Учреждений культуры в РК

Развитие нашей страны в соответствии с долгосрочной стратегией «Казахстан - 2030» обеспечили достижение значительных успехов в проведении рыночных преобразований, обеспечении экономического роста и повышения уровня жизни населения. В Послании Президента народу Казахстана «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год» изложены основные направления экономической и социальной политики, дальнейшей демократизации общества, развития культурно-образовательной и духовной сфер. Определена задача по дальнейшему обеспечению непрерывного и плодотворного поиска, перспективных путей устойчивого развития общества и государства, социальной сферы, в том числе и в области культуры. В Послании указаны не только цели и задачи, стоящие перед нашим обществом в деле изучения и восстановления национальной истории и обобщения многовекового опыта отечественной культуры, но и четкая методология их решения.

Таблица № 6

Масштабные направления деятельности

1 Создание целостной системы изучения огромного культурного наследия народа
2   Воссоздание значительных историко-культурных и архитектурных памятников
3 Создание развернутых художественных научных биографических серий
4 Создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы являющиеся потенциальным ориентиром при формировании культурной политики. Что предполагает значительное повышение роли культуры, как смыслообразующего фактора духовной жизни, ее ориентира на идейно-нравственные ценности казахстанского общества.

Параметрами достижения нового качества духовной жизни выступают культурная активность населения, обеспечение широких возможностей для раскрытия способностей и дарований каждого, достижение возможно высокого уровня согласия взаимодействующих между собой социокультурных групп населения. Создание условий для разнообразных культурных контактов на основе общепринятых идейно-нравственных ценностей.[13]

 В период радикальных социально-экономических преобразований основной целью государственной политики в сфере культуры является сохранение богатого культурного наследия Казахстана, сложившейся ранее системы институтов культурной жизни страны. Главный позитивный итог реализации государственной политики в области культуры заключается в том, что, в целом, удалось сберечь ранее накопленный культурный потенциал республики Казахстан. В основном сохранена сеть культурных институтов Республики Казахстан, начался процесс создания негосударственных учреждений культуры, предотвращены попытки вывоза из Республики Казахстан культурных ценностей.(20,стр 201-203)

 Как в столице, так и в регионах, сохранялся внутригосударственный культурный межнациональный обмен, новое качество получили связи Республики Казахстан с зарубежными странами в области культуры. Для сферы культуры в последнее десятилетие характерно снижение объемов бюджетного финансирования, что повлекло за собой значительное уменьшение объемов производственной деятельности учреждений культуры и искусства. Расходная часть государственного бюджета по отрасли "Культура" остается на минимальном уровне.[11]

Согласно Закону Республики Казахстан «О Культуре» от 15 декабря 2006 года № 207-III «Финансирование государственных учреждений культуры осуществляется за счет бюджетных средств и средств, поступающих в виде благотворительной и спонсорской помощи, и иных средств, используемых в порядке, установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан.»[12]

Из-за отсутствия средств наиболее актуальными проблемами являются: строительство новых объектов культуры, проведение ремонта, технического оснащения сельских учреждений культуры и искусства, организация гастролей творческих коллективов по республике и за рубежом, проведение международных фестивалей и смотров-конкурсов, пополнение фондов сельских библиотек и музеев, информационное обслуживание населения. Требует совершенствования нормативная правовая база сферы культуры.(22, стр. 304-306)

 На заседании глав правительства 4 апреля 2010 года в Республики Казахстан выявилось, что спортивных и культурных учреждений в Казахстане еще недостаточно много, зато медицинских – чересчур. Медицинских учреждений на данный момент построено достаточно много, что люди просто не посещают их. А культурные учреждения остаются на прежнем уровне и граждане от безвыходности вынуждены посещать культурные учреждения, состояние которых оставляет желать лучшего. Правительство выявило новый путь к развитию учреждений культуры в Республики Казахстан. В связи с этим разрабатываются и реализуются программы развития культуры в различных городах Казахстана, предполагается, что реализация программы позволит обеспечить создание соответствующей культурной среды по формированию новой социокультурной общности, сохранить и развить культурную ифраструктуру. Так например, «Программа развития культуры города Алматы на 2005-2011 годы», целью которой является возрождение, сохранение национальной культуры, историко-культурного наследия народа, в полной мере действует в настоящее время и достигает больших результатов. Финансирование программы, общая стоимость которой составляет 10 507 451.0 тенге, будет осуществляться из средств местного бюджета и внебюджетных источников.

Таблица № 7

Кол-во Направления культурных учреждений
1 2 3  
30
5

30 16 32 Концертно-зрелищные организации и коллективы   Театры Музеи   Республиканские и городские библиотеки   Национальные культурные учреждения  

В городе сосредоточены почти все учебные заведения, обеспечивающие систему подготовки кадров работников культуры и искусства. В Алматы насчитывается 126 недвижимых памятников: 81 – архитектуры и 45 – монументального искусства.

В современных условиях наше экономически крепнущее государство, формирующееся в Казахстане открытое общество, нуждается в создании соответствующей культурной среды, новых базовых социокультурных и поведенческих ценностей и в этих условиях необходимо уйти от узковедомственного понимания культуры, прежней практики «остаточного» внимания к вопросам развития культуры. Одним из социокультурных явлений нашего времени выступает распространение массовой культуры, когда ориентир в основном делается на зрелищность и развлекательность, культура становится потребительской, коммерциализованной сферой. Массовая культура сознательно ориентируется на «усредненные» слои населения. Индустрия развлечений привела к нравственной неразборчивости, распространению эстетически бессодержательных или даже примитивных ориентиров. В этих условиях перед органами культуры стоит важнейшая задача формирования такой социокультурной общности, которая опираясь на богатейшие достижения духовной и материальной культуры нашего народа органически восприняла бы многогранный опыт духовно-культурного развития всей мировой цивилизации

Политико-правовая культура рассмотрена как важнейший элемент общей культуры населения. Критически проанализированы различные парадигмы правопонимания в контексте исследования обычного права. Раскрыты механизмы социокультурной динамики политико-правовых воззрений в казахском обществе, показана их роль в исследовании идеологических позиций, программ, целей и установок различных социальных групп. Расходы по культуре составили 242,1 млн.тенге. За счет средств местного бюджета произведен капитальный ремонт объектов культуры на 18,3 млн. тенге. На укрепление материально-технической базы направлено 5,3 млн. тенге.

Динамика 1: Финансирование учреждений культуры

2009 год стал самым финансируемым в Республике Казахстан. Это послужило хорошим толчком для дальнейшего развития культуры в Республике Казахстан. На данный момент- 2010 год на 1 квартал является менее финансируемым, как констатируют казахстанские финансисты, данное финансирование является эхом Мирового Финансового Кризиса, так же сейчас огромные средства идут на стабилизации экономики. Но как обещает Правительство Республики Казахстан в скором времени ожидается стабилизация культурного сектора..[13]

 

 

Правительство Республики Казахстан открывают различные учреждения, основной целью которых являются управлению культуры. В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативными документами Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан, решениями и распоряжениями Акима области и настоящим Положением. Управление проводит на территории области государственную политику в сфере культуры, осуществляет с этой целью межотраслевую координацию. Управление входит в единую систему управления культуры Республики и руководит деятельностью областных методических центров, государственных учреждений и государственных коммунальных казенных предприятий сферы культуры; утверждает учредительные документы государственных учреждений и предприятий, финансируемых из областного бюджета и выступает в отношении их уполномоченным органом. Управление является юридическим лицом, создано в форме «Государственного учреждения», имеет в рамках действующего законодательства соответствующие счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на государственном языке. Имеет право на оперативное управление имуществом, переданным ему учредителем. Имеет самостоятельный баланс или смету.

Основными целями Управления являются:

  -обеспечение конституционного права граждан на пользование культурными услугами;

  -разработка и реализация на территории Алматинской области единой государственной политики в сфере культуры, совершенствование культурного обслуживания населения области, дальнейшее развитие внутренних, культурных связей.

Управление осуществляет контроль и координацию за регулированием культурных взаимоотношений согласно действующему законодательству, обеспечением потребительских интересов жителей области в сфере культуры, координирует деятельность районных и городских структурных подразделений в разработке текущих и перспективных программ по развитию казахской национальной культуры и культуры других национальностей, проживающих на территории области;

- дальнейшее совершенствование библиотечного, информационного обеспечения жителей области; создание условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и представляемых библиотеками;

-разработка программ и участие в формировании и реализации общегосударственной политики в деле защиты, сохранения и использования памятников истории и культуры, музейных комплексов области, в том числе письменных, их реставрации и консервации;

- государственное обеспечение функционирования системы культуры в области и ее социальная защита в соответствии с потребности населения области и новыми социально-экономическими условиями его развития;

 

- проведение кадровой политики в области культуры, организация подготовки, повышения квалификации управленческих, библиотечных, музейных, культурно-просветительных работников для организации деятельности в условиях рыночных отношений;

-расширение сферы совместной деятельности органов культуры области с общественностью, средствами массовой информации, телевидением, управлением государственного и местного самоуправления.

Управление совместно с соответствующими подразделениями аппарата Акима области, органами местного самоуправления создает условия для развития культуры на основе принципов государственной политики в этой сфере: степени достижения социального равенства жителей области в приобщении к ценностям культуры, разнообразия учреждений культуры по видам собственности, направлением деятельности. Создает условия для наиболее полного проявления и

развития творческих сил, сохранения культурных традиций и новаторства в культуре, демократизма управления в системе культуры, представление гарантийного объема культурных услуг жителям области.

К основным направлениям деятельности культуры обносятся:

- осуществление государственной политики в области культуры и оказание помощи органам местного самоуправления по созданию условий для удовлетворения культурных запросов населения;

- организация, обеспечение возможности получения ими культурных услуг;

-обеспечение эффективности деятельности учреждений и предприятий культуры в районах и городах, областных учреждений, разработка регионального компонента содержания культуры.

Содействие в развитии областного телевидения для предоставления населению максимально широкого выбора телепрограмм; развитие посредством телевидения общенациональной культуры и образования, содействие в распространении культурно-просветительных, развлекательных программ, программ направленных на духовное и эстетическое воспитание населения укрепление семьи и утверждение здорового образа жизни.

В соответствии с основными задачами управление осуществляет следующие функции:

-Разрабатывает предложения по основным направлениям реализации государственной политики в сфере культуры

- Участвует в разработке и реализации правительственных областных целевых программ в сфере культуры

-  Вносит в установленном порядке на проекты постановлений, решений и распоряжений по вопросам культуры.

-  Анализирует и прогнозирует социальные процессы в сфере культуры, их воздействие на состояние и развитие социально-экономической ситуации в области, подготавливает областных органов и других организации информации о реализации направлений государственной политики и разрабатывает стратегию развития культуры области

- Организует проведение на базе областных методических центров научных исследований по проблемам культуры, обобщает и внедряет в практику их результаты.

-Осуществляет организационную поддержку программ государственных учреждений и государственных предприятий, общественных объединений сферы культуры.

- Формирует и выдает на конкурсной основе государственные социально-творческие заказы на создание произведений искусства, организует конкурсы и другие мероприятия, обеспечивающие создание высоко художественных произведений драматического, музыкального, хореографического, изобразительного, декоративно-прикладного, эстрадного искусства.

- Распоряжается в установленном порядке, выделяемыми средствами для финансирования программ и проектов в сфере культуры.

- Проводит финансирование областных мероприятий, проводимых согласно государственного заказа, а также мероприятий своих подразделений, проводимых по государственному заказу.

- Осуществляет руководство по учету, охране, реставрации, использованию и пропаганде памятников истории, материальной и духовной культуры, разрабатывает и утверждает в установленном порядке положения, правила, информации по вопросам охраны и использования историко-культурного наследия.

- Вносит в установленном порядке предложения о присвоении деятелям культуры и искусства области, гражданам, должностным лицам, внесшим вклад в развитие культуры почетных званий, представления к присуждению государственных наград и почетных званий, утвержденных Акимом области.

- Формирует и реализует единую стратегию в привлечении инвестиций для развития отрасли, расширения и реконструкции действующих предприятий. Разрабатывает на рассмотрение аппарата Акима области предложения по сохранению и развитию материально-технической базы учреждений культуры. Планирует и размещает заказы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту учреждений культуры, проводит экспертизу и утверждение проектно-сметной документации. Вносит предложения в аппарат Акима области по организации строительства и проектированию новых объектов системы культуры.

- Управление изучает обеспеченность культурно-просветительными, библиотечными кадрами учреждений культуры области, осуществляет прогнозирование их потребности в подготовке новых специалистов. Совместно с колледжами культуры области, областными курсами повышения квалификации работников культуры совершенствует систему повышения квалификации кадров области. Проводит и осуществляет контроль за соблюдением правил проведения аттестации кадров культуры.

- Разрабатывает и утверждает при наличии полномочий положения, уставы и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений культуры.

- Управление организует сбор информации от учреждений и предприятий и доводит до них информации по вопросам культуры. Координирует областные планы проведения культурных мероприятий, организуемые различными ведомствами, утверждает единые календарные планы культурного направления.

- Совместно с управлением по туризму и спорту участвует в разработке туристических и экскурсионных программ и маршрутов по памятным местам

 

-Совместно с заинтересованными управлениями, ведомствами и общественными организациями проводит работу по подготовке и развитию молодых талантов в искусстве, координирует развитие сети школ прикладного искусства, школ подготовки молодых певцов, кюйши, термеши, акынов, независимо от их подчиненности, а также организацию в них подготовительного процесса. Осуществляет подготовку фольклорных, эстрадно- цирковых хореографических, театральных, хоровых коллективов в области, обеспечивает их участие в областных, республиканских, международных конкурсах.

- Обеспечивает социальную и правовую защиту работников отрасли в соответствии с действующим законодательством.

-  Управление на основании представлений акимов районов и городов назначает руководителей структурных подразделений (директоров домов культуры, директоров музеев, районных библиотек) и освобождает от должности руководителей этих структурных подразделений, а также назначает и освобождает руководителя государственного коммунального казенного предприятия.

Анализирует структуру и положение государственных учреждений и предприятий сферы культуры, квалификационные характеристики должностей работников, поддерживает творческие поиски, их новации, изучает и распространяет их опыт. Организует работу по развитию культуры труда управленческих кадров системы, их методическое, правовое обеспечение.

- Управление организует и осуществляет связи области по вопросам культуры с другими регионами страны, а также международные связи по предложению Комитета культуры Министерства культуры, информации и общественного согласия и по соглашению с Акимом области. Проводит совместные конференции, семинары, совещания по вопросам культуры.

- Управление рассматривает в установленном законодательством порядке заявления, жалобы граждан. Ведет прием граждан по личным вопросам, обеспечивает выполнение их законных требований и обоснованных просьб, принимает меры к устранению выявленных недостатков в деятельности подведомственных учреждений и предприятий.

- Управление имеет право:

   - издавать приказы, инструкции, указания, правила на основании и во использование законодательных актов и нормативных документов Президента Республики Казахстан, правительства Республики Казахстан

  -  разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты по вопросам культуры в вышестоящие органы;

- Управление имеет право привлекать научно-исследовательские коллективы культуры и искусства, издательства, сценаристов, режиссеров-постановщиков, ученых искусствоведов для разработки и реализации научно-информационного обеспечения развития сферы культуры на договорных началах и контрактной основе. Все сделки, финансируемые из средств бюджета, регистрируются в отделении казначейства.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: