Существует множество налоговых классификаций.
В зависимости от ставок налогообложения налоги подразделяются на:
- пропорциональные;
- прогрессивные;
- регрессивные.
В зависимости от метода взимания налоги делятся на:
- прямые;
- косвенные.
Классификация налогов по налогоплательщикам включает, как правило, три группы налогов:
- с организаций (налог на прибыль; налог на добавленную стоимость и т.д.);
- с физических лиц (налог на доходы физических лиц и т.д.);
- с организаций и физических лиц (транспортный налог, госпошлина и т.д.).
Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций (рис.1.4.).
Рис.1.4. Группировка налогов, взимаемых с предприятий и организаций[5]
Налоговым кодексом Российской Федерации введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Она регламентируется статьей 12 ч. I НК РФ.
Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в налоговом кодексе (табл.1.1.):
- федеральные (на уровне России)[6];
- региональные (на уровне регионального органа государственной власти) [7];
- местные (на уровне органа местного самоуправления)[8].
Таблица 1.1.
Перечень налогов в зависимости от уровня их установления и изъятия, взимаемых с предприятий, и бюджеты их зачисления[9]
Федеральные налоги | Региональные налоги | Местные налоги и сборы |
Налог на прибыль (ФБ, РБ, МБ). | Налог на имущество предприятий (РБ, МБ) | Земельный налог (ФБ, РБ, МБ) |
Акцизы на отдельные группы и виды товаров (ФБ, РБ, МБ) | ||
Налог на добавленную стоимость (ФБ) | ||
Акцизы на минеральное сырье (ФБ) | ||
Государственная пошлина (ФБ, РБ, МБ) | ||
Налог на доходы физических лиц (РБ, МБ) | ||
Социальный налог (ВБФ РФ) | ||
Налог на пользование объектами животного мира (ФБ, РБ, МБ) | ||
Водный налог (ФБ) |
Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды (ФБ - федеральный бюджет; РБ - региональные бюджеты; МБ - местные бюджеты; ВБФ РФ - специальный внебюджетный фонд Российской Федерации) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.
Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязателен только один - земельный налог.
Они устанавливаются законодательными актами РФ. В частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются гл. 31 НК РФ.
Все вышеперечисленные налоги и сборы формируют налоговое поле предприятия, под которым понимается вся совокупность налоговой ответственности налогоплательщика перед бюджетами соответствующих уровней, выраженная в количественном состоянии этих обязательств. Другими словами, налоговое поле – это набор налогов, которые налогоплательщик должен исчислить и внести в бюджет, а так же все связанные с исчислением и уплатой этой суммы обязанности налогоплательщика перед налоговым законодательством и налоговыми органами[10].
На практике каждое отдельно взятое предприятие исчисляет и уплачивает в бюджет далеко не все из ранее приведенных налогов и сборов – в этом заключается индивидуальность налогового поля. Это связано с тем, во-первых, налоги должны быть исчислены и уплачены предприятием только в том случае, если возникает объект налогообложении, который весьма специфичен для каждого налога. В случае отсутствия объекта у предприятия не возникает налоговой ответственности[11].
Налоговое планирование на предприятии
Налоговое планирование для предприятий — составная часть стратегического финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Одна из его главных целей — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.
Налоговое планирование на уровне предприятия - это выбор между разными вариантами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и размещения активов с целью достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств, которые при этом возникают.
Налоговое планирование представляет собой ряд мероприятий, направленных на уменьшение налоговых выплат. Эти мероприятия состоят, в первую очередь, в структурировании бизнеса и разработке юридических и налоговых схем по законной оптимизации НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущества, ЕСН. В отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговое планирование является абсолютно законным средством сохранить заработанные деньги.
Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:
- придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;
- свести к минимуму налоговые обязательства;
- максимально увеличить прибыль;
- разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;
- эффективно руководить денежными потоками;
- избегать штрафных санкций.
Налоговое планирование целесообразное всегда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на гране рентабельности или, что худшее, на гране банкротства. При грамотном подходе улучшение финансового состояния предприятия не будет связано с налоговыми нарушениями.
Налоговое планирование могут осуществлять как граждане - субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, - производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).
Налоговая схема деятельности каждого предприятия в общем, как и реализации каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальной и требует предварительного планирования и расчетов. Элементы налогового планирования, даже если оно специально не организовывается и не реализуется, присутствуют в деятельности каждого предприятия и каждого предпринимателя. Человек, который только-только становится на путь предпринимательской деятельности и решает, в какой форме эту деятельность осуществлять - быть предпринимателем без создания юридического лица или регистрировать предприятие - уже занимается налоговым планированием, поскольку, просчитывая затраты, связанные с приобретением патента или регистрацией предприятия, он одновременно считает и налоги, которые будет платить в первом и во втором случаях.
Работы по налоговому планированию, которые осуществляют налоговые консультанты, предполагают следующую этапность работ:
Первый этап. Подготовка налогового плана деятельности предприятия: годового плана оптимальных налоговых платежей с точки зрения налоговой безопасности и экономической эффективности, учитывающего специфику предприятия;
Второй этап. Разработка и описание схем и иных мероприятий по легальной оптимизации налоговых платежей, адаптированных к специфике деятельности предприятия и существующей системе учета.
Третий этап. Осуществление юридического, бухгалтерского и налогового сопровождения при устранении выявленных налоговых проблем и реализации утвержденных заказчиком схем и иных мероприятий, направленных на легальную оптимизацию налогообложения (вплоть до разработки юридических документов, описания бухгалтерских проводок, согласования позиции предприятия с налоговыми органами и т.д.).
Механизмы оптимизации, предлагаемые налоговыми консультантами, основаны исключительно на положениях действующего законодательства и связаны с использованием тех льгот и преимуществ, которые уже предоставлены государством. При необходимости правильность применения тех или иных механизмов налоговой оптимизации может быть подтверждена соответствующими разъяснениями налоговых органов различных уровней, в том числе путем получения индивидуальных разъяснений для конкретного предприятия.
Рис.1.5. Схема налогового планирования на предприятиях[12]
Последовательность налогового планирования (рис.1.5.):
1. Текущее планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля.
2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства, формируется система договорных отношений (договорное поле).
3. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию.
4. Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок.
5. Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок.
6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета.
7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.
8. Определяются альтернативные способы учетной политики организации.
Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать. Поэтому каждое предприятие, формируя службу налогового планирования, должно исходить, во-первых, из того, какие средства оно может выделить на организацию такой деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти затраты окупиться, а если окупятся, то за какое время. Конечно, на малых предприятиях, где кроме рабочих, есть только руководитель (директор) и бухгалтер, ни о какой специальной службе речь идти не может, а функции налогового планирования должны на себя взять они самостоятельно. На больших предприятиях, где, как структурные подразделения, уже организована бухгалтерия и планово-финансовый отдел, обязанности по выполнению таких функций целесообразно возложить на одного из работников этого отдела или сформировать группу налогового планирования.
Что касается крупных предпринимательских структур, то в их организационной структуре следует формировать специальные отделы налогового планирования.
В состав этих подразделений (групп или отделов) целесообразно вводить:
- финансистов, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность;
- бухгалтеров - анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений (стандартов) бухгалтерского учета;
- юристов - готовят необходимые документы для оформления и выполнения соглашений, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права.
В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию (рис.1.6.).
|
Рис.1.6. Организация налогового планирования[13]
Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции:
- руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации
- юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами
- бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить
- специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы.
Налоговое планирование предусматривает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков (рис.1.7.)
|
|
Рис.1.7. Уровни налогового планирования[14]
Уровень первый - выучить налоговые законы и научиться своевременно и правильно платить налоговые платежи. Для этого нужно знать только перечень всех налогов и сборов, их объекты налогообложения, ставки, источник и сроки уплаты. Вычислить базу налогообложения, умножить ее на ставку и отнести за счет соответствующего источника - это все, что нужно сделать, чтобы налог был начислен.
Уровень второй - научиться оптимально платить налоговые платежи (планировать соразмерность доходов и затрат в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить лишнего), анализировать финансовое состояние предприятия.
Уровень третий - научиться платить минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления.
Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.