Различные подходы к содержанию понятия правового воспитания

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспи­тании, а о правовой социализации человека, когда он «воспиты­вается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществ­ляющих правовую деятельность (правомерную или неправомер­ную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Логически правовая социализация, является разновидностью социализации вообще процесса усвоения человеком культурно-социальных норм и освоения им социальных ролей. Человек, живя в обществе, не может вести себя так, как ему заблагорассудится. Большая часть нашего поведения не есть продукт нашей природы, а есть результат социального научения - социализации.

Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение пра­вовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Например, можно привести в пример такие определения как:

«Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру»

«Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры»

Правовое воспитание также определяется как особый вид государственной деятельности. Правовое воспитание - целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности. В современную действительность входят такие понятия как «правовоспитательная деятельность» государства, «институт правового воспитания», что говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности. 

Некоторые авторы, например Кваша А.А., определяют правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда» - продолжает автор, «необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон».

Правовое воспитание привлекло серьезное внимание отечественной юридической науки где-то в 60-е гг. двадцатого столетия, в годы так называемой «хрущевской оттепели». Видимо, первой специальной монографической работой, посвященной проблемам правового воспитания, стала работа И.Ф.Рябко «Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе», опубликованная в Ростове-на-Дону в 1969 г.

В вышеназванной монографии И.Ф. Рябко было предложено довольно спорное понятие правового воспитания. По его мнению, правовое воспитание есть «определенное и систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (индивидов и общественных групп) всего уклада общественной жизни и идеологических факторов...» (2.С.135) Критики, вполне резонно, отметили серьезную противоречивость такого подхода к пониманию правового воспитания. В нем автором объединены два, хотя и тесно связанных, но в то же время существенно отличающихся потока правового воздействия «на сознание, психологию воспитуемых»: стихийного и организованно целенаправленного. То есть он рассматривает правовое воспитание очень широко. Так, в частности, В.П.Зенин справедливо пишет, что И.Ф.Рябко рассматривает правовое воспитание «очень широко, включая в него влияние и идеологических факторов, и всего уклада общественной жизни, то есть и то, что зависит от работы воспитателей, и то, что от них не зависит, а только ими учитывается. Влияние же это по своему характеру не может быть одинаковым: в первом случае оно является целенаправленным, во втором в определенной мере стихийным, что может иметь разные последствия» (3. С.29).

Для разрешения данного противоречия в понимании правового воспитания учеными-юристами было предложено несколько вариантов. Так, один из них наиболее четко сформулировал А.Д.Бойков. Он предложил всеохватывающий процесс воздействия на сознание воспитуемых объективных условий жизни: ближайшего бытового окружения воспитуемого, учебного или трудового коллектива, личного правового опыта и т.д. — именовать правовым воспитанием в широком смысле. А в узком смысле правовое воспитание есть вид организованного и целенаправленного воздействия на сознание воспитуемых «как специфический вид специально организованной деятельности».(4. С.24). Таким образом, если И.Ф.Рябко не вполне обоснованно в одном понятии объединил существенно разные аспекты правового воспитания, то А.Д.Бойков также не совсем обоснованно их совершенно обособил, отделил друг от друга.

Более удачно определили понятие правового воспитания М.М. Галимов и О.Ф.Мураметс, предложив дополнительно ввести новое понятие - «формирование правосознания воспитуемых». Причем использование авторами этих двух понятий (правовое формирование и правовое воспитание) «не разрывает» абсолютно стихийное и целенаправленное воздействия на правосознание воспитуемых как социальной среды (правовое воспитание в широком смысле), так и организованного и целенаправленного воздействия на правосознание воспитуемых (правовое воспитание в узком смысле). Под формированием правосознания воспитуемых они понимают все то, что вкладывает И.Ф.Рябко в понятие правового воспитания: и воздействие всего уклада общественной жизни, и целенаправленное воздействие воспитателей. По их мнению, правовое воспитание является частью правового формирования воспитуемых - именно то, что многие называют правовым воспитанием в узком смысле.

Как справедливо заметил В.П.Зенин, такой подход к пониманию правового воспитания позволяет легко определить не только его объекты, но и субъекты, а также его содержание, формы, методы и систему в целом (5. С.31). При этом он высказывает и другую, весьма ценную мысль, что более «широким понятием, по сравнению с правовым воспитанием, является понятие правовой социализации». А не правовое формирование как было предложено выше.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: