Организация деятельности правительства РФ

Организация деятельности Правительства Российской Федерации— это

предусмотренные законом и регламентными нормами порядок и организационно-правовые формы осуществления Правительством РФ своих полномочий. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп.) и Регламентом Правительства РФ деятельность Правительства осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов.[25]

Деятельность Правительства осуществляется по трём основным направлениям:

1. стратегическое планирование

2. нормативное

3. оперативное управление

Правительство определяет экономическое и социальное содержание

стратегии. Для этого проводится теоретический анализ, моделирование ситуаций, долгосрочное прогнозирование, привлекаются представители отечественной и зарубежной науки и практики. Так, для разработки стратегии развития России на период до 2010 г. Специально создан Центр стратегических исследований, который привлёк для работы более 200 учёных и специалистов разных направлений и убеждений.

Нормотворчество выражается в подготовке законопроектов для

внесения в Государственную Думу и принятии постановлений по вопросам экономического и социального развития страны. При этом качеству документов уделяется первостепенное внимание, в противном случае приходится только, что принятые законы пересматривать, вносить в них изменения. Основную часть нормативных актов законодатели обычно принимают по предложению исполнительной власти.

Оперативную работу составляют ежедневно принимаемые решения,

рассмотрение вопросов на заседаниях комиссий, по поручением вице-премьеров и Правительства. Подготовка и принятие решений проходит несколько ступеней (стадий): Министерство – министр -  руководитель  аппарата Правительства – департамент аппарата Правительства – секретариаты вице-премьеров Правительства – вице-премьер - Председатель Правительства. Самостоятельно без согласования на других ступенях, довести проект до последней верхней ступени практически нельзя, так как на каждой стадии  процесс согласования может прерваться, а инициатива отклонится.[26]

Правительству для осуществления его полномочий предоставлено

право законодательной инициативы по всем вопросам, включая предложения об изменении Конституции РФ. Законопроекты, подготовленные от имени Правительства, вносятся в Государственную Думу только по его решению. Лишь Правительство может вносить законопроект о государственном бюджете. В Правительство направляются все законопроекты и поправки к ним, поступающие в палаты Федерального Собрания, и оно вправе направлять в Совет Федерации и Государственную Думу официальные отзывы на рассматриваемые законопроекты и предложения об их изменениях. Эти отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению в Совете Федерации и Думе (обычно – на заседаниях соответствующих комитетов, готовящих к слушанию законопроектов).[27]

В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум. В состав Президиума Правительства входят Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, по делам национальностей и региональной политики, федеральный министр - Руководитель Аппарата Правительства.

Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Президиума. При этом Правительство вправе отменить любое решение Президиума.[28]

В заседаниях Правительства могут участвовать с правом

совещательного голоса представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Председатель Центробанка и Президент Российской Академии наук. В заседаниях Правительства может принимать участие на правах председательствующего Президент РФ.

По каждому из рассматриваемых на заседаниях вопросу

приглашаются лица, имеющие к нему непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.

Заседания ведет Председатель Правительства. Он открывает и

закрывает заседания, предоставляет слово выступающим, при необходимости проводит голосование. В случае равенства голосов при голосовании решающим является голос Председателя.

В заседаниях Правительства могут участвовать председатели

Палат Федерального Собрания, представители Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Счётной палаты, Генеральный прокурор, иные лица, но в случае, если это установлено федеральными законами, или в порядке, определённом самим Правительством. Заседания Правительства могут иметь открытый и закрытый характер. Представителям прессы обычно разрешают присутствовать только в начале открытого заседания, иначе создаются помехи для работы. Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения на заседании, протоколы относятся к служебной информации, порядок распространения которой (в том числе через средства массовой информации) регулируется федеральным законом и самим Правительством.[29]

Вопросы, относящиеся к компетенции Правительства, могут

рассматриваться на заседаниях как Правительства в целом, так и его Президиума. На заседаниях Правительства рассматриваются два рода вопросов:

1. Решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства. Их перечень установлен ст. 28 Закона " О Правительстве";

2. Вопросы, которые с точки зрения руководства Правительства имеют особое значение, например, вытекающие из поручений Президента.

Особое место занимают в деятельности Правительства

Председатель Центробанка и Президент Российской Академии наук. Они участвуют в обсуждении и выработке решений наравне с членами Президиума Правительства.

Согласно Регламенту Правительства на заседаниях Правительства по каждому из рассматриваемых вопросов приглашаются лица, имеющие непосредственное отношение к соответствующему вопросу. Состав лиц, приглашаемых на заседания Правительства, определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. В соответствии с Положением об Аппарате Правительства на заседание Правительства приглашаются также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания.[30]

Решения, принимаемые на заседаниях Правительства, иногда

 записываются лишь в протокол заседания и являются протокольными решениями, но чаще оформляются как Акты Правительства – постановления и распоряжения. Как правило, постановления имеют нормативный характер (например, Постановление Правительства от 12 октября 2000 г. Об обучении студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах государственных и получивших государственную аккредитацию вузов на основе заключения контрактов сл студентами по их желанию после медицинского освидетельствования). Иногда постановления принимаются по частным вопросам. Это ненормативные акты

 (например, постановление о редакции «Российской газеты» от 23 октября 2000 г.) Распоряжения также относятся к актам ненормативного характера.

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений,

 содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собранием Законодательства РФ»[31]

Для обеспечения деятельности Правительства создан Аппарат

Правительства РФ, который работает под руководством Председателя Правительства. Возглавляет его Руководитель Аппарата, являющийся как минимум федеральным министром, или заместителем Председателя Правительства. Аппарат Правительства РФ осуществляет подготовку и организационное обеспечение заседаний Правительства, координирует усилия органов и организаций по обеспечению реализации полномочий Правительства, организует контроль за выполнением его решений.

Он функционирует по трём направлениям:

1. Экспертная оценка входящих проектов

2. Документооборот (контроль за движением документов из министерств в Правительство и обратно и др.)

3. Кадровая работа

Структура Аппарата Правительства включает в себя руководство Аппарата и подразделения Аппарата - департаменты Правительства и секретариаты Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства. В составе департаментов создаются отделы.[32]

Аппарат взаимодействует с министерствами, не подменяя их и не

подавляя ведомственную инициативу. Не является он и просто ретранслятором идей министерств, а осуществляет их экспертную проверку.[33]

Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г.

 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации.

Действующее Положение об Аппарате Правительства

Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260.[34]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: