рабочих мест, реализация социальной политики государства.

Используя государственный заказ как инструмент регулирования и программирования экономики, науки и техники государство привлекает и потенциал частного предпринимательства к обеспечению устойчивости экономического развития, решению актуальных социально-экономических задач. В этом случае, в процессе воздействия системы государственных заказов на экономику наряду со стимулирующим возникает и синергетический эффект.

Формирование системы размещения государственных заказов осуществляется на основании: Положения «О Департаменте стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития Российской Федерации», Положения «О Совете по государственным закупкам при Минэкономразвития России», Положения «О Департаменте государственного заказа Тверской области» (в Тверской области).

Размещение государственных заказов может осуществляться:

· путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

· без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В нашем регионе создана единая система размещения государственного заказа, которая является централизованной для всех видов закупок, за исключением закупок малого объема (до 100 тыс. рублей).

Участниками данной системы являются:

- государственные заказчики Тверской области;

-департамент госу­дарственного заказа Тверской области - уполномоченный орган по размещению заказа по закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области в части организации и проведения конкурсов, аукционов, в том числе в электронной форме, и запросов котировок;

- поставщики и производители товаров (работ, услуг).

 

Список литературы

1. Брежнева, Ю.В. Как стать поставщиком для государственных нужд: новые правила игры определяют новые стратегии// Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - №5. – С.48-55

2. Денисов, Э.А., Уткин, А.Ф. Региональные государственные заказы. - Режим доступа: http://polbu.ru

3. Об утверждении положения о Департаменте стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития Российской Федерации. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 октября 2006 г. № 347

4. Об утверждении Положения о Совете по государственным закупкам при Минэкономразвития России. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. № 318.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.info-law.ru

6. Точилин, Р.Ю. Пределы полномочий заказчика при размещении государственного и муниципального заказов// Право и экономика. – 2008. - №6. – С.13-16

7. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы/А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – Режим доступа: http://exsolvernarod.ru

8. Толстокорова, Е.Н. Как скажите, так и…: состояние и перспективы развития системы размещения государственного заказа// Российское предпринимательство. – 2007. - №5. – С.110-114

9. Трефилов, Д.Н. Проведение электронного аукциона на электронной торговой площадке// Справочник экономиста. – 2008. – №11. - С.63-66

10.   Постановление о Департаменте государственного заказа Тверской области. Постановление администрации Тверской области от 8 августа 2006 г. № 197-па

11.   Иванов, С.В. Экономическая сущность механизма проведения государственных конкурсов// Экономические науки. – 207. - №6. – С.159-162

12.   Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком): Приказ Минэкономразвития РФ от 3 мая 2006 г. № 124.

13.   Смотрицкая, И.И. Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы (научный доклад). - М.,2007. – С. 3-5

14.   Порт, М.С. Взаимосвязь развития системы государственных закупок и региональной экономики// Региональная экономика: теория и практика. – 2008. - №16. – С. 54-58

15.   Карпов, В.А. Актуальные проблемы применения законодательства РФ о размещении заказов для государственных нужд// Юридический мир. – 2008. - №2. – С.26-28

16.   Некрасова, Л. Подставные аукционы проводить не дадим// Вопросы местного самоуправления. – 2008. - №2. – С.37-38

17.   Редин, Е. Плюсы и минусы закона о закупках. – Режим доступа: http://aetp.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: