Кинематический анализ. Задачи и методы

Основным назначением механизма является выполнение требуемых движений, которые описываются с помощью кинематических характеристик.

Кинематический анализ — это изучение движения звеньев механизма без учета действующих сил.

Под кинематическими характеристиками понимаются перемещения, скорости и ускорения точек, а также угловые скорости и угловые ускорения звеньев. Определение траекторий точек необходимо для того, чтобы спроектировать, например, корпус машины, очертания картеров, исключить столкновение звеньев при движении и т. д. Кроме того, кинематический анализ дает возможность перейти к следующему этапу проектирования — динамическому расчету, при котором необходимо знать скорости и ускорения точек и звеньев.

Перемещения, скорости, ускорения определяют в пределах цикла работы механизма, т. е. за один оборот ведущего звена, для нескольких положений. Движение звеньев зависит от закона движения ведущего звена, поэтому при решении задач кинемати­ческого анализа должны быть заданы:

        1) структурная схема механизма с указанием ее размеров,
т. е. кинематическая схема;

       2) закон движения начального звена.

Основные методы кинематического анализа:

—  метод построения планов;

—  метод кинематических диаграмм;

—  аналитический метод.

Графические методы отличаются простотой и наглядностью; иногда они являются единственно приемлемыми, т. к. дают наиболее простое решение.
В данном пособии использован метод построения планов. Планы строятся в заданном масштабе. При этом вводится понятие масштабный коэффициент. Масштабным коэффициентом физической величины на­зывают отношение численного значения физической величины к длине отрезка в миллиметрах, изображающего эту величину. Масштабные коэффициенты обозначают буквой μ с индексом, указывающим, к какой величине они относятся. Например, масштабный коэффициент длин μl   есть отношение какой-либо длины l AB в метрах к отрезку AB, изображающему эту длину на чертеже в миллиметрах:

, м/мм.



Планы положений механизма

Изображение кинематической схемы механизма, соответствующее определенному положению начального звена, называется планом механизма.

Рассмотрим построение планов механизма на примере кривошипно-ползунного механизма (рис.1).

Выбираем масштабный коэффициент таким образом, чтобы длина кривошипа ОА на чертеже была равна 30…40 мм, и наносим расположение неподвижных осей. От оси вращения кривошипа (точки О) намечаем горизонтальную линию – ось перемещения ползуна. При этом, согласно заданию, ось ползуна может быть смещена на расстояние «у» от оси вращения кривошипа. Это расстояние следует отложить с учетом выбранного масштабного коэффициента.

Задаемся крайним положением механизма (кривошип ОА0 и шатун А0В0 располгаются на одной линии, т.е. происходит наложение звеньев). Точка В0 определяет начало рабочего хода ползуна. На рисунке 1 это положение показано зеленым цветом.

Конец кривошипа (точка А) движется по окружности радиуса ОА
с постоянной угловой скоростью. Принимая во внимание направление вращения кривошипа, показанное круговой стрелкой, делим окружность радиуса ОА на равные части (например, на 6 частей). Обозначим точки деления А1, А2 … и т.д. Точка А6 совпадает с А0; при этом кривошип совершает полный оборот.

Из точек деления А1, А2 …и т.д. делаем засечки В1 , В2 …на оси движения ползуна радиусом, равным длине шатуна АВ. Найденные положения точки В определяют положение поршня (ползуна) за один цикл, т.е. за полный оборот кривошипа.

Соединяем одноименные точки А1 и В1, А2 и В2 … и т.д. Получили положения шатуна за цикл движения.

Рис. 1. Построение плана положений кривошипно-ползунного механизма

В положении 3 кривошип ОА3   и шатун А3В3 снова лежат на одной линии, т.е. происходит суммирование длин звеньев (см. красный цвет), поэтому точка В3 определяет конец рабочего хода, и ползун начинает двигаться в обратном направлении. Точки В4, В5 соответствуют холостому ходу механизма.

Построенный план положений механизма позволяет определить траектории точек и положения звеньев за цикл движения, то есть приступить к следующим задачам кинематического анализа – построению планов скоростей и планов ускорений механизма.


Планы скоростей механизма

Планом скоростей называют чертеж, на котором изображены в виде отрезков векторы, равные по модулю и по направлению скоростям различных точек механизма в данном положении.

Для построения плана скоростей необходимы исходные данные:

1) план механизма с указанием размеров;

2) угловая скорость начального звена ωОА.

Определить: скорость и ускорение точки В; угловую ско­рость и угловое ускорение звена АВ.

Механизм образован присоединением к ведущему звену груп­пы Ассура II класса 2-го вида (рис. 2а). Выделим эту группу и построим для нее план скоростей для одного из положений механизма.

Из теоретической механики известно, что любое движение плоского тела может рассматриваться как сумма двух движений: вращение относительно некоторой точки (полюса) и поступательное (переносное) движение полюса.

Скорость точки В определит­ся уравнением:

                                  (1)

Известны величина и направление скорости точки А

;     .       (2)

Известны также направления скоростей: ; .

 Построим векторное уравнение (1).

1. Выбираем произвольную точку р - полюс плана скоростей и откладываем в направлении вектора VA отрезок произвольной длины ра
(рис. 2, б). При этом определяем значение масштабного коэффициента плана скоростей

                               (3)

2. Через точку а плана скоростей проводим направление относительной скорости VВA - прямую, перпендикулярную стороне звена АВ; через полюс проводим направление абсолютной скорости точки   В — горизонтальную прямую, па­раллельную   хх.

3. Пересечение этих двух прямых – единственная общая точка, определяющая решение векторного уравнения (1). Обозначим эту точку буквой b и соединим ее с полюсом. Отрезок pb изображает абсолютную скорость точки В.  Величину скорости находим, измерив отрезок на плане и умножив его на масштабный коэффициент

                                   (4)

Таким образом, на плане скоростей изображено уравнение (1) в принятом масштабе: левая часть уравнения – вектор абсолютной скорости pb; правая часть уравнения – сумма двух векторов: переносной скорости и относительной скорости аb.

 

Рис. 2. Пример построения плана скоростей и ускорений а — план механизма;

б — план скоростей; в — план ускорений

 

4. Точка В движется по дуге окружности радиусом равным длине шатуна относительно точки А, поскольку в точке А – вращательная кинематическая пара. Угловую скорость звена АВ находим из выражения

 .             (5)

5. Мысленно переносим вектор относительной скорости ab с плана скоростейв точку В плана механизма, и увидим, что этот вектор вращает звено АВ против часовой стрелки (см. рис. 2 а, б).

По приведенной методике строятся планы скоростей для всех положений механизма. Построение планов скоростей следует выполнять из одного полюса, что позволит видеть изменение величины и направления скоростей на рабочем и на холостом ходу, а также в крайних положениях механизма.


Планы ускорений механизма

Планы ускорений в курсовой работе рекомендуется построить для одного из крайних положений и для одного из промежуточных.

Абсолютное ускорение точки B складывается из переносного ускорения аА и относительного ускорения   аВА при движении точки В по окружности  с центром в точке А.

                                                   (6)       

Поскольку относительное движение вращательное, неравномерное, то, как известно из теоретической механики, ускорение складывается из нормального и касательного

                     (7)

где  - вектор направлен от точки А к центру вращения – точке О.

—нормальное ускорение в относительном движении, направленное по радиусу вращения к центру вращения (точке А);

Вектор касательного ускорения .

Вектор абсолютного ускорения aB  направлен параллельно x-x.

Построим уравнение (7) в виде суммы векторов (рис. 2, в)

1. Выбираем точку π — полюс плана ускорений. Откладываем из полюса вектор  в виде отрезка произвольной длины , направленного параллельно вектору . Определяем масштабный коэффициент

          (8)

2. Из точки а откладываем в направлении от точки В к точке А, отрезок an, изображающий вектор нормального ускорения. Величина отрезка an определяется соотношением:  

                                                                     (9)

3. Через полученную точку п в направлении, перпендикулярном АВ, проводим прямую линию – направление касательного ускорения.

4. Через полюс проводим направление абсолютного ускорения точки В. Ползун образует поступательную пару со стойкой, поэтому вектор ускорения аВ может быть направлен только по горизонтали, то есть параллельно x-x.

5. Точка пересечения направлений двух последних векторов определяет абсолютное ускорение, а также направление и величину касательного ускорения.

6. На плане ускорений, построенном с учетом масштабного коэффициента, правая часть уравнения (7) изображена соот­ветствующими векторами , , .  Результирующий вектор  изображает абсолютное ускорение точки В.

                                                 (10)

7. Угловое ускорение звена АВ  находим по касательной состав­ляющей

           (11)

8. Направление углового ускорения находим, перенося вектор касательной составляющей ускорения  в точку B механизма (см. рис. 2 в, а).

Величина абсолютного ускорения точки В

                                           (12)

Определим значения полных относительных ускорений

                    (13)

С учетом известных из теоретической механики формул (см. значения величин, входящих в уравнение 7), получим

                             (14)

Величину полного относительного ускорения аВА можно определить графическим способом. Для этого следует соединить точки а  и в на плане ускорений, измерить отрезок ав в миллиметрах, а затем полученное значение умножить на масштабный коэффициент.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: