double arrow

Исторические этапы развития социальной педагогики

Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в.

Педагогика возникла и развивалась как теория и методика воспитания детей в учебно-воспитательных учреждениях. С конца XVIII в., когда в качестве относительно самостоятельного этапа развития личности стал выделяться ранний юношеский возраст, юноши и девушки также стали объектом внимания педагогики.

Во второй половине XIX в. начинает расширяться заказ педаго­гике и системе общественного воспитания. Во-первых, в него по­следовательно «включается» воспитание молодежи и более старших возрастных групп. Во-вторых, адаптация и перевоспитание пред­ставителей всех возрастных категорий, зачастую не вписывающихся в соци­альную систему или нарушающих установленные в ней нормы.

Расширение заказа было связано с теми социокультурными про­цессами, которые происходили в Европе и Америке. Индустриа­лизация породила массовую миграцию сельского населения в го­рода, где оно оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях, зачастую не могло создать полноценных семей и дало всплеск преступности, аморального поведения, став основным по­ставщиком беспризорных, бродяг и нищих. В Америке положение усугублялось массовой иммиграцией из преимущественно слабо­развитых регионов Европы.

Образовался вакуум, который необходимо было заполнить. Это и попытались сделать некоторые педагоги, начав разрабаты­вать социальную педагогику.

Появилась андрогогика - педагогика взрослых. Но она с самого начала.) и по настоящее время занимается в основном про­блемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отпочковалась герогогика (педагогика старости), которая стала заниматься главным образом различными вари­антами образования людей пожилого возраста. Во-вторых, в конце XIX в. зародились и в течение нашего столетия сформи­ровались педагогика перевоспитания детей и подростков, а так­же исправительная (пенитенциарная) педагогика, которые зани­мались исключительно трудными, проблемными детьми.

Консерватизм педагогики оказался столь силен, что даже поя­вившуюся новую отрасль - социальную педагогику - ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиен­тов» педагогики - детей, подростков, юношей. Это нашло отра­жение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали со­циальную помощь обездоленным детям и профилактику правона­рушений несовершеннолетних.

Принципиально иначе определял предмет социальной педагоги­ки немецкий ученый Пауль Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответствовало социаль­ному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

Интерес к проблематике, характерной для социальной педаго­гики, обострился как у нас, так и за рубежом в 70-е гг. XX в., что было связано с очередным кризисом системы воспитания.

10.Особенности развития социальной педагогики как научного знания и как области практической деятельности в России. Социальная педагогика рассматривается как наука, как сфера человеческой деятельности и как учебная дисциплина. Отечественные идеи и положения в социальной педагогике нашли отражение в трудах – классиков педагогики 19 века К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого. Особое значение для социальной педагогики имел период 20-30-х годов 20 века. А.С.Макаренко, С.Т. Шадский, П.П. Блонский. Их деятельность была направлена на оказание помощи детям у которых были проблемы в процессе социализации. В России развитие социальной педагогики — и как области научного знания, и как сферы профессиональной практической деятельности, и как учебной дисциплины — имеет свои особен­ности.

С одной стороны, в отечественной науке и педагогической практике истоки и предпосылки выделения социальной педа­гогики в самостоятельную область знания можно найти еще в трудах и практической деятельности таких классиков педаго­гики, как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и многие другие. Осо­бое значение для становления социальной педагогики имел тот этап в развитии отечественной педагогической науки, который приходится на 20-30-е годы нашего столетия. В это тяжелое время деятельность таких выдающихся педагогов, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский, была на­правлена прежде всего на помощь «выбитым из социальной колеи детям», т. е. по сути они были именно социальными пе­дагогами, а деятельность организованных ими и многими дру­гими педагогами детских опытных станций, коммун и других учреждений стала практическим воплощением социальной пе­дагогики.

Однако эволюционное развитие социальной педагогики в России не состоялось. Сначала произошел значительный раз­рыв между новой, советской педагогикой и тем, что было накоп­лено педагогикой в дореволюционный период, когда печально известный тезис «весь мир насилья мы разрушим до основа­нья...» был распространен и на педагогику. Высказывание вид­ного педагога 20-30-х годов А. П. Пинкевича о том, что необ­ходимо забыть все, написанное в области педагогики до револю­ции, было поддержано многими педагогами-марксистами. За­тем, начиная с конца 30-х годов, когда в стране была провозг­лашена победа социализма, возникла и прочно укрепилась тен­денция замалчивания социальных проблем, которые стали рас­сматриваться как отдельные, легко искоренимые «пережитки прошлого», что также не способствовало развитию социальной педагогики.

В результате, как уже отмечалось ранее, в 1990 г. социальная педагогика была введена императивно, «сверху». Это привело к тому, что научная и практическая сферы социальной педаго­гики начали развиваться одновременно и в отрыве друг от дру­га: практика не могла опереться на научные знания, так как науки еще фактически не было, а науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться.

Отразилось это и на становлении социальной педагогики как учебного предмета, которое также происходило одновременно со становлением области практической социально-педагогичес­кой деятельности и развитием науки. Несформированность и той, и другой обусловили то, что учебный предмет «Социальная педагогика» и сегодня еще включает много спорных, дискусси­онных вопросов, различных точек зрения относительно сущно­сти тех или иных категорий и понятий, даже самого предмета социальной педагогики.

Эти объективные обстоятельства являются факторами, тор­мозящими развитие социальной педагогики как науки. Одна­ко потребности практики так остры и злободневны, что этой областью науки стали заниматься многие научные коллективы: Центр социальной педагогики Российской академии образова­ния (РАО), Академия социального образования, научные кол­лективы педагогических университетов в Москве, Санкт-Петер­бурге, Екатеринбурге, Омске и других городах. Созданы и ак­тивно работают, решая теоретические и прикладные вопросы социальной педагогики, различные общественные объединения и государственные учреждения.

И на сегодняшний день уже можно констатировать, что на­копилось достаточно много эмпирических и теоретических зна­ний, которые требуют осмысления и систематизации, позволя­ют выделить приоритетные научные направления, т. е. созда­ют условия для более интенсивного развития социальной педа­гогики, оформления ее как самостоятельной науки. Для даль­нейшего развития социальной педагогики необходимо также перечитать и переосмыслить с новых позиций труды отечествен­ных педагогов — как дореволюционного, так и советского пе­риодов, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие культурным и историческим традициям нашего народа. Немаловажное значе­ние имеет и освоение зарубежного опыта с целью адаптации его применительно к нашей российской действительности.

Изолированность советского государства от «капиталисти­ческого мира» в течение 70 лет разрушила научные связи на­ших ученых с коллегами из многих стран, где социальная пе­дагогика все это время активно развивалась и где в настоящее время накоплен значительный научный потенциал в этой обла­сти знаний. Даже сегодня, когда «железный занавес» между Востоком и Западом разрушен, этот иностранный опыт для оте­чественных ученых остается пока малодоступным. Специаль­ной зарубежной литературы по социально^педагогике у нас практически нет. Если и встречаются единичные переводные издания, то они не могут дать полного, систематичного пред­ставления о самой науке. В результате российские ученые вы­нуждены порою «изобретать велосипед» вместо того, чтобы его совершенствовать. Поэтому для становления и развития социальной педагоги­ки в России имеет большое значение опыт других стран, анализ тех проблем и трудностей, которые возникали в процессе раз­вития этой области научных знаний и практической деятельно­сти за рубежом, выявление самих истоков-причин возникнове­ния этой науки, ибо известно: отыщи всему начало и многое поймешь.

11. Социализация личности. Социализация – это процесс сложный, длительный, вхождения человека в общество приобретение им определенного социального опыта. Биологические факторы социализации. К ни относятся фактор наследственности (передача от родителей к детям определенных качеств заложенных в их генетическую программу), передается внешние факторы, которые отличают людей, передаются особенности нервной системы и некоторые природные задатки, ряд болезней патологии. На ряду с наследственностью на ребенка влияют внешние факторы – загрязнение атмосферы, воды, экологическое не благополучие, в результате чего рождаются дети с ослабленным здоровьем. Социальные факторы. Различают мега факторы – космос, планета, земля. Макро факторы – экологические, экономические, соц.-политические, демографические, а так же государство, общество и страна. Мезо факторам относятся регион, типы селения, средства массовой коммуникации. Микро факторы – семья, образовательные учреждения, группы сверстников, то что составляет ближайшее окружение человека. На процесс социализации оказывают влияние целенаправленно основанные институты социализации так и стихийные факторы, это воздействие может быть позитивным и негативным. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда в которой находится человек, какой социальный опыт он накапливает положительный или негативный. Среда является объектом исследования представителей разных наук (социологов, психологов, педагогов). Значение среды в развитии ребенка нашла отражения в работах Ушинского, Лазурского и др. в 20-е гг в России было научное направление называющееся Педагогической средой (Выгодский, Пинкевич, Шульгин). 1.Одни ученые говорили об необходимости приспособления ребенка к той или иной среде. 2. Другие считали что ребенок может сам организовать среду. 3. Рассматривали личность и среду в единстве их характеристик. 4.Рассматривали феномен среды, как единую систему влияния на ребенка. В профессиональной лексике использовали понятие – среда для ребенка, социально организованная среда, пролетарская среда, возрастная среда, общественная. В 30-е годы было приостановлено исследование. Главным институтом была школа. Возобновился интерес в 70-60гг. в трудах Сухомлинского, Новиковой, Караковского. В социальной педагогике социум, социальная среда рассматривается с точки зрения включения ребенка в нее и интеграцией через ближайшую социальную среду в общество. Поведение человека определяет во многом тем какую позицию он занимает в обществе. Позиция человека который характеризует опред. правами и обязанностями называется социальным статусом. Бывают врожденными и предписанными. Поведение обусловленное статусом человека называют социальной ролью. Повитивные роли – роль члена семьи, роль ребенка, сына, дочери.

12. Человек как жертва процесса социализации. Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой — способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее — части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека. Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем. Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т. е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации — диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни. Любое модернизированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуцирует жертв социализации в основном вопреки своим целевым установкам. В то время как тоталитарное общество, даже декларируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное неизбежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализации, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как личности. Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурный слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особенностями самого человека.

13. Мега и макрофакторы социализации личности. Мегафакторы – космос, планета, мир. Макрофакторы – страна, общество, государство, этнос. Космос оказывает воздействие на население нашей планеты (магнитные бури, солнечные затмения). Планеты также оказывает влияние на социализацию человека, проблемы экологии, процессы связанные с технологическим нарушением. Судьба каждого человека зависит от общего состояния планеты, тенденции мировой экономики, политики, культуры, образования. В 20 веке наша планета значительно уменьшилась. Следствием является расширение знаний человека о мире, странах, народах. Страна – общество – государство. Страна понятие географическое – это территория выделяемая по географическому положению, природным условиям, границам. Имеет суверенитет, полный или ограниченный, или колония. Природно-климатические условия у стран различны, климат влияет на активность человека. Географические условия влияют на плотность населения рождаемость, распространение тех или иных видов труда, на состояние и здоровье людей и распространение некоторых болезней. Географическое положение страны влияет на международные связи. Географические и природные обстоятельства не является фатальными. Общество – понятие в основном социологическое, оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми структуру которой составляет семья, профессионально возрастные группы. Общество представляет целостный организм включающий экономический, социальные структуру, идеологию, культуру и оказывающий влияние на регуляцию жизнедеятельности людей. В каждом обществе объективно складываются специфические условия для социализации человека на каждом возрастном этапе. Эти условия определяются уровнем экономических, социально-политических и культурного уровня, развития общества и страны. Сложная структура общества определяет многообразие вариантов социализации человека и ведет к неоднозначности ее результатов. Кроме социальной стратификации есть возрастная стратификация: дети, подростки, юношество, молодежь, взрослые, старики. Отношения между поколениями имеют в обществе определенную специфику в разных обществах определяются историей и культурой. М. Мид в своей работе «культура и мир детства» связывала межпоколенные отношения с темпом общественного развития. 3 общества: постфигуративный тип – люди старше по возрасту служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поколению характерно для до индустриального общества. Кофигуративный тип – моделью является поведение их современников. Центр тяжести переносится из прошлого в настоящее межпоколенную культуру. Префигуративный тип – не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характеризует современные развитые страны. В современном обществе идет борьба различных идейных и нравственных основ. Разобраться в общественной ситуации сложно взрослому, тем более юному человеку. Трудность выбора не умение выбирать ведут к неправильному выбору, к не желанию выбирать вообще, поэтому у части людей утерян смысл жизни. Появилось чувство беспомощности, растет преступность, жестокость. Таким образом в сфере социализации возможны в контексте социально экономических и социально политических реформ изменений в общественном сознании. Государство понятие политика – юридическое, оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций. Правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и другие учреждения. Государство можно рассматривать как фактор социализации в двух аспектах: 1. идеология, политика, соц. практика определяют условия жизни его граждан, в которых происходит социализация; 2. государство определяет целенаправленную социализацию граждан, создание для этого организации, которые отводит функции социализации создаются системы воспитательных институтов, опред. цели, задачи, содержание воспитания Этнос. Каждый этнос имеет специфические черты и свойства, совокупность, которых образует национальный характер или психический склад этноса. Специалисты по этнопсихологии выделяют следующие различия: характер трудовой деятельности и специфика традиций, представления об удобствах, быте, домашнем уюте, о красивом и не красивом, о семейном счастье и взаимоотношении в семье, о способах развлечения, о понятиях приличия, понятии доброты, вежливости, такта. Говоря об этнических особенностях подразумевает систему свойств характерных для многочисленной нации. Складывается он в течении веков под влиянием природно-климатических, экономических, социальных, религиозных обстоятельств. Духовный склад этноса обладает своим минталететом, который складывается из специфических социально-культурных условий развития. И осуществляется в процессе усвоения родного языка, отражает историю народа, восприятие мира, культуры. Этнические нормы определяют стиль общения со старшими в величину возрастной дистанции. Национальное самосознание закладывается в детстве, а в юности начинается осознание человеком совокупности своих этнических связей к каждому этносу присуще подразумеваемая теория личности и концепция воспитания. Она является ценностной ориентацией взрослых в сфере социального поведения по отношению к подрастающему поколению.

14. Воспитание как социальный институт. В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтовисторически сложившихся устойчивы форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.). Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности — осмысленного взращивания членов общества. Воспитание как социальный институт представляет собой развивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации. Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:
— воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и
социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;
— воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);
— в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;
— появляется коррекционное воспитание;
— складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;
— меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;
— растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.
Воспитание как социальный Институт включает в себя:
совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;
набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;
воспитательные организации различных видов и типов;
системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;
набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;
ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания — детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).
Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:
— создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;
— подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;
— способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);
— социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;
— адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.
Отметим некоторые существенные различия семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспита ьщя — составных частей воспитания как социального института. В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ведущим в семейном воспитании.В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие. Существенно различаются семейное, религиозное, социальное,
коррекционное
и диссоциальное воспитание по принципам, целям,
содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так
веще большей мере имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.
Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей,бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в
религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослу жителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинны характер, т. е. она определяется исповедуемым
имивероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуаль- ных — воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых — коллективов; социальных — организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин — раб».
Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.

15. Мезофакторы социализации личности. Тип поселения, СМИ, субкультура, регион. СЕЛО, ДЕРЕВНЯ: Малое разнообразие видов труда и досуг.деят-ти; малая плот-ть насел-я; плохое обсуживание; отсутствие культурных заведений; неторопливый ритм жизни; сильный контроль жизнед-ти; стабил.состав жителей; слабая проф.дифференц-я; тесные родств.связи; тяжёлые условия труда и быта. Особ-ти соц-ции: сельская семья играет в жизни своих членов значит.роль; открытое общение, нет анонимности; типичное времяпровожд-е молодёжи; высокое знач-к школы в соц-ции детей; особ.роль – влияние города и СМИ на село. ГОРОД: Выс.концентрация людей; выс.ст-нь разнообр-я чел.деят-ти; дифференцир-е соц., проф.и этнич. стр-ра; выс.проф.и соц.мобильность. Особ-ти соц-ции: Увелич.мобильность людей; за единицу вр.чел.получ.больше печатлений; много людей, большая автономность, уменьш.интенс-ть общения с детьми…СУБКУЛЬТУРА: это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, вкл.в себя трансформир.сист.её ценностей, котор.определ.стиль жизни и мышление её носителей. Любая Субк-ра вкл.в себя специфич.речь, жаргон, эстетич.пристрастия, нормы взаимод-я и образцы поведения. Амер.социолог выделил неск-ко Эл-тов юнош.субк-ры: специфич.набор ценностей и норм поведения, особый диалект, слэнг, своеобр.вкусы и увлечения, спец.форма одежды и внеш.вида, чувство общности, солидарности, наличие специф.статусной структуры, способы поведения не контрол-мые взрослыми, характ.формы полоролевого поведения.СМК как фактор Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственны объектом воздействия потока их сообщении является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет однозначного ответа.
Такие телекомпании, как СНЫ, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти Мегафакторы. «Останкино», радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудиторией в той или иной мере является вся страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительное «размножение» местных студий кабельного телевидения, многочисленных сельских и районных радиостудий и газет, «приход» видео и компьютеров в семью и т. п. — все это позволяет рассматривать СМК как микрофактор социализации. Рассматривать СМК главным образом как мезофактор социализации позволяют материалы массовых опросов, свидетельствующие о повышении уровня избирательного потребления информации. Теле смотрение, чтение газет и радио слушание становятся сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную массу населения интересуют в первую очередь обстоятельства повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных СМЕ, по которым идет соответствующая информация.

16. Тип поселения как фактор социализации. СЕЛО, ДЕРЕВНЯ: Малое разнообразие видов труда и досуг.деят-ти; малая плот-ть насел-я; плохое обсуживание; отсутствие культурных заведений; неторопливый ритм жизни; сильный контроль жизнед-ти; стабил.состав жителей; слабая проф.дифференц-я; тесные родств.связи; тяжёлые условия труда и быта. Особ-ти соц-ции: сельская семья играет в жизни своих членов значит.роль; открытое общение, нет анонимности; типичное времяпровожд-е молодёжи; высокое знач-к школы в соц-ции детей; особ.роль – влияние города и СМИ на село. ГОРОД: Выс.концентрация людей; выс.ст-нь разнообр-я чел.деят-ти; дифференцир-е соц., проф.и этнич. стр-ра; выс.проф.и соц.мобильность. Особ-ти соц-ции: Увелич.мобильность людей; за единицу вр.чел.получ.больше печатлений; много людей, большая автономность, уменьш.интенс-ть общения с детьми…

17. СМК- как фактор социализации. СМК как фактор Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственны объектом воздействия потока их сообщении является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет однозначного ответа.
Такие телекомпании, как СНЫ, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти Мегафакторы. «Останкино», радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудиторией в той или иной мере является вся страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительное «размножение» местных студий кабельного телевидения, многочисленных сельских и районных радиостудий и газет, «приход» видео и компьютеров в семью и т. п. — все это позволяет рассматривать СМК как микрофактор социализации. Рассматривать СМК главным образом как мезофактор социализации позволяют материалы массовых опросов, свидетельствующие о повышении уровня избирательного потребления информации. Теле смотрение, чтение газет и радио слушание становятся сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную массу населения интересуют в первую очередь обстоятельства повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных СМЕ, по которым идет соответствующая информация.

18.Субкультура как фактор социализации. СУБКУЛЬТУРА: это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, вкл.в себя трансформир.сист.её ценностей, котор.определ.стиль жизни и мышление её носителей. Любая Субк-ра вкл.в себя специфич.речь, жаргон, эстетич.пристрастия, нормы взаимод-я и образцы поведения. Амер.социолог выделил неск-ко Эл-тов юнош.субк-ры: специфич.набор ценностей и норм поведения, особый диалект, слэнг, своеобр.вкусы и увлечения, спец.форма одежды и внеш.вида, чувство общности, солидарности, наличие специф.статусной структуры, способы поведения не контрол-мые взрослыми, характ.формы полоролевого поведения.Субкультуры играют огромную роль в социализации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их влияние на те или иные общности, а также маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества.
Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно подростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать СТИЛИЗОВОЛЯЫМ механизмом.
Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде аспектов.
В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее носителей к миру и с миром, на их самосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т. п.
Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков подростково-юношеской субкультуры — следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи — способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделить среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой.
Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невозможность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры.
Субкультурное влияние на социализацию подростков и юношей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пережить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно.
Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь. Это хорошо видно на примере металлистов». Кроме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъективный мир — конкретный,.приземленный», в нем нет места сомнению, рефлексии, чувству вины и т. д. «Абстрактные понятия» и рас- суждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т. Ю. Борисов, Л. А. Радзиховский).
Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референты (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.
В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

19.Микрофакторы социализации личности. (Семья, ОУ, сверстники – социум, ближ.среда). Семья-это основ.на браке и кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной морал.ответ-тью и взаимопомощью. Соврем.семья пережив.серьёзные изменения: в больш.случаев она сост.из 2х поколений и поэтому существенного влияния на воспитание они не оказывают, муж перестал быть экономич.главой семьи.ПАРАМЕТРЫ семьи: 1)Соц-культур. - участие в жизни общества; 2)Соц-эконом. – степень занятости; 3)Технико-гигиенич. – условия проживания, образ жизни, гигиенич.особ-ти; 4)Демографич. – структура семьи; 5)Псих-пед. – стиль взаимоотн., образ жизни, эмоцион.стабил-ть отн-ний, общность интересов, методы воспитания. МЕТОДЫ и ВИДЫ воспитания: 1)Целенаправл. – развитие индивид-ти реб.на основе эмоц.близости, понимания, подготовка к жизни, обучение нужным и полезным умнениям, созд-е образа реб.по своему образу и предст-ям. 2) Стихийное – ассоциал., ведёт к образ-ю криминогенной семьи. ФУНКЦИИ семьи: 1)Физич.и эмоц.разв-е; 2)Семья играет определ.роль в формир.психол.пола реб.в 1-е 3 года, причём реш.знач.имеет отец; 3)Семья игр.важн.роль в овладении чел-ком соц.нормами; 4)Вед.роль в умств.развитии реб. 5)В семье формир. Фундам.ценности чел-ка.

20. Социализирующие функции группы сверстников. В последние десятилетия группы ков стали одним из решающих микрофакторов социализации подрастающих поколений Их роль значительно возросла по сравнению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоятельств. Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, подростков, юношей живет в городах, где имеет возможность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, неподконтрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов
в семье. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний — средства массовой коммуникации привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню образованности и вообще культурного развития. На консолидацию подростков и юношей в группах сверстников скрывают от них взрослые, компенсируя тем самым «пробелы» в познании жизни. В группе сверстников осуществляется наученные полоролевому поведению. Это происходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих с точки зрения сверстников в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.
В детстве, отрочестве, юности идет интенсивный процесс становления мужественности и женственности как характеристик личности и ее поведения. И становление это во многом зависит от реального общения со сверстниками своего и противоположного пола, от того опыта, который ребята из него выносят. Быть увлеченным, интересоваться лицами другого пола — с одной стороны, в этом раскрывается предвкушение еще не наступившей взрослости. А с другой стороны, к этому побуждают товарищи. Нормы, господствующие в среде старших подростков и старшеклассников, например, предписывают необходимость общения с лицами другого пола, считают его высокопрестижным. Поэтому даже когда семиклассники или десятиклассники и не стремятся к такому общению субъективно, влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни. Дети, подростки и юноши одновременно входят в несколько групп — формализованных и неформальных, общение в которых может иметь существенные различия.
Формализованные группы (класс, учебная группа ПТУ, спорт- секция и др.) могут играть весьма различную роль в социализации детей, подростков и юношей в зависимости от содержания жизнедеятельности, характера сложившихся в них взаимоотношений, а также степени значимости для их членов.
Неформальные группы влияют на социализацию детей, подростков, юношей в зависимости от их состава, направленности, стиля лидерства, а главное — от меры значимости для того или иного их члена.
В группах сверстников социализация происходит главным образом благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но немалую роль могут играть традиционный и рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального нажимаю Имея определенную возрастную и социально-культурную специфику, функции группы сверстников в процессе социализации тем не менее универсальны. Группа приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы.
В процессе общения со сверстниками у ребенка, а особенно у подростка и юноши, складываются определенные взгляды, им усваиваются те или иные нормы и ценности. Это происходит вследствие идентификации (отождествления) себя с группой и некритического восприятия доминирующих в ней взглядов, отношений, норм. Г руппа представляет собой специфическую социальную организацию, которая воспринимается ее членами как «экологическая ниша» В неформальных группах не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой На самом деле это не совсем так, а нередко и совсем не так: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, нередко еще более жестких, чем в общении со взрослыми.
Само наличие группы помогает ощутить свою нужность кому- то, уверенность в себе и в своих силах. Группа — источник высокого самоуважения, ибо от нее ждут (и часто получают) высокую оценку своих качеств, поступков, личности в целом, что намного важнее оценок всех остальных людей. Тот, кто не имеет приятелей, хотя бы иллюзии дружеской компании, ощущает свою жизнь неполной, себя — неудачником, свои возможности — нереализованными.
Отношения в группе играют большую роль в формировании образа «Я» ребенка, подростка, юноши. Если младший школьник, соотнося себя со сверстниками, отчасти еще ориентируется на те оценки, которые дает ему и его товарищам учитель, то подросток в первую очередь соотносит себя с группой сверстников, учитывая то, насколько ее члены одобряют или не одобряют какие-либо его свойства, проявляющиеся в делах, поступках. Старшеклассники же познают себя, главным образом исходя из отношения к себе приятелей, друзей, а также сравнивая себя с лидерами.Влияние группы на самоопределение может проявляться по- разному. Так, член группы, встречая понимание со стороны приятелей, друзей, может укрепляться в своих интересах, склонностях. Обогащая друг друга различными сведениями, члены группы могут дать толчок для возникновения у одного из них интереса к той сфере, которая раньше не привлекала его внимания. Но в то же время общение в группе может разрушать, гасить, уродовать уже имеющиеся у ребят интересы, склонности. В то же время в группах сверстников идет и внешняя реализация себя, она проявляется в стремлении быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения.

21. Развитие ребенка и наследственность. Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи — внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности. Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т. е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом. Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка. В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорнодвигательного аппарата и др. Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатываются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность таким детям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специально подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, непохожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет ихинтеграцию в общество. Например, слепоглухота становится причиной отставания в развитии ребенка вследствие отсутствия его контакта с окружающей действительностью. Поэтому специальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы открыть ребенку каналы общения с внешним миром, используя для этого сохранившиеся виды чувствительности — осязание.

22.Развитие ребенка и среда. В социальной педагогике социум, социальная среда рассматривается прежде всего с точки зрения процесса включения ребенка в нее и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда это не просто улицы, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда. это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени. Влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. В общении со сверстниками ребенок усваивает роли члена коллектива, товарища, друга, ученика, лидера и многие другие.
Каждый человек выступает в роли потребителя, так как он на протяжении всей своей жизни постоянно нуждается в том, что ему необходимо для жизни: пища, одежда, обувь, книги и многое, многое другое. Понимание этой роли, умение разумно пользоваться услугами, которые предоставляет человеку общество, ребенок должен освоить с раннего детства. Важная социальная роль — быть гражданином своего отечества, любить свою родину, гордиться ею, быть патриотом своей родины. Могут быть и другие социальные роли, которые осваивает ребенок, например, роль специалиста, которую может получить учащийся в стенах школы, лицея, гимназии или же в учебных заведениях начального профессионального образования. К негативным ролям относятся такие, как бродяга, чаще всего это беспризорные и безнадзорные дети. На улицах, особенно крупных промышленных городов, в магазинах, на рынках, в транспорте мы встречаем детей-попрошаек, которые свыклись с этой ролью и часто довольно умело выпрашивают деньги у прохожих. Среди них появляются те, кто занимается воровством, иногда к этому их толкают взрослые, иногда этим дети промышляют самостоятельно. Сюда могут быть отнесены и некоторые другие социальные роли негативного характера. Человек может занимать в обществе одновременно несколько позиций. Так, женщина может быть учительницей, женой, матерью. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права. Такая позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями, в социологии называется социальным статусом. Некоторые статусы нам даны от рождения. Так, статус человека может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и другими факторами. Такие статусы обычно называются врожденными, или предписанными. другие же определяются тем, чего человек добился в обществе самостоятельно, благодаря собственным усилиям. Например, статус социального педагога получает человек, который обучался в соответствующем профессиональном учебном заведении и получил диплом по этой специальности. В этом случае говорят о статусе достигнутом, или приобретенном.
То есть человек как бы вынужден играть определенную роль. Поэтому такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью. Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако сложность заключается в том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

23. Социум как объект изучения социальной педагогики. Учебники по социальной педагогике определяют ее как составную, но неотъемлемую часть педагогики вообще. К социальной педагогике принято относить те аспекты педагогики, которые касаются непосредственно вхождения и адаптации ребенка к социуму, то есть привития ему общественных норм, ценностей и стилей поведения: «…это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации… человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталонов поведения. Американский психолог Т. Парсон предложил термин «социализация» для обозначения процесса, который проходит человек на протяжении всей жизни, приобретения знаний об обществе и самом себе, развития социальных навыков и умений… Социальная педагогика использует субъект-объектный подход, где объектом является человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик, а субъектом – педагог, который осуществляет воспитательный процесс, направленный на социализацию личности. Основной интерес лежит в области социально-средового уровня, где основным инструментом социализации личности является формирование среды, в частности, коллектива. Немецкий педагог П. Натроп, один из основоположников социальной педагогики, писал: «Человек становится «человеком» только в человеческом обществе. И обратно: существует и развивается человеческое общество исключительно благодаря человеческому образованию его членов» В основу социальной педагогики заложен принцип, что человек, в отличие от животного, рождается не готовым для жизни в обществе, и он должен, если хочет себя реализовать как индивид, пройти процесс очеловечивания, составными частями которого являются усвоение социального опыта, традиций приобретения… социальной роли и социального статуса. Так как социально-педагогическая деятельность является процессом и ее результаты складываются не в одно мгновение, то социально-педагогический процесс разделяют на этапы. Мы находимся на этапе, когда основные социальные нормы уже присутствуют у ребят и достаточно хорошо развиты такие потребности, как потребность в коммуникации, в деятельности, в самореализации и в творчестве за счет деятельности в детской организации. Таким образом, в качестве основных задач социализации на данном этапе выступают следующие: привитие навыка культурного делового общения, освоение механизмов реализации коллективных проектов, распределение и выполнение тех задач, к которым нет мотивации, но без которых невозможно достижение результата.Так как основным инструментом социализации был выбран «коллектив», то необходимо обратиться к опыту социальных педагогов советского периода, внесший большой вклад в осмысление социально-средового уровня социальной педагогики. Учебное пособие для ВУЗов «Социальная педагогика» под редакцией В. Никитина в качестве таковых рекомендует Т. С. Шацкого, А. С. Макаренко и Ю. И. Иванова. Шацкий в своей статье «Школа для детей или дети для школы» указывает на необходимость рассмотрения коллектива как самоценную педагогическую среду: «В области социальной жизни детей нам следовало бы приучаться рассматривать всякую группу детей работающую в классе, живущую в детском доме, как детское сообщество, руководимое в своем развитии некоторыми, пока еще для нас неясными закономерностями». А. С. Макаренко уже конкретизирует мысль Шацкого о детском сообществе. Он пишет: «Главнейшей формой воспитательной работы я считаю коллектив». Далее он определяет примеры социальной роли коллектива: «Я считаю, что дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания», где под дисциплиной он подразумевает нормы общественного поведения в коллективе. Но наибольший вклад, в понимание коллектива как инструмента социально-педагогического воздействия внес ленинградский педагог И. П. Иванов, в том числе известный как основатель Фрунзенской коммуны и коммунарского движения в Советском Союзе. Одной из педагогических инноваций Иванова стало понятие Коллективного Творческого Дела (КТД) и переведение КТД в систему работы детского коллектива. Таким образом, социальная педагогика должна включать в себя как адаптационные методики, так и методики развития критического мышления. С недавнего времени в область внимания социальной педагогики попадает такое явление, как детские и молодежные объединения, которые рассматриваются в методике работы социального педагога как средство социально-педагогического процесса. Под детским объединением понимается реальное формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности.

24.Роль воспитания и самовоспитания в социализации ребенка. Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.
Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее: мышление и освоение, овладение соответствующими формам, средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом. В сфере сознания формирование образа.собственного Я как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки. В процессе социализации, и в частности социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть.как все. Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется другая объективная потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.. Эти процессы проявляются на всех уровнях социума, в том числе вхождении ребенка в какую-либо конкретную группу, общность людей, и оказывают влияние на формирование его определенных личностных качеств. Так, если не происходит процесс адаптации ребенка к группе, то у него может появиться робость, неуверенность в себе, что может привести к серьезной личностной деформации.
Если ребенок преодолел фазу адаптации и начинает предъявлять окружающим свои индивидуальные отличия, которые они отвергают как несоответствующие их представлениям и потребностям, это может привести к развитию у ребенка негативности, подозрительности, агрессивности, завышенной самооценки. Положительное вхождение ребенка в группу, его интеграция способствует формированию у ребенка чувства товарищества. При вхождении ребенка в асоциальную группу у него могут развиваться асоциальные качества. Однако бесспорным для всех является то, что воспитание — один из основополагающих факторов социализации личности ребенка. В самом общем виде воспитание — это целенаправленный Процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияния социальных Факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка — среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить ни исключить. другой вопрос, что влияние воспитания на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и развитие личности. Со временем, по мере взросления ребенка, его доля уменьшается, зато возрастает степень самостоятельности ребенка в выборе и предпочтении тех или иных социальных ценностей и ориентиров, его собственного влияния на свое развитие.

25.Сущнеость понятия «норма и отклонение от нормы» в социальной педагогике. В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это — люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения, в других было милосердно-сострадательным. В современных США и западноевропейских государствах практически реализуется концепция интеграции людей, имеющих те или иные отклонения, в общество, согласно которой этилюди рассматриваются как обычные, равноправные его члены, только имеющие определенные проблемы или ограниченные возможности. Понятие человек с проблемами широко используется в США, а понятие.люди с ограниченными возможностями, больше характерно для европейских стран. Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями, прежде всего здоровья, становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое сообщество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа лиц с ограниченными возможностями, и прежде всего детей, следует Рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений. На практике — осознанно или неосознанно — происходит оценивание индивидов по Признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти границы. Понятие нормы широко используется в медицине, психологии,педагогике, социологии и других науках. Имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом —. отклонение.. для социальной педагогики понятия норма. и. отклонение от нормы — очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, Отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми. В социальной педагогике понятия.норма и.отклонение* позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

26. 27. 28. 29. 30. Типы отклонений от нормы. Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со Здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им. Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи. Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
• недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
• ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека; недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой- либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.
В законе введено понятие, принятое в западных странах, лица с Ограниченными ВОЗМОЖНОСТЯМИ здоровья. К ним относят детей, имеющих физический и психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Также введено понятие, недостаток,, выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тяжелые. К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание. Психический недостаток — это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития создающие трудности в обучении.
СЛОЖНЫЙ недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.
Тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.
К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЭПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения. Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии. К


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: