Кафедра Теории государства и права
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ И МЕСТО В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Курсовая работа
студента IІ курса 7 группы
дневного отделения
специальности «Юриспруденция»
Лебедева Никиты Александровича
кандидат юридических наук,
доцент А.С. Бондарев
Пермь 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Сущность правового воспитания
1.1 Исторический аспект возникновения воспитания
1.2 Различные подходы к понятию содержания правового воспитания
Глава 2. Место правового воспитания в системе воспитания личности
2.1 Правовая социализация личности
2.2 Роль правового воспитания в процессе воспитания личности
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о правовом воспитании был и остается актуальным с момента возникновения первых форм организации человеческого общества и появления первобытных традиций и обычаев.
История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов местного самоуправления и общества в целом.
Но невозможно говорить о формировании правосознательной личности без учета ее воспитания в целом. Ведь успех правового воспитания непосредственно зависит от уровня подготовленности человека. Невозможно воспитать того, кто не обладает для этого минимальным запасом знаний.
Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, так как показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства.
Целью моей курсовой работы является раскрытие понятия правового воспитания через его изменение в процессе исторического развития. А также выявление роли правового воспитания в процессе воспитания личности в целом.
Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Исторический аспект возникновения воспитания
Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания.
Можно сказать, что воспитывала сама жизнь; природная среда требовала от человека только такого поведения и действия, которые позволили бы ему выжить. В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик. Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. Любые виды самоограничений, с которыми сталкивался ребенок, были коллективными и носили обязательный характер. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружающего мира.
По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на естественном разделении труда и соответствующей социокультурной сущности первобытной эпохи, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детерминирован общественным разделением труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. Различные социальные группы и отдельные люди имели возможности, соответствующие их общественному положению. В результате у них появились разные педагогические задачи. То есть произошла дифференциация целей воспитания и способов реализации последних. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.
Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека. Но для каждой великой или локальной цивилизации характерны свои особенности воспитания.
Правовое воспитание, как особая форма общественной деятельности, начинает складываться с появлением права как специфического средства регулирования человеческого поведения. В глубокой древности центрами такой деятельности служили храмы. К примеру, в древнем Шумере 3 тыс. лет до н. э. при храмах создавались школы, готовившие писцов для хозяйственных и административных нужд и прежде всего для государственного и храмового аппаратов. В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в образовании выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. У шумеров воспитанник в идеале должен в полной мере овладеть письмом, искусством певца и музыканта, умением выносить разумные и законные решения, а также разбираться в жертвоприношениях богам. В древневавилонских школах воспитанник наряду с усвоением знаний по арифметике, пению и музыке, по распределению рационов, делению имущества и практическим их применением должен был овладеть и умением «запечатывать документы». Основным источником правовых знаний являлись законы царя Хаммурапи. Воспитанники египетских школ (возникли они в 3-м тысячелетии до н. э.) на первом этапе учились считать, читать и быстро писать. На втором этапе долгого и сложного обучения одни ученики овладевали языком, литературой, музыкой и становились авторами поэм, хроник, песен и гимнов; другие овладевали математикой и становились строителями зданий, кораблей и сооружали каналы; третьи же изучали основы хозяйствования и законодательства. Третьих было большинство, и их главным занятием было составление юридических и хозяйственных документов.
Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. и также утвердилась в Корее и Японии. Несмотря на некоторую динамику, содержание воспитания в рамках данной цивилизации оставалось практически неизменным вплоть до начала XX века. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма.
Китайскому философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории человечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Он отдавал преимущество перед образованностью развитию в человеке нравственного начала. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в молодых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование.
Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием ислама, иудаизма и христианства. Ее культурная и, соответственно, педагогическая традиция была проникнута глубокой монотеистической религиозностью, сочетавшейся с элементами рационализма. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Под воспитанием понимали процесс культивирования добродетелей, важнейшей из которых считалось единство слова и дела. Поэтому смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей. А также требовалось строго выполнять предписанные нормы поведения, которые носили сакральный характер и вводили человека в традиционный уклад жизни — конфессиональную, кастовую, родовую общность.
Возникнув в глубокой древности, правое воспитание в аспекте целенаправленной психолого-педагогической деятельности, по формированию правовой культуры в человеческом обществе постоянно развивалась, охватывая все более широкий круг людей, совершенствовалась по формам, методам и средствам от одной исторической эпохи к другой.
В истории развития педагогических традиций каждого народа имеются характерные особенности, которые определяют неповторимость соответствующих тенденций в каждой стране. Также на процессы воспитания и образования оказывают влияние факторы повседневной жизни, культуры и цивилизации, исторической ситуации в стране.