Сегментация рынка туристического спроса или его структурирование по комплексу признаков в соответствии с потребностями анализа основывается преимущественно на четырех основных принципах – географическом, демографическом, психографическом и поведенческом.
Разделение по географическому принципу предполагает: группировка потребителей по месту жительства (регион, страна, местность, тип населенного пункта, его величина и функции), для определения транспортно-географического положения поселения в системах расселения разного порядка, что позволяет установить туристическую доступность для потребителя предлагаемого турпродукта, по мере связанности места жительства с основными центрами концентрации предложения. Обязательно также следует учитывать природные особенности постоянного места жительства потребителя (климат, ландшафты). Географическая принадлежность большой мере влияет на формирование потребностей и мотивацию к путешествиям, даже на выбор конкретных признаков турпродукта, поскольку окружение, в том числе и природное, формирует человеческое сознание, восприятие, вкусы и предпочтения, что сказывается на поведении потребителя.
|
|
На основе демографического принципа рынок туристского спроса сегментируют по возрасту, полу, семейному положению, определенным жизненным циклам семьи и другим параметрам.
В соответствии с запросами каждой потребительской группы формируются сегменты молодежного туризма, туризма людей среднего и «третьего возраста».
Молодежный туризм охватывает потребителей 30 лет, имеющих наибольшую туристскую активность, свободное время для занятий туризмом и спортом. Они часто совмещают эти запросы, их требования к уровню комфорта и класса обслуживания сравнительно невысокие, поскольку ограничены доходами. Это предполагает спрос на недорогие туры с активным проведением досуга. Этот сегмент в развитых странах составляет до 40% туристического рынка.
В соответствии возрастными различиями в его пределах выделяют детский или школьный туризм и собственно молодежный.
Потребительский туристический сегмент людей среднего возраста еще более сложный по мотивации и требует всегда дополнительной стратификации. К этой категории относятся люди в возрасте 30-50 лет, т.е. в основном экономически активное население. В этом сегменте превалирует семейный туризм, чем и обусловлена специфика запросов (сезон и срок путешествия, его характер, удаленность, уровень комфорта и т.п.). Этому сегменту присуща четко выраженная сезонность, связанная с соотношением рабочего и свободного времени. Как результат, формируются запросы с ориентацией на оздоровление детей во время каникул, влияющие на формирование массовых туристических потоков.
|
|
Сегмент людей «третьего возраста» (более 50 лет) характеризуется преимущественно нестандартностью спроса, высокими требованиями к комфорту. Они посещают курорты не в сезон, хотя и положительно реагирует на сезонные льготы, предъявляют требования неспешности и информативной насыщенности путешествия.
Социодемографические признаки положены в основу сегментации, предложенной ВТО – это сочетание уровня доходов и уровня образования. Выделяют четыре сегмента.
Первый сегмент объединяет людей со средним и относительно низким уровнем доходов (мелкие служащие, представители малого бизнеса), целью поездки которых является отдых, чаще всего на море. Они путешествуют на незначительные расстояния (до ближайшего побережья), а выбор конкретного места отдыха зависит от уровня цен. Этот сегмент вообще очень чувствителен к колебаниям цен и требовательный к качеству услуг и товаров, которые они получают за эту цену. Это наиболее многочисленный сегмент, который составляет основу массового туристического потока.
Второй сегмент включает лиц с уровнем доходов выше среднего, с высшим или средним специальным образованием (врачи, адвокаты, ученые, управленцы высшего звена, государственные служащие). Целью путешествия для данного сегмента является сочетание активного отдыха с познавательной деятельностью (причем второй мотив превалирует). Путешествуют часто раза в год (например, летом отдых на морском побережье, зимой – на горнолыжном курорте) семьей или в кругу друзей. Преобладают путешествия на дальние расстояния, а выбор конкретного места продиктован познавательным интересом, поэтому могут мириться с отсутствием привычного комфорта ради достижения познавательной цели, но выдвигают значительные требования к информационной насыщенности тура.
Третий сегмент – лица с высоким уровнем доходов и высшим образованием (мощный бизнес). Для этого сегмента основной целью поездки является смена впечатлений, поэтому преобладают далекие, часто экзотические путешествия. Превалируют индивидуальные путешествия среди людей среднего возраста, и групповые – среди лиц «третьего возраста».
Четвертый сегмент включает людей с различным доходом, путешествующих за счет сбережений. Это высокообразованные лица, отправились в путешествие для изучения другого образа жизни, поэтому эти путешествия дорогие и длятся достаточно долго.
Выделяют сегменты потребителей по принадлежности к определенному общественному классу, поскольку это в значительной мере определяет стиль жизни и соответствующее отношение к туризму.
Типичной классификацией по стилю жизни является разделение на такие сегменты (таблица 5.2.)
Таблица 5.2. Сегментация рынка потребителей по стилю жизни [11]
Тип | Сегменты | Характеристика |
Ограниченные | честолюбивые | люди с незначительными доходами, ограниченные в доходах, которые не смирились с ограничениями, которые на них накладывает бедность и по возможности желают придерживаться престижного стиля жизни. Путешествуют иногда за счет сбережений, выдвигая запрос на дешевые туры, часто пользуются услугами социального туризма |
те, которые смирились | практически не пользуются организованной формой туризма, иногда посещают родственников | |
Среднее большенство | основные потребители | консерваторы, поведение которых ориентировано на надежность, потому и отдают предпочтение имиджу туристической фирмы, ориентируются на ее предложения |
те, которые достигли успеха | уверенные в себе люди, которые, в том числе и через туризм, стремятся закрепить полученный статус, подчинены действию факторов престижа и моды | |
те, которые стремятся к успеху | в основном амбициозные люди, «борцы» с активной жизненной позицией, которые стремятся к определенному статусу, в том числе используя туризм, часто собирая деньги на нестандартные туры, выдвигают требования качества и комфорта | |
Новаторы | реформаторы | луди, материальный и культурный уровень которых позволяет им быть независимыми в своих желаниях и требованиях, в том числе и к туризму. Формируют элитные запросы, чувствительны к новациям, могут мириться с отсутствием комфорта ради реализации мечты, но выдвигают требования к полному обеспечению этой мечты |
переходные | те, которые переходят с одного культурного слоя в другой и стремятся закрепить этот переход при помощи туризма, формируют нестандартный спрос, чувствительны к новациям |
|
|
Тип личности (импульсивный, конформистский, авторитарный, честолюбивый) влияет на характер запросов, потребительское поведение, решение о покупке того или иного турпродукта.
По типу личности, определяется требования к турпродукта на рынке туристского спроса, выделяют шесть сегментов:
S-тип – отдыхающий, предпочитает пассивный отдых у моря, спокойствие и комфорт.
F-тип – турист, который более всего предпочитает смену впечатлений, поэтому предпочитает путешествовать на дальние расстояния и только туда, где «кипит жизнь», где есть общество, удовольствие, флирт.
W-1-тип – любит лесные прогулки и походы, предпочитает активный отдых, во время которого стремится поддерживать хорошую физическую форму, но профессионально спортом не занимается.
W-2-тип – в отличие от предыдущего – более спортсмен, чем любитель, поэтому при выборе тура ориентируется на возможность заниматься любимым видом спорта.
А-тип – любит риск, приключения, стремится к новым острым впечатлениям, испытаниям.
В-тип – любознательные туристы, путешествующие с просветительской целью, и основой путешествия является ознакомление с достопримечательностями. В пределах типа выделяют три разновидности:
|
|
●«эксперты», что «коллекционируют» достопримечательности, которые они посетили,
●«эмоциональные любители культуры и природы», стремятся их увидеть и получить от этого наслаждение,
●«специалисты», стремящиеся не только увидеть, но и углубить свои знания в определенных направлениях культуры.
Потребителей разделяют на сегменты:
●по отношению к турпродукту или товару (положительное, отрицательное);
●по степени его восприятия (не проинформирован, информирован, заинтересован, желающий приобрести);
●по интенсивности и стилю потребления (регулярно, изредка);
●по преимуществами (качество, экономичность, комфортность, безопасность);
●по степени преданности тому или иному виду туризма (хобби, увлечения, обычное любопытство);
●что влияет на потребительский статус (регулярный потребитель, начинающий, потенциальный, бывший);
●решение о приобретении определенного тура в той или иной туристической фирме.
Выделяют следующие сегменты туристического рынка: познавательный, спортивно-оздоровительный, отдых и развлечение, курортно-лечебный, деловой, религиозный, учебный, экологический, этнический, охотничий т.д. Таким образом, формирование спроса на туристические услуги и их потребление является сложным, многофакторным процессом с возможным вариативным результатом. Обобщая процесс формирования спроса на рынке туристических услуг, можно выделить по характеру спроса три основных сегмента: массовый, нестандартный и элитарный. Массовый характеризуется определенным стандартом спроса: отдых, оздоровление, положительные эмоции, предусматривающий значительное количество развлечений, небольшие физические и познавательные нагрузки. Превалируют организованные недорогие путешествия, гарантирующие привычные комфортные условия, на незначительные расстояния – до ближайшего курорта, с которым к тому же удобное сообщение. Определение нестандартного сегмента основывается на избирательности запросов (к месту, способу проведения досуга, его форм). Такой подход зависит, прежде всего, от личных предпочтений. Превалируют эксклюзивные индивидуальные путешествия с широким использованием углубленной и специализированной туристско-экскурсионной информации.
Потребители сегмента, который можно отнести к элитарному, еще более нацелены на удовлетворение нестандартного спроса, в основном обусловленного собственным хобби. В путешествии превалирует познавательный мотив, что обусловливает высокие требования не только к комфортности и качеству обслуживания, но и к содержательному наполнению экскурсионных и досуговых программ в соответствии с индивидуальными требованиями[11].