Посткризисный период

Определение роли государства в процессе формирования и развития рынка, его социальной ориентации, совершенствования механизма управления государственной собственностью приобретает в настоящее время первостепенное значение. Определенную роль в этом процессе играют и культурные учреждения.

В настоящее время в нашей стране в основе финансовых взаимодействий культурных учреждений лежат отношения по поводу движения денежных средств между различными участками общественного производства. Стабилизация правового положения культурных учреждений, повышение эффективности их деятельности в современных условиях необходимы для создания в целом условий устойчивого функционирования финансово-кредитной сферы, формирования и исполнения бюджета.

Стабилизировать финансирование учреждений культуры в короткие сроки просто невозможно. Так как для этого необходимо длительное время и как я писала раннее, необходимо менять саму психологию граждан Республики, ведь правительство уделяют финансированию учреждений культуры малую роль из-за незаинтересованности граждан Республики Казахстан в развитии культурных учреждений.

Существуют ряд положительных моментов, которые могут стабилизировать финансирование учреждений культуры в Республике Казахстан:

- Создание программ на поддержку и развитие культурных учреждений

-Привлечение инвестиций из зарубежных стран, за счёт корректного маркетинга, который будет направлен на зарубежных инвесторов.

-Изменение условий привлечения средств отечественного малого и среднего бизнеса, так чтобы ему было выгодно вкладывать средства в культурные учреждения Республики Казахстан

-Создавать условия для адаптации сферы культуры в рыночных отношениях

-Сформировать единое культурное пространство, создать условия для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам

-Необходима интеграция в мировой культурный процесс

-Развитие, внедрение и реализация информационных технологий так же положительно сыграет в финансирование учреждений культуры

Все эти аспекты безусловно смогут привлечь инвестиции с зарубежных государств, так же и привлечь государство к проблемам государственных учреждений культуры.[14]

В Республике Казахстан существуют многочисленные программы по развитию культуры, которые входят в исполнение уже со дня выхода программы. Так например согласно программе «Культурное наследие», на сегодняшний день в Республике Казахстан насчитывается более 25 тысяч исторических, археологических, архитектурных и скульптурных памятников, 11 тысяч библиотек, 147 музеев, 8 культурно-исторических заповедников. Основной задачей данной программы является обеспечение безопасности этих культурных памятников и архивных материалов. Многие исторические памятники не защищены от урбанизации, индустриализации и технократизации. Например, мавзолей Арыстанбаба в Южном Казахстане, мавзолей Асан-Ата и Айкожа в Кызылординской области, мечеть Жаркент в Алматинской области, историко-архитектурные памятники в ауле Турбан Южно-Казахстанской области, музейные памятники «Азарет султан», «Жидебай-Бореле», памятники культуры Мангыстау и Ордабасы. Если мы не будем сегодня уделять этому внимания в должной мере, то завтра будет уже поздно. В этом направлении Президентом были поставлены задачи на должном уровне и ведутся работы по сохранению памятников. Не случайно Мавзолей Кожа Ахмет Яссауи внесен ЮНЕСКО в Список Всемирного Культурного и Природного наследия. Теперь, наряду с такими всемирно известными памятниками как Великая Китайская Стена, Мавзолей Тадж-Махал, Церковь г. Берн, мавзолей К.А.Яссауи занял свое почетное место.

В прошлом году Правительством РК и ЮНЕСКО было подписано соглашение о сохранении петроглифов и наскальных рисунков в ущелье Тамгалы Алматинской области. Согласно данному соглашению государством Норвегия был выделен грант в размере сто тысяч долларов. Со своей стороны Министерство Культуры планирует открыть Государственный историко-культурный музей «Танбалы».

По разным причинам заграницу были вывезены ценные архивные и исследовательские документы. Ведется большая работа и будут выделяться деньги на воссоздание оригиналов и копий документов из государственного бюджета Республики Казахстан.

Одной из основных целей программ по развитию культуры в нашей республике является достижения прозрачности финансирования. Все эти программы создаются во благо граждан Республики Казахстан и правительство не преследует цели скрывать какие либо факты. Финансирование проектов, которые осуществлялись и будут осуществляться, фиксируется документально.2 млрд. тенге было выделено из республиканского бюджета на осуществление Госпрограммы «Культурное наследие». Из них на реставрацию и архивные исследования – 222 млн. 35 тысяч тенге; на создание общей системы культурного наследия – 96 млн. 87 тысяч тенге; на издание литературы национальной и мировой научной мысли – 323 млн. 222 тысячи тенге.

Одной из основных задач Программы является создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы. Не секрет, что это наше самое слабое место. Начиная с 90-х годов население республики стало меньше читать книги. Несмотря на то, что труды казахстанских писателей переиздаются и выходят в свет, много ценных произведений мыслителей Востока ещё не изучены. Поэтому Программой «Культурное наследие» предусмотрены экспедиции ученых-исследователей для изучения наследия мыслителей Аль-Фараби, Жусуп Баласагуни, Мухамед-Хайдар Дулати, Кадыргали Жалайыри в библиотеках и архивах таких городов как Казань, Уфа, Ташкент, Каир, Дамаск и др. Такие рукописи как, «Огыз-Нама», «Бабырнама», «Кодекс – Куманикус», «Книга Дедем Коркыта» представляют для казахского народа большую ценность. В планах Программы поиск рукописей отечественных и зарубежных мыслителей, запись на аудиокассеты исполнения традиционных произведений. Готовятся к выпуску «Иссык курган», «Города средних веков Казахстана», «Археология Казахстана», труды Геродота и Птолемея и др. мыслителей, также будет издан сборник о жизни арабов, персов, монгол с древних времен и до наших дней. «Слова предков», «Тупнуска», «Казахская литература в Китайской республике», «Литературное наследие», «История казахской литературы», «История казахского искусства», «Антология казахской музыки», «Лауреаты Нобелевской премии» и др. В рамках Программы вышеперечисленная литература планируется к изданию.Контроль по осуществлению данной Программы будет обеспечиваться Министерством Культуры, Информации, Науки и образования РК. По отраслям истории, этнографии, археологии, литературы, языкознания, культуры, социологии, востоковедения, фольклористики, педагогики, психологии будут вовлечены более 200 специалистов и ученых ВУЗов.

Для возрождения и развития культуры требуется улучшить условия труда для специалистов, занимающихся этой деятельностью. В настоящее время улучшились условия для эстрадных певцов, деятелям искусства вручаются госпремии, Президентские стипендии, бизнесменами нашего государства была учреждена премия «Тарлан». Но этого не достаточно. Мы не должны думать только об известных деятелях культуры, нельзя забывать и проблемах других специалистов. Например, в театре работают не только певцы. В настоящее время в театрах, музеях, библиотеках зарплата специалистов очень низкая. В известных Республиканских театрах средняя заработная плата основных работников – 10 тысяч тенге. [15]

Так же государство уделяет огромное внимание и развитию культуры на селе. Если раньше библиотеки и театры закрывались, то сейчас они начинают возобновлять свою работу. Например, с 2000 года. В Актюбинске, Костанае, Южном Казахстане открылись театры. Увеличилась численность музеев. В 2000 году их было 129, а в 2003 году – 145. За это время возобновили работу 500 библиотек, в некоторых селах открыли новые библиотеки. По сравнению с 2000 годом из местного и Республиканского бюджетов на развитие культуры села было выделено на 50 % больше средств. Если из года в год экономика Казахстана будет расти, то выделяемые средств будут увеличиваться. В Актюбинской области в настоящее время действуют 379организаций культуры и искусства всех форм собственности, в том числе 183библиотеки, 168 культурно –досуговых учреждений, 14 музеев, 3 театра, выставочный зал, областная филармония им. Г.Жубановой, государственная инспекция по охране историко-культурного наследия, областной планетарий, 2 кинотеатра, 3 Парка культуры и отдыха, областной Дом народного творчества, открыт областной Центр патриотического воспитания "Алия".В последние годы динамично развивается сеть учреждений культуры и искусства, о чем говорят следующие цифры: за десять месяцев текущего года возобновили работу и были открыты 19 учреждений культуры, из них 8библиотек, 8 клубов, 1 музей, Центр патриотического воспитания "Алия", Парк культуры и отдыха. В 183 библиотеках области книжный фонд составляет 3801,7 тыс.ед, охват читателей 216тыс.чел. Организационно методическими центрами библиотечной системы области являются областные детская, юношеская и универсальная научная библиотеки. Областная универсальная научная библиотека им. С. Баишева - крупнейшее книгохранилище Актюбинской области, книжный фонд которой составляет 321 700 документов, охват более 20тысяч пользователей. По своей структуре, тематическому и видовому разнообразию фонд библиотеки представляет собой культурную ценность. Большую работу по развитию самодеятельного народного творчества, оказанию методической и практической помощи сельским учреждениям культуры проводит областной Дом народного творчества, который ежегодно проводит конкурсы, фестивали, смотры: "Жас Даурен", "Балдаурен", айтысы, конкурсы жыршы,термеши, кюйши. Областной Дом народного творчества оказывает различные виды платных услуг населению: прокат сценических костюмов, аренда помещения, аренда звукоусилительной аппаратуры, запись фонограмм, написание сценариев, организация и культурное обслуживание юбилеев, праздников, свадеб, аренда автомашин, предоставление услуг тамады, певцов, инструменталистов, танцоров и т.д. [14]

В последние годы государство стало уделять внимание отечественному кинопроизводству. Национальной компании «Казахфильм» были выделены средства, открылся новый цех, было обновлено съемочное оборудование и открыто 420 новых рабочих мест. В целом работа ведется на должном уровне. Основная цель – становление казахстанской культуры на мировой уровень и для этого нами ведется плодотворная работа.[15]

Исторически известно, что такие выдающиеся личности, как Аль-Фараби и Султан Аз-Захир Бейбарс – выходцы из древних казахских земель. Однако этого мало, и наш долг доказать мировому сообществу то, что они являются частью тюркской культуры.Во время официального визита Президента страны Н.А. Назарбаева в Египет и Сирию было подписано Соглашение о строительстве в Дамаске мавзолея и историко – культурного центра Аль-Фараби, реставрации мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса, а также реставрации мечети Султана Аз-Захир Бейбарса в Каире. В рамках второго этапа реализации программы будет осуществлен комплекс мер по реализации положений межправительственного соглашения. Деятельность учреждений культуры направлена на повышение социальной эффективности, расширение степени доступности культурных услуг для населения. Особое внимание уделяется развитию культурно-досуговой деятельности и самодеятельного народного творчества учреждений. Так например за 2009 год в Республике Казахстан было проведено 1 069 контрольных мероприятий, на которые было потрачено 146 489,9 млн. тенге. В реализации национальных интересов Казахстана сегодня все отчетливее проявляется тенденция нового понимания культуры - как основы государственности, ресурса социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности.

Культура является важнейшим фактором духовно-нравственной, экономической и социально-политической стабильности в Казахстане.

Связь культуры с социальными и экономическими процессами, приобретая новое качество, обеспечивает овладение новыми технологиями, способствующими рационализации и повышению эффективности отраслей и всех видов общественно значимой деятельности.

Осуществление предлагаемого комплекса мер по дальнейшей реализации отраслевой программы «Культурное наследие на 2009-2011 годы» позволит:

 

 

1 повысить теоретическую и научную базу гуманитарной сферы науки Казахстана соответствующего тенденциям и направлениям мирового развития;
2 разработать единый механизм пропаганды историко-культурного наследия страны на мировой арене, учитывающий международные тенденции и направления, особенности культуры и менталитета казахского народа;
3 создать условия для развития целой отрасли науки культурологии;
4 пропагандировать национальное историческое наследие на международном уровне;
5 наладить деловые контакты с зарубежными научно-аналитическими центрами в сфере культуры, что позволит эффективно учитывать международные тренды данной сфере;
6 ввести в научный оборот все данные и материалы, собранные по стратегическому национальному проекту «Культурное наследие» на 2009 – 2011 годы;
7 включить систематизированные сведения, полученные по результатам реализации стратегического национального проекта «Культурное наследие» на 2009 – 2011 годы, в учебники и учебные программы средних и высших учебных заведений;
8 Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики.

В период, когда Казахстан вступил в новый этап строительства суверенного государства, необходимо, чтобы народ консолидировался вокруг идеи национального развития, чтобы историческое наследие стало символом единства народа и целостности страны. Настоящая Концепция позволит обеспечить сохранность и эффективное использование историко-культурного наследия, преобразовать стратегический национальный проект «Культурное наследие» на 2009 – 2011 годы в один из ключевых факторов стратегии устойчивого развития.

В настоящее время Министерство культуры финансирует учреждения и организации. Их перечень определяется правительством РК. В него входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для Казахстана а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства.

Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:

Ø оплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала) как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организацией культуры;

Ø содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;

Ø содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;

Ø содержание животных в зоопарках и цирках;

Ø комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно - методическую деятельность;

Ø материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ и других видов массовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;

Ø оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;

Ø проведение капитального ремонта;

Ø реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование организации культуры;

Ø другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.

Запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организации культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организации культуры.

Массовая сеть государственных учреждений культуры финансируется за счет региональных и местных бюджетов. В зависимости от своего расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другие учреждения различаются по масштабам деятельности, числу работников, охвату населения. Значительное количество мелких учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано в основном на бюджетное финансирование. Крупные муниципальные учреждения культуры имеют признаки юридического лица, среди которых наличие самостоятельной сметы доходов и расходов. Исходя из этого и финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.

По-разному строится и механизм общего объема бюджетных средств на финансирование культуры. Все ассигнования по бюджету крупной территориальной единицы делятся на две части. Первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая – для финансирования программ и мероприятий, а также обеспечения деятельности негосударственных организаций и частных лиц, вносящих вклад в развитие отрасли. Вторая часть ассигнований представляет собой целевую статью расходов, при формировании которой применяется методология “от достигнутого уровня”, или же выделение средств осуществляется в определенной пропорции от расходов на содержание отрасли. За счет средств этой статьи могут финансироваться культурные программы и мероприятия как государственных, так и негосударственных учреждений культуры. В данном случае применяется программно-целевой метод обоснования и выделения средств. Этот метод можно отнести к числу новаторских. В качестве приоритетных направлений деятельности, подлежащих финансированию, рассматриваются, как правило, такие как:

Ø сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;

Ø сохранение народных традиций (поддержка фольклорного ансамбля, центров декоративно-прикладного искусства, самодеятельного творчества и др.);

Ø развитие региональных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);

Ø развитие творчества детей и поддержки молодых дарований;

Ø организация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни.

В условиях ограниченного финансирования при разработке той или иной программы избирается некоторая крупная социально значимая и общественно необходимая цель, которая может быть достигнута разными исполнителями. Для повышения эффективности выделяемых средств в условиях конкурентности применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа. Возможны варианты финансирования программ из различных источников. В этом случае орган управления культуры принимает долевое участие в финансировании. При оценке результативности предлагаемого набора условий, сформулированных заказчиком, расчеты и обоснования подвергаются независимой экспертизе. С участием экспертов определяются и приоритеты финансирования, для чего при главном распорядителе средств создаются экспертные советы. В его состав включаются специалисты, имеющие профессиональный авторитет в области культуры. Этот совет с максимальной объективностью оценивает каждое учреждение культуры и дает рекомендации главному распорядителю бюджетных средств и выделении средств на выполнение тех или иных мероприятий. Решение вопроса, как правило, основывается на системе критериев, среди которых целесообразность, экономическая эффективность, надежность реализации, социальная значимость, культурная преемственность, технологическая осуществимость, творческая подготовленность, методологическая обоснованность.

При подготовке учреждениями и организациями заявок на право получения государственного и муниципального заказа в области культуры важно выделить вид деятельности, самостоятельно сформулировать и оценить соответствие проводимого мероприятия установленным приоритетам и критериям финансирования.

В последние годы в экономическую и организационно-творческую жизнь органов управления и организации культуры внедряется принцип применения так называемого социально-творческого заказа. При этом способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности создаются равные возможности на получение бюджетных средств. Процедура перечисления средств подобна процедуре финансирования программ. Однако отличительной особенностью при заключении договоров на реализацию социально-творческого заказа является то, что он разбивается на две части. Основная часть фиксируется и не может меняться ни органом управления культурой, ни исполнителем. Конъюнктурная же часть не фиксируется, так как представляет собой достаточно широкий набор мероприятий и культурных услуг. Договор предусматривает определенные допуски для замены одних мероприятий на другие, адекватные по форме или по содержанию. Разрешается вносить изменения по срокам выполнения заказа в случае изменения ресурсных условий.

Если посмотреть на таблицу то мы можем заметить динамику финансирования учреждений культуры(кинематография и т.п), с 1995 годы по 2005 годы.

 

Динамика финансирования учреждений культуры(кинематография) №2

 

 

Таким образом, можно сделать вывод, что со временем финансированию учреждения культуры уделяется всё больше и больше внимания. И на 2009 год финансированию области кинематографии выделяется из бюджета около 343,7 млн.тг.

Если смотреть на ниже приведенную динамику финансирования ремонтно- реставрационных работ по сохранению памятников истории и культуры в Акмолинской области, можно сделать следующий вывод:

 

 

Без культурного наследия немыслимы современная жизнь суверенного Казахстана и перспективы его всестороннего развития. Культурное наследие является одной из основ формирования самосознания, обладает большим потенциалом в утверждении преемственности гуманистических и патриотических ценностей. Мобилизация экономического ресурса культурного наследия – основа страновой регенерации. Сохранность исторической среды обеспечивает инвестиционную привлекательность республики. Она также приводит к широкому кругу непрямых выгод, которые станут достоянием всего казахстанского сообщества.

Базовый принцип государственной политики в области сохранения культурного наследия – комплексный подход к его сохранению, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития государства. Сохранение культурного наследия должно стать ключевым элементом стратегии устойчивого развития. [16]

 

Заключение.

Таким образом в Республике Казахстан финансированию учреждений культуры уделяется особое внимание. Финансируются государственные культурные учреждения за счёт спонсорства, патронажа и благотворительности. Так же к ним относится и собственная коммерческая деятельность учреждения культуры. Речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр. Это всё являются источниками финансирования культурных учреждений в наше время. То есть дальнейшее развитие культурных учреждений зависит напрямую от граждан государства.

Для того, чтобы граждане интересовались в развитие культурных учреждений, правительство ставит перед собой главную цель- это обеспечение прозрачности финансирования учреждений культуры. Всё то, что делает государство для народа, это идёт только во благо граждан. Финансирование всех программ фиксируется документально и каждый гражданин может ознакомиться с данными документами, которые находятся на официальных сайтах в Интернете интересующих ведомств.

«Культура – это отражение нации, ее души, ума и благородства. Цивилизованный народ гордится ходом своей истории, развитием культуры, великими людьми, прославившими страну и внесшими огромный вклад в золотой фонд мировых достижений мысли, искусства. Именно посредством культуры, традиций нация становится известной.» (Н. А. Назарбаев)

Согласно Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года с изменениями и дополнениями от 21.05.2007 г, раздел II «Человек и Гражданин», статья 19 «Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».[18]

Для осуществления данного Закона государство делает всё возможное, чтобы всё то обещанное Президентом при приобретении суверенитета Казахстана воплотилось в жизнь. Казахстан добился многого с приобретением независимости, это во многом и заслуга Президента Казахстана. Несмотря на Мировой Финансовый Кризис Казахстан добивается поставленных целей. В стратегическом плане «Казахстан- 2030», Президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев уделил большое внимание культурному и духовному развитию граждан Казахстана. Для осуществления данной цели в нашей Республике постоянно растёт число культурных учреждений: библиотек, театров, музеев и т.д. Основной идеей Президента можно выделить то, что несмотря на многочисленные поставленные задачи, в число которых входит и развитие инновационных технологий, увеличение потребности граждан в мировой сети-интернет и т.п. Нурсултан Назарбаев выявил важный аспект, что главным остаётся знание истории, знание и развитие истории своего народа и в мире в целом.

Как говорил Гюстав Лебон «Современный цивилизованный человек живет в одну из тех критических эпох истории, когда вследствие того, что старые идеи, от которых происходит его цивилизация, потеряли свою власть, а новые еще не образовались, критика терпима. Ему нужно перенестись мысленно в эпохи древних цивилизаций или только на два или три века назад, чтобы понять, чем было тогда иго обычая и общественного мнения, и чтобы знать, сколько нравственного мужества надо было иметь новатору, чтобы напасть на эти две силы.». Т.е. важнейшим движение силы народа является знание истории. А историю своего народа можно проследить из источников, которые к счастью дошли до наших дней.

Но проблема состоит в том, что до наших дней они сохранились в плохом виде. Для реконструкции многих книг, рукописных изданий, памятников культуры, учреждений культуры приглашаются зарубежные археологи, архитекторы. Так как отечественные работники не могут справится с поставленными задачами. Для решения этих проблем из-за рубежа приглашаются зарубежные преподаватели или работники с опытом работы с памятниками истории, которые обучают отечественных работников. Так же к проблемам учреждений культуры относится строительство новых объектов культуры, проведение ремонта, технического оснащения сельских учреждений культуры и искусства, организация гастролей творческих коллективов по республике и за рубежом, проведение международных фестивалей и смотров-конкурсов, пополнение фондов сельских библиотек и музеев, информационное обслуживание населения. Но эти проблемы разрешимы в Республике.

Территория Казахстана находится на стыке двух древнейших культур–Кочевой и Оседлой, которые сосуществовали, обмениваясь самыми лучшими приобретениями из культур. На этой земле образовались различные культурные, духовные, и исторические памятники разных народностей, и немногие страны могут сравниться с Казахстаном по богатству и разнообразию исторических свидетельств древних и новых цивилизаций. Среди 25 тысяч зарегистрированных памятников Казахстана есть стоянки первобытных людей, города, имеющие историю несколько тысячелетий, которые доказывают всему миру то, что на территории Казахстана всегда была развитая цивилизация.

Народ всегда оставался и будет оставаться движущей силой в стране, поэтому именно от народа, именно от граждан Республики зависит дальнейшее развитие культурных учреждений, их финансирование и сохранность древнейших памятников истории.

 

Список использованной литературы

1) www. ru.wikipedia.org

2) http://dic.academic.ru

3) http://www.kontrolnaja.ru

4) http://www.ref.by

5) http://ancientrome.ru

6) http://bibliotekar.ru

7) http://lit.lib.ru

8) http://revolution

9) http://ref-upr.ru

10) Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001, стр 168-171

11) www.goverment.kz- сайт Правительства РК

12) www.online.prg.kz

13) www.almaty.kz

14) www.ryazanreg.ru

15) www.union.kz

16) www.madenimura.kz

17) http://www.stroygorhoz.ru

18) Конституция РК от 30 августа 1995 года, раздел 2, статья 19.

19) Журнал «Қаржы Каражат» №34 стр 15

20)Мельников В.Д., Ильясов К.К. "Финансы" Алматы 2001г стр 201-203

21) " Финансовый учет на предприятии" под редакцией Рахимбековой Р.М. Алматы "Экономика" 2003г стр 116-117

22) Омирбаев С.М. "Финансы" Астана 2002г. Гл.-17, стр 304-306

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: