Показатель | Расчет | Значение показателя | ||
для благополучных компаний | За 5 лет до банкротства | З год до банкротства | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Коэффициент Бивера | 0,4 – 0,45 | 0,17 | - 0,15 | |
Рентабельность активов | 6 – 8 | 4 | - 22 | |
Финансовый левередж | <37 | <50 | <80 | |
Коэффициент покрытия активов чистым оборотным капиталом | 0,4 | <0,3 | 0,06 | |
Коэффициент покрытия | <3,2 | <2 | <1 |
"Модель Альтмана" (или "Z - счет Альтмана")
Она представляет собой пятифакторную модель, в которой факторами выступают показатели диагностики угрозы банкротства.
На основе обследования предприятий - банкротов Э.Альтман рассчитал коэффициенты значимости отдельных факторов в интегральной оценке вероятности банкротства.
Z=1,2К1+1,4К2+3,3К3+0,6К4+1,0К5
Где: Z - интегральный показатель уровня угрозы банкротства;
К1 - отношение оборотного капитала к сумме всех активов предприятия (он показывает степень ликвидности активов);
К2 - отношение нераспределённой прибыли, резервов и фондов к сумме всех активов;
|
|
К3 – отношение результата от реализации к сумме всех активов;
К4 – отношение суммы собственного капитала к заемному;
К5 - отношение объема продажи продукции к стоимости активов
К1=0,44
К2=0,20
К3=0
К4=1,74
К5=5,9
Оценочная шкала для модели Альтмана
Значение показателя "Z" | Вероятность банкротства |
до 1.80 | Очень высокая |
1.81 - 2.70 | Высокая |
2.71 - 2.99 | Возможная |
3.00 и выше | Очень низкая |
Заключение
В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Главное внимание в ней уделяется проблемам выхода из кризиса, непосредственно связанным с устранением причин, способствующих его возникновению. Анализируются внешняя и внутренняя среда бизнеса, выделяются те компоненты, которые имеют значение для организации, осуществляются сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — это первый этап разработки стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.
Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса. При проведении анализа внешней среды слишком большой или слишком малый объем полученной информации может исказить истинное положение. Поэтому, чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, необходимо правильно сопоставить полученные результаты и свести в единое целое несколько этапов анализа:
· анализ макросреды, который условно можно разделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение;
|
|
· анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.
Антикризисное управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность антикризисногоуправления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.
Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления. Их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять.
Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка.Такой профессионализм рождается в процессах специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства управления в критических ситуациях.
Рекомендации:
1) В рамках первого этапа должно происходить устранение нехватки денежных средств для расчетов по неотложным обязательствам за счет ликвидации "лишних" активов предприятия. Причем такая ликвидация должна зачастую осуществлять ненормальным с точки зрения обычного управления способом, т. е. не взирая на возможные потери как уже полученных и материализованных в активах предприятия средств, так и тех, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.
2) Добившись временного восстановления финансовой устойчивости предприятия путем продажи "лишних" активов предприятия и уменьшением издержек, антикризисный управляющий для закрепления достигнутого эффекта на более продолжительный срок должен предпринять меры по увеличению денежного потока от основной деятельности предприятия и в первую очередь обратить внимание на маркетинг.