Революционное правосознание

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение……………………………………………………………………….....2
1. Революционное правосознание..………………………...……………..5
2. Социалистическая собственность……………….….…………….…...8
3. Первые декреты новой власти………………………………………...10
4. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года……………..………………...17
5. Право в период индустриализации и коллективизации…………….. 23

5.1Конституция 1936 года………………………………………………. 23
6. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года…………………………….....27
Заключение……………………………………………………………………....29
Список использованной литературы……………………………..………..…..27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие политических идеологий в мировой истории, особенно влияние новых радикальных идеи общественного устройства, будь то буржуазная или социалистическая революция, показывает, что никакая крайняя политическая и экономическая доктрина не можеть решить все проблемы динамично развивающихся общественных отношений.

Для юриспруденции, в частности истории права и государства, это важный момент, так согласно некоторым теориям, источниками права во многом должны являться проистекающие из общественных, экономических, культурных отношений явления и методы решения конфронтаций проистекающих из общественных отношений, например социологическая теория, так называемое “живое право”

Согласно данному подходу отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой. Эта теория хорошо согласуется с ограничением государствен­ного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления, что актуально для современного развития рыночной экономики. История советского права ярко показывает те преимущества и противоречия в переломный для России период первой половины XX века. Что важно с точки зрения изучения не только теории права, но и развития правоотношений в частности.

Современные развитые страны,а представительные органы власти претендующие на главенствующую роль в устройстве и организации жизни страны, учитывая весь накопленный исторический опыт, как правило берут самые непротиворечивые, устоявшиеся, проверенные способы, методы и решения для развития и благоприятного существования государства, общества и страны в целом.

История отечественного права периода СССР дает ответы на многие вопросы, которые и возникают по сей день. Так, например, марксистская теория государства и права объясняет сущность правовых институтов общества через антагонизм и раскол населения государства на классы эксплуататоров и эскплуатируемых. Но в то же время, подчеркивает обусловленность природы государства и права как надстроечных явлений экономической жизни общества. В октябре 1922 года был принят первый в мире социалистический гражданский кодекс. Несмотря на идеологическую основу, отрицающую частную собственность, как сам факт своего существования, этот опыт полезен и в наше время.

Уже в конце XIX века стали набирать силу социал-демократические движения, которые отрицали возможность справедливого общества, построенного на частной собственности и свободном рынке. С их точки зрения, полноценная демократия, в которой все граждане имеют равный доступ ко всем демократическим институтам (выборы, средства массовой информации, правосудие и т. д.), могла реализоваться только в рамках социализма.Эти процессы ускорились после Октябрьской революции 1917 г. в России.

Важным является то, что современное Российское право несет на себе отпечаток различных социально-экономических и политических систем организации общества:капиталистического до Октябрьской революции 1917 г., социалистического до начала 90-х гг. XX в. и современного общества со смешанной экономикой, движущейся к свободному рыночному регулированию с минимальным вмешательством государства в экономическую сферу.

Сейчас большинство современных историков, политологов, экономистов отмечают, что как чистый либерализм, так и социализм являются нежизнеспособными в долгосрочной перспективе общественно-политическими системами. Но, многие институты, этих в большинстве своем диаметрально противоположных идеологий актуальны и действуют в современной мировой практике.

В Дореволюционной России существовало деление частного и публичного права. В Советский период само понятие “частное право” фактически отрицалось как сам факт, диспозитивность и автономность существенно потеряли свою силу в выражении воли частных лиц. Но многие вещи актуальны и до сих пор и будут актуальны всегда, например вмешательство государства в частную жизнь жизнь в периоды тяжелых экономических состояний в стране, чрезвычайных положений, внеших посягательствах на целостность и интересы государства.

 

 

РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ

Политические события 1917 г. коренным образом изменили правовую систему России. Ранее существовавшее в Российской империи право было заменено разрозненными актами новой власти и революционным правосознанием. Новый этап развития поставил ряд важнейших правовых проблем, в том числе вопросы о правовых источниках и юридической технике.

Идеологические установки руководителей нового государства требовали пересмотра ранее сложившихся представлений о праве вообще и гражданском праве в частности. Важным было изменение статусов субъектов гражданских правоотношений, в особенности физических лиц. Были сняты всякого рода ограничения, которые существовали до революции по половому, национальному, вероисповедному принципам. Теперь все граждане получили совершенно одинаковую гражданскую правоспособность. Если в политических правах полного равенства не существовало, то в гражданских оно осуществлялось последовательно. Как уже было сказано выше, согласно основным канонам социалистической революции, государство и право должно исчезнуть вместе с делением общества на классы.

Необходимость в принятии различных декретов, в частности декрета о суде, была обусловлена позицией большевиков.Так В. И. Ленин решительно направленный на слом судебных учреждений, существовавших до Октябрьской революции писал: «…безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения.., а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно»1

После Февральской революции перед в условиях отказа от предыдущей правовой системы, которая признавалась буржуазной, эксплуататорской перед юристами стала задача в выработке новой правовой доктрины.

Широкое распространение получила теория согласно которой ключевую роль отводили социалистическому правосознанию.Так в отсутствие законов, правосознание революционных масс признавалась как непосредственный источник права. Также судебным органам разрешалось применение отдельных «буржуазных» законов, при условии, что они не противоречат укладу нового политического строя и общим принципам права.

Среди юристов того времени популярность получили психологическая и социологическая теории права.Так в противовес либеральному канонам, таким как естественное право, признавшимся «мертвым», так и в противовес позитивному праву «книжному праву», ставилось «живое», «право в действии». Под таким правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов. Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи и администраторы. Они наполняют законы правом, выступая субъектами правотворчества. Нарком юстиции в 1918 году П.И. Стучка объявил новые общественные связи самим правом.

Согласно психологической теории права, основоположником которой является

Л.И. Петражицкий, главным источником права являются чувства, инстинкты людей. Позитивному (официальному) праву придается ограниченное значение. Согласно теории Л.И. Петражицкого, роль государства в отношении права незначительна, практически ничтожна. Критикуя взгляд на право как веление государства, автор отмечал, что реально правом оказывается не только то, что находится вне ведения государства, не пользуется его положительным официальным признанием, но и многое такое, что со стороны государства встречает враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государственном смысле.

Казалось бы этот подход наиболее близок к марксистской идеологии, но в условии войн, революций отводить главенствующую роль чувствам и эмоциям людей был нецелесообразно. Поэтому развитие позитивного права было неизбежным, хотя бы на определенный временный интервал.

Однако вскоре от данных теорий пришлось отказаться. Новая власть была вынуждена вводить большое количество императивных норм, чтобы контролировать положение внутри страны и не допустить контрреволюции. Так как стало появляться позитивное право Советского государства, которое следовало выполнять.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: